Империя мудрых женщин

Поистине, дела оцениваются только по намерениям. Дела (оцениваются) только по намерениям Что способствовало появлению этого хадиса

Предисловие Имама Ан-Навави

Хвала Аллаху, Господу миров, Хранителю небес и земли, который управляет всем сотворённым и направляет посланников, да благословит Он их и да приветствует, к людям, обязанным выполнять установления шариата, чтобы вести их правильным путём и разъяснять законоположения религии с помощью неопровержимых доводов и ясных доказательств. Я воздаю Ему хвалу за все Его благодеяния, прошу Его об увеличении оказываемых Им милостей и свидетельствую о том, что наш господин Мухаммад является Его рабом. Его посланником и Его возлюбленным, являясь также и наилучшим созданием Аллаха. И я свидетельствую, что он почтён славным Кораном, являющимся непрерывным чудом, которое не прейдёт до скончания времён, и сунной, освещающей путь для ищущих руководства, и способностью вкладывать много смысла в немногие слова и величием этой религии. Да благословит Аллах и да приветствует как его самого, так и всех остальных пророков и посланников, семейство каждого из них и всех прочих праведников!

Улемы, да будет доволен ими Аллах, написали великое множество сочинений, в которых приводились сорок хадисов, касающихся различных аспектов религии. Насколько мне известно, первым автором подобного труда был Абдуллах бин аль-Мубарак , следующим стал богослов Мухаммад бин Аслам ат-Туси , затем такой труд написал аль-Хасан бин Суфйан ан-Наса"и , затем - Абу Бакр аль-Аджурри , затем - Абу Бакр Мухаммад бин Ибрахим аль-Исфахани , затем - ад-Даракутни , затем - аль-Ха-ким , затем - Абу Ну"айм , затем - Абу Абд ар-Рахман ас-Сулами , затем - Абу Са"ид аль-Малини , затем - Абу Усман ас-Сабуни , затем - Абдуллах бин Мухаммад аль-Ансари , затем - Абу Бакр аль-Байхаки , а также многие другие люди, которые жили в разное время и которых невозможно перечислить полностью.

И я обратился к Аллаху Всевышнему с мольбой о благословении на то, чтобы по примеру этих выдающихся имамов и хранителей ислама также собрать сорок таких хадисов. При этом я руководствуюсь словами посланника Аллаха, которые приводятся в следующих достоверных хадисах:



"...пусть присутствующий из вас известит отсутствующего" (Аль-Бухари и Муслим),

А также:

"Да порадует Аллах человека, услышавшего сказанное мною, запомнившего (эти слова) и передавшего их (людям именно так, как он их услышал.)

Абу Дауд, ат Термизи и Ибн Маджа

Следует отметить, что одни улемы собрали по сорок хадисов, в которых говорится об основах религии (усуль ад-дин ), другие - о её ответвлениях (фуру" ), третьи - сорок хадисов о джихаде , четвёртые - сорок хадисов о воздержании (зухд), пятые - сорок хадисов о правилах поведения (адаб ), а шестые - о проповедях (хутаб ). Составление всех этих сборников преследовало праведные цели, и да будет Аллах доволен этими людьми, однако я посчитал, что следует собрать сорок хадисов более важных, чем хадисы на вышеупомянутые темы, и охватывающих собой их все. Каждый из таких хадисов должен представлять собой одну из великих основ религии и относиться к числу тех, которых улемы называли стержнем ислама в целом, или его половины, или его трети и т.д.

Кроме того, я придерживаюсь правила, в соответствии с которым каждый из этих сорока хадисов должен быть достоверным, а большинство их должно приводиться как в "Сахихе " аль-Бухари, так и в "Сахихе " Муслима. Для того, чтобы их было легче запомнить и они принесли больше пользы, если это будет угодно Аллаху, я цитирую их, опуская иснады.

Каждому человеку, стремящемуся к миру вечному, необходимо знать о том важном, что включают в себя эти хадисы, и усвоить указания на все религиозные обязанности, которые они в себе содержат, поскольку всё это станет очевидным для того, кто будет размышлять о них, а я полагаюсь на Аллаха и вручаю Ему себя целиком и полностью. Хвала же Аллаху, который является источником благодеяний и обеспечивает содействие и покровительство!

