Империя мудрых женщин

Что делать если ребенок не любит читать. Если ребёнок не любит читать. Что делать? И это нормально! Почему

Если родители заставляли ребёнка читать, то в 100% случаев он делал это с большой неохотой и сопротивлением. Позже такие люди вообще не читают художественную литературу. В лучшем случае им однажды попадается интересная книга, и они все-таки начинают читать.

Читающие и не читающие дети

Родители, которые никогда не принуждали ребёнка к чтению , в 100% случаев стали счастливыми обладателями ребёнка-книголюба. Такие дети взахлёб проглатывают одну книгу за другой, что способствует развитию их фантазии, расширению кругозора и ускоренному становлению личности.

Если копнуть ещё глубже, то читающих можно разделить на две категории. Первая категория – это люди, родители которых принуждали читать, но со временем они все-таки полюбили книги. Вторая категория, соответственно, это люди-книголюбы, которых никогда не заставляли читать.

Оказывается, количество прочитанных книг людьми из второй категории, в 93% случаев, значительно превышает количество книг у людей из первой категории. Собственно, этого и следовало ожидать.

Существуют причины, вызывающие нелюбовь к чтению у детей, которых заставляли читать “из-под палки”. Они же помогут разобраться с нежеланием детей учиться в школе и с тем, как этого избежать.

Реакция подсознания на принуждения

Совет родителям: если вы хотите вызвать у ребёнка стойкую ненависть к определённым действиям – заставляйте его! Принуждайте его делать что-то, когда он меньше всего этого хочет и когда занят интересным делом.

Что происходит на уровне подсознания? Подсознание видит взаимосвязь: чтение = страдания. Это правило быстро “прошивается” на неосознанном уровне. А подсознание, как известно, всегда управляет нашими поступками. И его не интересует, что по этому поводу думает наше сознание.

Родители свято верят, что если ребенка не заставлять читать, то он никогда и не начнет. Ошибка сводится к ложному пониманию первопричины. Дети не любят читать, потому что их заставляют. Можно ли заставить человека полюбить кого-либо или что-либо через принуждение? Ответ очевиден.

Как заинтересовать ребёнка?

Во-первых, не заставлять. Уже слышны возмущенные возгласы родителей: “Ага, как же! Если не заставлять, то мой ребёнок вообще ничего делать не будет. Его интересует только: поиграть, погулять, поесть и поспать”

Если ваш ребёнок не читает и не учится без принуждения, значит, вы уже успели “постараться”.

Что же необходимо ребёнку, чтобы он САМ садился за чтение и уроки, делая это охотно. Прежде всего стоит ответить на вопрос: “А что необходимо ВАМ, чтобы вы захотели делать что-либо, не связанное с заработком денег?” Интерес? Любопытство? Удовольствие от процесса? Осознание радости от достижения конечной цели? Потребность в новых впечатлениях? Что-нибудь еще?

Если у вас нет времени на ребёнка и нет охоты с ним заниматься, можете дальше не читать. Лучше наказывайте его и насильно принуждайте читать, а сами идите смотреть телек. В итоге, мир пополнится еще одним лентяем и неудачником.

Остальным, кому не безразлична судьба собственных детей, предлагается ознакомиться с эффективными способами.

Воспитание интереса к чтению

Существуют методы, которые неоднократно проверены на практике и хорошо себя зарекомендовали.

Вадим Левин – детский писатель и поэт, а так же кандидат психологических наук хорошо разбирается в этом вопросе, его советы:

“1. Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям и по очереди – к взаимному удовольствию.

2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен(а) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!

3. Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах. Он должен видеть, что Вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.

5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. (Или покупайте интересные и познавательные журналы, которые ребёнок сам выберет). Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.

6. Спросите у друзей Вашего ребенка, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.

7. Пробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории… Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.

8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.

9. Запишите ребенка в библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор. (Ни в коем случае не принуждайте ребёнка ходить в библиотеку, если он этого не хочет).

10. Ходите вместе в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим её, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.

11. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой ребенок скучает.”

Заключение

Советы вроде “Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать” хороши, если ваш ребёнок недавно начал говорить. Что делать, если отпрыску уже 15 лет и всё, что его интересует – это компьютерные игры?