Каждый хадис состоит из двух частей – “ иснада ” и “матна ”.

Иснадом называется перечисление людей, передававших друг другу содержание хадиса или же его информационную часть (матн).

Хадис 1. Дела (оцениваются) только по намерениям

Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».

Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардиз-бах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури в своих "Сахихах", являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам. Речь идёт о переселении (хиджра) из Мекки в Медину тех, кто надеялся снискать благоволение Аллаха. Имеется в виду, что переселение его будет принято и за это он получит награду.

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Поистине, этот хадис является одним из тех важных хадисов, каждый из которых называют стержнем ислама. Он представляет собой одну из основ религии и с ним связано большинство её установлений, что ясно видно из соответствующих высказываний улемов. Так, Абу Дауд сказал:

"Поистине, тот хадис, в котором говорится, что дела оцениваются только по намерениям, составляет собой половину ислама, поскольку религия может быть либо явной, и это - дело, либо скрытой, и это - намерение ".

Имамам Ахмаду и аш-Шафи"и принадлежат такие слова:

"Хадис, в котором сказано, что дела оцениваются только по намерениям, заключает в себе треть знания, объясняется же это тем, что раб может приобрести для себя что-либо посредством своего сердца, своего языка и различных частей своего тела. Таким образом, намерение, возникающее в сердце, является одной из трёх вышеупомянутых частей ".

Вот почему улемы любили приводить этот хадис в начале своих книг и прочих трудов. Так, аль-Бухари начинает им свой "Сахих", а ан-Навави - целых три своих труда: "Сады праведных" (Рийаду-с-салихин}, "Поминания" (Аль-азкяр) и "Сорок хадисов ан-Навави"(Аль-арба "уна хадисан ан-нававийа}. Смысл же этого состоит в том, чтобы обратить внимание стремящегося к знанию человека на необходимость такой корректировки его намерений, чтобы он стремился к приобретению знания и совершению благих дел только ради Аллаха Всевышнего. О важности этого свидетельствует тот факт, что, как следует из той версии данного хадиса, которую приводит аль-Бухари, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), произносил эти слова во время обращения к людям с проповедями (хутба). Так же поступал Умар, да будет доволен им Аллах.

Абу "Убайд сказал:

"Нет среди хадисов другого, который заключал бы в себе столько же пользы и смысла, сколько заключает в себе он ".

عَنْ أَمِيرِ المُؤمِنينَ أَبي حَفْصٍ عُمَرَ بْنِ الخَطَّابِ رضي الله عنه قَالَ : سَمِعْتُ ر َسُولَ اللهِ صلي الله عليه و سلم يَقُولُ: » إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ ، وَإنَّمَا لِكُلِّ امْرِىءٍ مَا نَوَى ، فَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ إِلى اللهِ وَرَسُوله فَهِجْرتُهُ إلى اللهِ وَرَسُوُله ، وَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ لِدُنْيَا يُصِيْبُهَا ، أَو امْرأَةٍ يَنْكِحُهَا ، فَهِجْرَتُهُ إِلى مَا هَاجَرَ إلَيْهِ.

От повелителя правоверных Абу Хафсы Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, передано следующее: «Я слышал, как Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дела оцениваются только по намерениям, и каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести. Так, совершивший переселение к Аллаху и Его Посланнику переселится к Аллаху и Его посланнику, а совершивший переселение ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся» .

Этот хадис привели имамы в области хадисоведения Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Аль-Мугира ибн Бардизбах Аль-Бухари и Абу Аль-Хусайн Муслим ибн Аль-Хаджжадж ибн Муслим Аль-Кушайри Ан-Найсабури в своих «Сахихах» , которые являются наиболее достоверными из составленных когда-либо книг.