Вопрос сложный и решать его нужно для каждого случая индивидуальным подходом. Общая рекомендация звучит так: перестаньте принуждать читать раз и навсегда. Так же, в вашем доме просто обязана быть библиотека с интересными книгами: приключенческие романы, детективы, фантастика, фэнтэзи и т.д. Одним словом – беллетристика.

Многие обеспокоены тем, что их дети не читают книги. Как сделать так, чтобы чтение было не повинностью, а удовольствием? Если радость чтения потеряна, то затерялась она не так уж далеко. Итак, подросток не любит читать. Что делать? Давайте разбираться.

1. Поймите, почему вас беспокоит этот вопрос

Чтение - это возможность побыть в тишине и услышать себя, бесплатно отправиться к немыслимым вселенным и найти свое место в мире. Мы то с вами это понимаем, но как донести это до ребенка? Для начала понять, что проблема «мой ребенок не любит читать» - это не проблема ребенка, это ваша проблема. И разбираться с ней вам. Осознайте, почему вас беспокоит этот вопрос. Задайте себе 5 раз вопрос «Почему?» Почему я так упорно хочу, чтобы мой ребенок больше читал? Потому что чтение развивает мышление. Почему я хочу, чтобы мой ребенок развивал мышление? И почему именно таким способом? И так далее.

Нет волшебной таблетки, приняв которую ребенок полюбит читать. Но можно его к этому мягко подвести. Подберите слова и донесите их до ребенка. Придумайте 20 доводов в пользу чтения. И возможно вам даже не понадобится читать эту статью.

2. Показывайте пример - читайте в свободное время

Проанализируйте, чем вы занимаетесь в свободное время? Ведь ребенок берет с вас пример. Если вы смотрите телевизор или целый вечер проводите за компьютером, то и он будет делать то же самое. Как часто ребенок видит вас читающим?

3. Поделитесь собственной радостью чтения

Делитесь ей постоянно. Что вы прочитали на этой неделе? Поделитесь с ребенком интересными цитатами, примерами, персонажами, поступками, которые поразили вас самих. Любой ребенок любит интересную историю. Когда ребенок был совсем маленьким, вспомните, вы были превосходным рассказчиком. Станьте им снова и делитесь тем полезным и интересным, что вы почерпнули из книг.

4. Поймите интересы ребенка

Действуйте как продавец. Продайте ему эту идею, что читать здорово, интересно и полезно. Отталкивайтесь от его запросов. Какие его проблемы способны решить книги? Рассказывайте ему о таких книгах, разожгите в нем интерес. Поговорите с ним о будущей профессии. Чем он хочет заниматься? Скажите, что книги способны ему помочь. Там многие успехи и неудачи уже описаны. Если у ребенка есть кумир - найдите книгу про него или об этой области. Он любит игры-стрелялки? Предложите ему хорошую качественную приключенческую фантастику, Хайнлайна, например.

5. Читайте ребенку вслух

Предложите почитать ему. Читать можно не только 3-летним детям, но и 13-летним. Это один из способов быть ближе. Просто предложите «Хочешь, я тебе почитаю?», а вдруг согласится? Почитайте ему пару недель и обрывайте чтение на самом интересном месте, и, возможно, в разгар следующего дня вы обнаружите его за книгой. Он сам захочет дочитать ее. Потому что интересно.

6. Позвольте ему выбирать книги самому

В ближайший свободный вечер сходите вместе с ребенком в книжный. Существует сильная взаимосвязь между отношением к чтению и количеством детских книг в домашней «взрослой» библиотеке.

Больше всего любят чтение те дети, у кого дома есть большая библиотека. Начните вместе с ребенком формировать его собственную домашнюю библиотеку. Сводите его в книжный и позвольте выбрать любую книгу. Когда ребенок сам делает выбор, намного выше шансы, что он прочтет книгу, чем когда вы подсовываете ему «правильную» книгу.

Фото Юлии Скрипник

7. Обсуждайте прочитанное

Обсуждайте сюжет во время чтения. Задавайте вопросы «А как бы ты поступил?» Ищите параллели в реальной жизни. Помогите ребенку провести аналогию между событиями книги и тем, что сильно занимает его в реальной жизни. Именно так люди обретают понимание мира, в котором живут. Умение соотнести содержание книги с реальностью имеет решающее значение. Дети, приученные обсуждать прочитанное, лучше соотносят книги и жизнь и видят больше смысла в тексте. Но делайте все это, конечно, с согласия ребенка. Если он не хочет обсуждать прочитанное, то не забывайте, что это одно из наслаждений читателя - молчать о прочитанном.

8. Познакомьте его с графическими романами

Графические романы и новеллы - это как комиксы, но они могут быть и по классической литературе. Основой передачи сюжета является рисунок, а не текст. Покажите ему книги Нила Геймана или графическое исполнение романов Стивена Кинга и Артура Конана Дойла. Это может быть перевалочным пунктом к серьезной литературе без картинок.

9. Если он любит гаджеты, купите ему электронную книгу

И закачайте туда интересные книги. По данным Российской государственной детской библиотеки почти 70% учащихся 5-9 классов читают электронные книги с экрана компьютера, ноутбука, айпада. Чтобы чтение электронных книг было более эффективным, комфортным и полезным, приобретите электронную читалку, в которой используется технология электронных чернил (E-Ink). Экран не будет мерцать и бликовать, а глаза не будут напрягаться.

10. Научите ребенка образному чтению

Ведь почему ребенок так тянется к компьютеру, планшету, телевизору? Быстрая смена ярких картинок, динамика, спецэффекты. Научите ребенка во время чтения задействовать свое воображение на полную мощность. Пусть каждый образ он сделает ярче, звуки громче, ощущения живее. Пусть представит себя главным действующим лицом в этом книжном пространстве, а не просто наблюдателем со стороны. И когда поток воображения захватит его целиком, он поверит, что книга лучше любого фильма.

11. Доверяйте своему ребенку

Это означает сделать все, что от вас зависит, и снять важность с этой цели. И возможно даже сказать «Знаешь, что? Я в тебя верю. У тебя и без книг все получится». И благодаря вашему доверию ребенок перестанет воспринимать ваши слова о нужности чтения в штыки. И возьмет в руки книгу.

Всем добра и хороших книг!

Дети из «поколения Z» (те, кому сегодня ещё не исполнилось 16 лет) рискуют вообще не узнать, что такое «живая», бумажная книга — ведь они пользуются только компьютерами и гаджетами. Как привить им любовь к чтению? Свой ответ дает опытный психолог — и он вам не понравится…

— кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, член IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), член EFTA TIC (Тренинговый комитет Европейской ассоциации семейных психотерапевтов).

Анна Яковлевна буквально «с порога» заявляет:

И это нормально! Почему?!

Мы живем в эпоху глобальных перемен в сфере коммуникативных технологий. Прямо на наших глазах меняется сенсорная модальность — детям больше не нужно читать и представлять прочитанное в уме , теперь они только смотрят. Информация сразу же поступает в затылочную кору головного мозга . Это не хорошо и не плохо — это просто по-другому.

«А как же синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)? Это что, тоже хорошо?!»

СДВГ проблема не детей, а школы . Учителя и методисты дают знания «по старинке» — пичкают детей тоннами информации, а надо бы давать им компетенции и навык «учись учиться», т.е. находить и усваивать знания самостоятельно . Детям нужны дискуссиии, игры, онлайн-образование, умение готовить доклады и презентации.

Чтобы учиться в традиционной школе, необходимо произвольное внимание. Но дети не готовы к этому — их внимание захвачено дисплеями смартфонов, планшетов и компьютеров. Что делать, отнимать гаджет? Нет — учить нужно, опираясь на непроизвольное внимание.

«Это объективная реальность, и вы ничего не сможете с этим поделать».

Перекос в образовании сможет устранить только новое поколение молодых учителей, которые лучше понимают современных детей.

«Но что делать родителям?»

«Быть на стороне ребенка, помогать ему с учебой и уповать, что, пройдя через довольно бессмысленные школьные годы, он найдет свой интерес и научится развивать произвольное внимание».

Анна уверяет, что лучше так, чем заставлять ребенка гнаться за оценками — иначе весьма велик риск вырастить отличника-невротика , которому уже ничего в этой жизни не интересно .

«Дети - это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим».

«Ребенок почти не гуляет во дворе, сутками сидит в интернете. Как реагировать?»