Существует единогласное мнение о достоверности данного хадиса, о его почётном положении и величии, а также о многочисленной пользе, исходящей от него. Имам Абу Абдуллах Аль-Бухари использовал его неоднократно в своей книги, а Абуль-Хусейн Муслим ибн Аль-Хаджаж поместил его в конце книги «О войне (джихад)».

Этот хадис является одним из тех хадисов, на которых зиждется стержень Ислама.

Имам Ахмад и Имам Аш-Шафии, да смилостивится над ними обоими Аллах, сказали: «В хадис «Дела оцениваются только по намерениям…» входит одна треть знания». Об этом говорил и имам Аль-Байхаки, а также другие ученые. Причиной подобного утверждения является то, что деяния раба делятся на совершенные посредством его сердца, или языка, или частей тела. Намерение же является одним из этих трех видов .

От имама Шафии, да будет доволен им Всевышний Аллах, передано, что он сказал: «Этот хадис входит в семьдесят глав исламского права (фикх)». Ученые сказали, что этот хадис является третью Ислама .

Ученные посчитали желательным начинать сочинения с этого хадиса. Например, ученым, который использовал этот хадис в начале своей книги, был имам Абу Абдаллах Аль-Бухари.

Абдуррахман ибн Махди сказал: «Каждому, кто составляет книгу, необходимо начинать её с этого хадиса, обращая внимание приобретающего знания на исправление своего намерения» .

Этот хадис относится к категории «машхур» в своей конечной части и является хадисом категории «гариб» по отношению к своей начальной части, так как этот хадис от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, передал лишь Умар ибн Хаттаб, от него же его передал лишь Алкама ибн Абу Ваккас, от него же его передал лишь Мухаммад ибн Ибрахим Тайми, от него же его передал лишь Яхья ибн Саид Аль-Ансари, да будет доволен ими всеми Аллах. Лишь после этого он стал распространённым (известным), от Яхьи ибн Саида аль-Ансари его передали более двухсот человек, большинство которых являются имамами.

Слово «иннамаа» (إِنَّمَا) используется для ограничения и удостоверяет упомянутое выражение, а также отрицает все остальное. Иногда оно содержит в себе абсолютное ограничение, а иногда требует какое-либо специальное ограничение. Это можно понять лишь в конкретном контексте. Например, в Коране есть слова: «Иннамаа анта мунзир» (إِنَّمَا أَنْتَ مُنْذِرٌ), что означает: «Поистине, ты всего лишь увещеватель» . Явным смыслом этого аята является ограничение в увещевании людей . Но на самом деле Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не ограничился лишь этим . У него имеются и множество других красивых качеств, например, радостное предвестие . Также в Коране можно встретить: «Иннамаа аль-хаяту ад-дунья ла’ибун ва лахв» (إِنَّمَا الحَيَاةُ الدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ), что означает: «Земная жизнь – это всего лишь игра и потеха» . Аллах знает лучше, но явным смыслом этого аята является ограничение , принимая во внимание тех, кто предпочитает земную жизнь. Что же касается самой земной жизни, то зачастую она является причиной совершения благих дел, а в таком случае в обсуждаемом аяте речь идет о преимущественном смысле.

Когда встречается слово «иннамаа» (إِنَّمَا), нужно иметь в виду, что если контекст речи указывает на ограничение в чем-либо определенном, то его следует употреблять именно таким образом, иначе же ограничение следует считать общим. К этому же относятся и слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, , так как под деяниями в данном случае подразумеваются исключительно дела, касающиеся Шариата.

Смысл этого в том, что деяния не принимаются без наличия намерения, например, в малом омовении (вуду), ритуальном купании (гусль), очищении чистой землей с пылью (таяммум), молитве (намаз), обязательном налоге с имущества (закат), посте (савм), пребывании в мечети (и’тикаф), хадже и в других видах поклонения. Что же касается удаления скверны (наджас), то оно не нуждается в намерении, так как относится к оставлению чего-либо, что не требует намерения.

Другая группа ученных указывает на действительность малого омовения (вуду) и ритуального купания (гусль) без наличия намерения .

В словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, «Дела оцениваются только по намерениям» имеется опущенное слово, в определении которого среди ученных существуют разногласия. Те, кто посчитали, что намерение (ният) является условием, сказали, что опущенным является слово «действительность», т.е. «действительность деяний оценивается только по намерениям». Те же, кто не посчитали намерение условием, сказали, что опущенное слово – «совершенство», т.е. «совершенство деяний оценивается только по намерениям».

Слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, «Каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести » прокомментировал имам Аль-Хаттаби, сказав: «Данные слова дополняют первое выражение «Дела оцениваются только по намерениям» , указывая на необходимость конкретизации намерения».

Шейх Мухйидин Ан-Навави сказал: «Польза данных слов заключается в том, что ясное упоминание того, по отношению к чему имеется намерение, является условием. Если у человека есть молитва (салят), которую он должен возместить, то ему недостаточно намереваться совершить упущенную молитву. Для него является условием упомянуть или же сделать намерение, что эта возмещаемая молитва является обеденной, или послеобеденной, или же какой-нибудь другой. Без второго выражения из первого вытекала бы действительность намерения без уточнения, либо внушало бы это. Аллах знает лучше».

(…)

Данный хадис появился по причине переселения некого мужчины из Мекки в Медину, чтобы жениться на одной женщине, которую звали Умм Кайс. Он не имел намерения этим переселением получить довольство Аллаха, и потому его называли «переселившимся ради Умму Кайс» («мухаджир Умму Кайс»). Аллах знает лучше.

В данном случае имеется в виду переселение из Мекки в Медину.

Т.е. в сборниках достоверных хадисов.

Т.е. намерение осуществляется сердцем и относится к деяниям сердца, поэтому оно будет одной из трех составляющих всех деяний.

Имам Абу Дауд сказал: «Я посмотрел на сборник хадисов, и оказалось, что там 4000 хадисов. Затем я еще раз посмотрел туда и нашел, что стержнем 4000 хадисов являются 4 хадиса:

— хадис, переданный сподвижником Нуманом ибн Баширом: «Поистине, дозволенное (халал) очевидно, и запретное (харам) очевидно»;

— хадис, переданный халифом Умаром: «Дела оцениваются только по намерениям»;

— хадис от Абу Хурайры: «О люди! Поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого»;

— хадис от Абу Хурайры: «Признаком хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от того, что его не касается».

Он сказал, что каждый хадис из этих четырех является четвертью знаний.

О намерении изучающего исламские науки см. книгу «Начало наставления на истинный путь» («Бидаяту аль-хидаят») имама Аль-Газали.

Машхур – это сообщение, передающееся со слов трёх и более передатчи­ков в каждом из разрядов цепи передатчиков (иснад), если их количество не удов­летворяет условиям хадисов категории «мутаваттир» (см. «Тайсиру аль-мусталах»).

Термин «гариб» служит для обозначения хади­са, передаваемого со слов одного единственного передатчика.

Сура «Ар-Рад», аят 7.

Т.е. что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, был послан лишь как увещеватель.

Т.е. он является не только увещевателем.

Т.е. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, является не только увещевателем (Назир), но и предвестником радости (Башир).

Сура «Мухаммад», аят 36.

Т.е. ограничение земной жизни игрой и забавой и ничем иным.

«По единодушному мнению улемов, дела, совершаемые дееспособными верующими, будут приняты в расчёт с точки зрения шариата, а совершение их принесёт награду лишь в том случае, если они совершаются намеренно. Намерение при сознательном совершении того или иного вида поклонения наподобие молитвы, хаджжа, поста и т.д. является одним из его столпов, без которого оно действительным не будет. Что касается действий, служащих только средством осуществления поклонения, например, частичного (вуду) или полного (гусль) омовения, то о них ханафиты говорят так: «Соответствующее намерение является необходимым условием их совершенства и получения за них награды «, — тогда как мнение шафиитов и других состоит в следующем: «Намерение является также и необходимым условием их действительности, ибо средства будут действительными только при наличии соответствующего намерения» (Аль-Вафи).

Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».

Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардиз-бах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури в своих «Сахихах», являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам. Речь идёт о переселении (хиджра) из Мекки в Медину тех, кто надеялся снискать благоволение Аллаха. Имеется в виду, что переселение его будет принято и за это он получит награду.

Важность этого хадиса

Поистине, этот хадис является одним из тех важных хадисов, каждый из которых называют стержнем ислама. Он представляет собой одну из основ религии и с ним связано большинство её установлений, что ясно видно из соответствующих высказываний улемов.

Так, Абу Дауд сказал: «Поистине, тот хадис, в котором говорится, что дела оцениваются только по намерениям, составляет собой половину ислама, поскольку религия может быть либо явной, и это ‒ дело, либо скрытой, и это ‒ намерение».

Имамам Ахмаду и аш-Шафи’и принадлежат такие слова: «Хадис, в котором сказано, что дела оцениваются только по намерениям, заключает в себе треть знания, объясняется же это тем, что раб может приобрести для себя что-либо посредством своего сердца, своего языка и различных частей своего тела. Таким образом, намерение, возникающее в сердце, является одной из трёх вышеупомянутых частей».

Вот почему улемы любили приводить этот хадис в начале своих книг и прочих трудов. Так, аль-Бухари начинает им свой «Сахих», а ан-Навави ‒ целых три своих труда: «Сады праведных» (Рийаду-с-салихин), «Поминания» (Аль-азкяр) и «Сорок хадисов ан-Навави» (Аль-арба ‘уна хадисан ан-нававийа). Смысл же этого состоит в том, чтобы обратить внимание стремящегося к знанию человека на необходимость такой корректировки его намерений, чтобы он стремился к приобретению знания и совершению благих дел только ради Аллаха Всевышнего. О важности этого свидетельствует тот факт, что, как следует из той версии данного хадиса, которую приводит аль-Бухари, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), произносил эти слова во время обращения к людям с проповедями (хутба). Так же поступал Умар, да будет доволен им Аллах.

Абу ‘Убайд сказал: «Нет среди хадисов другого, который заключал бы в себе столько же пользы и смысла, сколько заключает в себе он».

Причина появления этого хадиса

В своём «Большом словаре » (Аль-му’джаму-ль-кябир) ат-Габарани, ссылавшийся на заслуживающих доверия людей, сообщает о том, что Ибн Мас’уд , да будет доволен им Аллах, сказал:

Был среди нас один человек, посватавшийся к женщине, которую звали Умм Кайс, но она отказалась выйти за него замуж, если он не переселится, и тогда он переселился и женился на ней, а потом мы стали называть его «переселенцем Умм Кайс».

Ибн ‘Аллян, «Аль-футухат ар-раббанийа»» 1/60.

Что же касается Са’ида бин Мансура , то в своём сборнике под названием «Ас-сунан» он приводит сообщение, снабжённое иснадом, который удовлетворяет условиям обоих шейхов, и заключающее в себе слова Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Совершивший переселение в стремлении к чему-нибудь (мирcкому) получит за это такую же награду, как и тот человек, который переселился, чтобы жениться на женщине по имени Умм Кайс, и которого стали называть «переселенцем Умм Кайс». [Ибн ‘Аллян, «Аль-футухат ар-раббанийа», 1/60].

Понимание этого хадиса и того, к чему он направляет

1. Намерение как необходимое условие

По единодушному мнению улемов, дела, совершаемые дееспособными верующими, будут приняты в расчёт с точки зрения шариата, а совершение их принесёт награду лишь в том случае, если они совершаются намеренно. Намерение при сознательном совершении того или иного вида поклонения наподобие молитвы, хаджжа, поста и т.д. является одним из его столпов, без которого оно действительным не будет.

Что касается действий, служащих только средством осуществления поклонения, например, частичного (вуду) или полного (гусль) омовения, то о них ханафиты говорят так: «Соответствующее намерение является необходимым условием их совершенства и получения за них награды» , ‒ тогда как мнение шафиитов и других состоит в следующем: «Намерение является также и необходимым условием их действительности, ибо средства будут действительными только при наличии соответствующего намерения» .