Это еще одна особенность «поколения Z» — если родители по понятным причинам чаще общались «вживую», то их дети уже предпочитают делать это онлайн. Конечно, определенный контроль с вашей стороны должен быть — договаривайтесь о времени, проводимом за компьютером или планшетом, включайте родительский контроль, не давайте ребенку сидеть в Сети ночи напролет.

«Мои дети матерятся в интернете. Я в шоке, что делать?»

Неприятно, конечно — но относиться к такому нужно спокойно . Детьми движет желание поднять свой авторитет и чувство безнаказанности (общение в Сети обычно анонимное, а потому себя можно не сдерживать).

«Как распознать интернет-зависимость?»

Четкий признак: если ребенок не выходит из комнаты, запрещает к себе заходить, а еду просит оставить у двери — пора обратиться к профессионалам. А если он успевает справляться с нагрузкой в школе и нормально общается с вами — всё в порядке. Такая уж сегодня норма, извините.

«Ага, конечно. Так я и смирилась (смирился) с тем, что ребенка от «компа» не оторвать!»

Жаль, что Вы так думаете — ведь в таком случае справляться с родительскими обязанностями вам будет очень тяжело, серьезные конфликты с младшими членами семьи практически неизбежны . Пожалуйста, измените своё отношение к этому вопросу и дайте ребенку то, чего в интернете нет и не будет — ласку, утешение и поддержку.

Самый лучший и правильный подход — поддерживать, а не наказывать и «читать мораль» .

«Ладно, и что ещё мне надо выкинуть на помойку, а чему — научиться?»

Наши знания детям уже не нужны, а вот эмоции — очень даже. В жизни всегда пригодится хорошее психическое здоровье , а его можно получить только тогда, когда родители растят детей спокойными, проводят время вместе и поддерживают их. Эту эмоциональную опору не заменить ничем.

«Можно ли наказывать современных детей?»

Сегодня дети практически не обращают внимания на наказания . Единственный инструмент влияния, который у родителей всё ещё остался — выстроить с ребенком эмоциональную связь и сделать так, чтобы он боялся её потерять.

«Как быть с покупкой новых гаджетов?»

Ребенок уже живет в цифровом мире, так что лишать его главного инструмента познания — конечно, неправильно . Но не впадайте в крайность под названием «исполнять желания по первому требованию» — это развращало и прежде, развращает и сейчас. Сегодня в Интернете зарабатывают даже 8-летние дети, так что намекните чаду, что если оно хочет планшет получше — пусть позаботится об этом сам . Кстати, в развитых странах каждый ребенок на каникулах не валяет дурака дома или во дворе, а идет подрабатывать. В московских семьях с высоким достатком такой подход тоже уже практикуется — дети зарабатывают деньги на новый смартфон работой в родительских компаниях или домашней работой (сделать уборку, помыть посуду, соорудить бутерброды для родителей) и т.п. Так они усваивают главный жизненный принцип — «ты — мне, я — тебе» и получают прививку от эгоизма .

«У моего ребенка нет никаких увлечений и целей. Что делать?»

В такой ситуации самый простой выход — пойти и устроиться на работу после окончания школы. Пусть поработает — быстро поймет ценность образования, знаний и того, что надо заниматься любимым делом:). А если до окончания школы ещё далеко — пробуйте ! Отведите мальчика в футбольную секцию, если не нравится — на шахматы, если опять не нравится — в кружок юных программистов. С девочками, кстати, проще — они не хотят расставаться с подружками и поэтому быстрее вовлекаются в какой-то вид деятельности.

«Если ребенок не сдаст ЕГЭ или не осилит высшее образование, значит, у него будет другая судьба. И как-то она сложится. Надо объяснить ребенку, что главное - найти дело по душе . А все остальное он сделает сам».