2. Время и место намерения

Приступая к осуществлению того или иного вида поклонения, человек уже должен иметь определённое намерение, примером чего может служить произнесение слов «Аллах велик» перед началом молитвы (такбирату-ль-ихрам) или вхождение в состояние ихрама во время хаджжа, что же касается поста, то достаточно вознамериться совершить его заранее в связи с тем, что уследить за появлением зари трудно.

Местом намерения является сердце.

Обязательным условием, имеющим отношение к намерению, является определение желаемого и отделение его от всего прочего, а поэтому одного только общего намерения совершить молитву окажется недостаточно и надо будет определить, какую именно молитву человек желает совершить ‒ полуденную, послеполуденную и т.д.

3. Обязательность переселения (хиджра)

Имеется в виду переселение из такого места, где мусульманин не может открыто совершать обряды своей религии, туда, где это будет возможно, и это установление будет действовать всегда и безо всяких ограничений. Что же касается слов пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: «Нет необходимости в переселении после победы» , ‒ то здесь имеется в виду, что необходимость в переселении из Мекки после того, как она была завоёвана мусульманами, отпала в связи с тем, что этот город стал территорией распространения ислама.

Кроме того, словом «хиджра » обозначается то, что было запрещено Аллахом, поскольку пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

«…а мухаджиром является (лишь) оставивший (хаджара) то, что запретил Аллах».

Так, например, мусульманину запрещается покидать своего брата более чем на три дня, а женщине запрещается оставлять ложе своего мужа, но иногда мусульманину действительно следует покинуть своего брата в исламе, совершающего прегрешения, а свою жену, которая проявляет непокорность, ему позволительно покинуть на определённое время в качестве наказания.

4. Данный хадис служит указанием на то, что если кто-нибудь вознамерится совершить праведное дело, но осуществлению этого помешает нечто непреодолимое наподобие болезни, смерти или чего-нибудь ещё, то человек всё равно получит за это награду.

Аль-Байдави сказал: «Дела, совершаемые без соответствующего намерения, будут недействительными, поскольку намерение без совершения действия вознаграждается, тогда как действие, совершаемое без намерения, пропадает зря. Намерение по отношению к действию подобно духу в теле, и точно так же как тело не может существовать без духа, дух не может найти своё проявление в этом мире без связи с телом ».

5. Этот хадис направляет нас к искренности в делах и поклонении, чтобы благодаря этому мы получили награду в мире вечном, а в мире этом - содействие и успех.

6. Любое полезное и благое дело становится поклонением благодаря доброму намерению, искренности и стремлению снискать благоволение Аллаха.

Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».(Бухари, Муслим)

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Поистине, этот хадис является одним из тех важных хадисов, каждый из которых называют стержнем ислама. Он представляет собой одну из основ религии и с ним связано большинство её установлений. Абу Дауд сказал:

"Поистине, тот хадис, в котором говорится, что дела оцениваются только по намерениям, составляет собой половину ислама, поскольку религия может быть либо явной, и это - дело, либо скрытой, и это - намерение ".

Вот почему улемы любили приводить этот хадис в начале своих книг и прочих трудов. Смысл же состоит в том, чтобы обратить внимание стремящегося к знанию человека на необходимость такой корректировки его намерений, чтобы он стремился к приобретению знания и совершению благих дел только ради Всевышнего Аллаха.

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ;

1. Намерение как необходимое условие

По единодушному мнению улемов, дела, совершаемые дееспособными верующими, будут приняты в расчёт с точки зрения шариата, а совершение их принесёт награду лишь в том случае, если они совершаются намеренно. Намерение при сознательном совершении того или иного вида поклонения наподобие молитвы, хаджжа, поста и т.д. является одним из его столпов, без которого оно действительным не будет.

2. Время и место намерения

Приступая к осуществлению того или иного вида поклонения, человек уже должен иметь определённое намерение.

Местом намерения является сердце.

Обязательным условием, имеющим отношение к намерению, является определение желаемого и отделение его от всего прочего, а поэтому одного только общего намерения совершить молитву окажется недостаточно и надо будет определить, какую именно молитву человек желает совершить - полуденную, послеполуденную и т.д.

3. Обязательность переселения (хиджра) Имеется в виду переселение из такого места, где мусульманин не может открыто совершать обряды своей религии, туда, где это будет возможно, и это установление будет действовать всегда и безо всяких ограничений.

Кроме того, словом "хиджра" обозначается то, что было запрещено Аллахом, поскольку пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"...а мухаджиром1 является (лишь) оставивший то, что запретил Аллах".

4. Данный хадис служит указанием на то, что если кто-нибудь вознамерится совершить праведное дело, но осуществлению этого помешает нечто непреодолимое наподобие болезни, смерти или чего-нибудь ещё, то человек всё равно получит за это награду.

Аль-Байдави сказал: "Дела, совершаемые без соответствующего намерения, будут недействительными, поскольку намерение без совершения действия вознаграждается, тогда как действие, совершаемое без намерения, пропадает зря. Намерение по отношению к действию подобно духу в теле, и точно так же как тело не может существовать без духа, дух не может найти своё проявление в этом мире без связи с телом ".

5. Этот хадис направляет нас к искренности в делах и поклонении, чтобы благодаря этому мы получили награду в мире вечном, а в мире этом - содействие и успех.

6. Любое полезное и благое дело становится поклонением благодаря доброму намерению, искренности и стремлению снискать благоволение Аллаха.

Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».

Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардиз-бах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури в своих «Сахихах», являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам. Речь идёт о переселении (хиджра) из Мекки в Медину тех, кто надеялся снискать благоволение Аллаха. Имеется в виду, что переселение его будет принято и за это он получит награду.

Важность этого хадиса

Поистине, этот хадис является одним из тех важных хадисов, каждый из которых называют стержнем ислама. Он представляет собой одну из основ религии и с ним связано большинство её установлений, что ясно видно из соответствующих высказываний улемов.

Так, Абу Дауд сказал: «Поистине, тот хадис, в котором говорится, что дела оцениваются только по намерениям, составляет собой половину ислама, поскольку религия может быть либо явной, и это ‒ дело, либо скрытой, и это ‒ намерение» .

Имамам Ахмаду и аш-Шафи"и принадлежат такие слова: «Хадис, в котором сказано, что дела оцениваются только по намерениям, заключает в себе треть знания, объясняется же это тем, что раб может приобрести для себя что-либо посредством своего сердца, своего языка и различных частей своего тела. Таким образом, намерение, возникающее в сердце, является одной из трёх вышеупомянутых частей ».

Вот почему улемы любили приводить этот хадис в начале своих книг и прочих трудов. Так, аль-Бухари начинает им свой «Сахих», а ан-Навави ‒ целых три своих труда: «Сады праведных» (Рийаду-с-салихин), «Поминания» (Аль-азкяр) и «Сорок хадисов ан-Навави» (Аль-арба "уна хадисан ан-нававийа). Смысл же этого состоит в том, чтобы обратить внимание стремящегося к знанию человека на необходимость такой корректировки его намерений, чтобы он стремился к приобретению знания и совершению благих дел только ради Аллаха Всевышнего. О важности этого свидетельствует тот факт, что, как следует из той версии данного хадиса, которую приводит аль-Бухари, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), произносил эти слова во время обращения к людям с проповедями (хутба). Так же поступал Умар, да будет доволен им Аллах.

Абу "Убайд сказал: «Нет среди хадисов другого, который заключал бы в себе столько же пользы и смысла, сколько заключает в себе он».

Причина появления этого хадиса

В своём «Большом словаре » (Аль-му"джаму-ль-кябир) ат-Габарани, ссылавшийся на заслуживающих доверия людей, сообщает о том, что Ибн Мас"уд , да будет доволен им Аллах, сказал:

Был среди нас один человек, посватавшийся к женщине, которую звали Умм Кайс, но она отказалась выйти за него замуж, если он не переселится, и тогда он переселился и женился на ней, а потом мы стали называть его «переселенцем Умм Кайс» .

Ибн "Аллян, "Аль-футухат ар-раббанийа"" 1/60.

Что же касается Са"ида бин Мансура , то в своём сборнике под названием "Ас-сунан" он приводит сообщение, снабжённое иснадом, который удовлетворяет условиям обоих шейхов, и заключающее в себе слова Ибн Мас"уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Совершивший переселение в стремлении к чему-нибудь (мирcкому) получит за это такую же награду, как и тот человек, который переселился, чтобы жениться на женщине по имени Умм Кайс, и которого стали называть «переселенцем Умм Кайс». [Ибн "Аллян, "Аль-футухат ар-раббанийа", 1/60].

Понимание этого хадиса и того, к чему он направляет

1. Намерение как необходимое условие

По единодушному мнению улемов, дела, совершаемые дееспособными верующими, будут приняты в расчёт с точки зрения шариата, а совершение их принесёт награду лишь в том случае, если они совершаются намеренно. Намерение при сознательном совершении того или иного вида поклонения наподобие молитвы, хаджжа, поста и т.д. является одним из его столпов, без которого оно действительным не будет.

Что касается действий, служащих только средством осуществления поклонения, например, частичного (вуду) или полного (гусль) омовения, то о них ханафиты говорят так: «Соответствующее намерение является необходимым условием их совершенства и получения за них награды» , ‒ тогда как мнение шафиитов и других состоит в следующем: «Намерение является также и необходимым условием их действительности, ибо средства будут действительными только при наличии соответствующего намерения» .

2. Время и место намерения

Приступая к осуществлению того или иного вида поклонения, человек уже должен иметь определённое намерение, примером чего может служить произнесение слов «Аллах велик» перед началом молитвы (такбирату-ль-ихрам) или вхождение в состояние ихрама во время хаджжа, что же касается поста, то достаточно вознамериться совершить его заранее в связи с тем, что уследить за появлением зари трудно.

Местом намерения является сердце.

Обязательным условием, имеющим отношение к намерению, является определение желаемого и отделение его от всего прочего, а поэтому одного только общего намерения совершить молитву окажется недостаточно и надо будет определить, какую именно молитву человек желает совершить ‒ полуденную, послеполуденную и т.д.

3. Обязательность переселения (хиджра)

Имеется в виду переселение из такого места, где мусульманин не может открыто совершать обряды своей религии, туда, где это будет возможно, и это установление будет действовать всегда и безо всяких ограничений. Что же касается слов пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: "Нет необходимости в переселении после победы" , ‒ то здесь имеется в виду, что необходимость в переселении из Мекки после того, как она была завоёвана мусульманами, отпала в связи с тем, что этот город стал территорией распространения ислама.

Кроме того, словом «хиджра » обозначается то, что было запрещено Аллахом, поскольку пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

«…а мухаджиром является (лишь) оставивший (хаджара) то, что запретил Аллах».

Так, например, мусульманину запрещается покидать своего брата более чем на три дня, а женщине запрещается оставлять ложе своего мужа, но иногда мусульманину действительно следует покинуть своего брата в исламе, совершающего прегрешения, а свою жену, которая проявляет непокорность, ему позволительно покинуть на определённое время в качестве наказания.

4. Данный хадис служит указанием на то, что если кто-нибудь вознамерится совершить праведное дело, но осуществлению этого помешает нечто непреодолимое наподобие болезни, смерти или чего-нибудь ещё, то человек всё равно получит за это награду.

Аль-Байдави сказал: «Дела, совершаемые без соответствующего намерения, будут недействительными, поскольку намерение без совершения действия вознаграждается, тогда как действие, совершаемое без намерения, пропадает зря. Намерение по отношению к действию подобно духу в теле, и точно так же как тело не может существовать без духа, дух не может найти своё проявление в этом мире без связи с телом ».

5. Этот хадис направляет нас к искренности в делах и поклонении, чтобы благодаря этому мы получили награду в мире вечном, а в мире этом - содействие и успех.

6. Любое полезное и благое дело становится поклонением благодаря доброму намерению, искренности и стремлению снискать благоволение Аллаха.

Похожие публикации