Статьи на тему:

Поче
му дети не читают?
Почему наши дети не читают?
Консультация для родителей.
(Советы для родителей)
Наши дети читают всё меньше и меньше. Эта печальная реальность должна
заставить нас взрослых задуматься и, попытаться как- то изменить такое
положение вещей.
Чтение - это многогранный мир, который обогащает наши души и ума. Читая,
наши дети познают окружающий мир, чтение формирует у детей мышление,
учит выражать свои мысли четко и ясно.
Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать
необходимостью.
Было бы идеально, чтобы родители с самого раннего возраста для своих чад
находили время каждый день читать им сказки, потешки,стихотворения
детских писателей.
Чтение книг создает единение между родителем и ребенком. Ласковый,
мелодичный,спокойный тон родителей, читающих книгу, успокаивает
малыша, учит его слушать, понимать речь, а красивые иллюстрации в книгах
с детства развивают вкус к красоте и искусству.
Чтение - «диалог» между родителями и детьми, потому что малыш, услышав
напевные слова, отвечает, двигая ногами и руками, эти движения указывают
на заинтересованность к чтению и хорошее настроение. Когда ребенок
подрастет, у него должны появиться книги о птицах, животных, о детях своей
эпохи, с которыми он мог бы себя отождествлять.
Важно, чтобы книга для чтения была выбрана по взаимному согласию, чтобы
ванш ребенок смог себя почувствовать вовлеченным в процесс чтения и
слушал чтение с удовольствием. Во время чтения, родители и дети могут
начать обсуждение новых слов, ситуаций, встретившихся в книге.
Если эти аспекты перенесены на свой или ребенка опыт, то это заинтригует
и дальнейшее чтение будет более интересно для малыша.
В конце чтения можно обсудить впечатлениЯ, извлеченные уроки и новую
информацию, совместно с ребенком нарисовать, слепит ь и з пластилина
понравившихся героев или продолжение прочитанной истории.

Так родители не только прививают навык любви к чтению,но и учат детей
правильному поведению в той или иной ситуации, развивают воображение,
логическое мышление, творчество детей.
Главное – ребенок будет с мамой и папой, а это так необхоимо малышу.
Как заинтересовать ребенка чтением
- Родители считаются образцом поведения для детей, поэтому для них
важен личный пример. Дети должны видеть родителей читающими. В
читающей семье дети будут читать.
- Мы можем начать с чтения газет вслух, комментируя прочитанное, и
ребенок может принять участие в разговоре о том, что происходит
вокруг него и в мире. Ребенок мал, но он личность и у него есть свое
мнение, не забывайте об этом.
- Когда вы ходите по магазинам, вы должны читать ярлыки и
инструкции вместе с ребёнком на продукты, вещи, которые вы
покупаете, даже спросить его мнение. Это правило вырабатывает
хорошую привычку у ребенка - он будет чувствовать себя важным и
ответственным, а также ребенок совершенствует разговорную речь
Выбирайте тщательно, с учетом возраста, различные издания книг и
журналов для детей.
Хорошо начинать с журналов, в которых много иллюстраций, красочных
фотографий, а герои известны, возможно они из популярных
мультфильмов. Позже ваш ребенок будет читать этот журнал с
удовольствием, быстро и легко идентифицировать себя с персонажами
и содержанием рубрик журнала. Хорошо известны следующие
журналы: «Трамвай», «Мамино солнышко », «Веселые картинки»,
«Лунтик», «Смешарики», «Винни и его друзья», «Маша и медведь».
- Важно знать увлечения, предпочтения своего ребенка. Наблюдайте за
его увлечениями, чтобы поощрить его, увеличить свою базу знаний, в
областях, которые привлекают ребенка. Помогайте его создавать
коллекции журналов, брошюр и других материалов в интересующих его
предпочтениях. Ваш ребенок позже пойдет в книжные магазины или
библиотеки искать новую информацию.
- Мы, взрослые, можем больше привлечь детей, соседей и друзей в
обсуждении прочитанных книг. Дети очень чувствительны к
увлечениям своих друзей, интересы детей «заразительны», и с
течением времени, между ними будет происходить бурный обмен
книгами, журналами.
Неоценимую помощь в увлечении чтением могут оказать дедушки и
бабушки. Дети будут слушать, затаив дыхание истории бабушек и

дедушек, истории о приключениях знаменитых героев, созданных
известными писателями. Такие писатели, как Джек Лондон, Марк
Твен, Пушкин, Вальтер Скот, Александр Дюма и другие классики
мировой литературы навсегда остаются в памяти. Истории из книг этих
писателей вызовут интерес детей, они сами захотят прочитать
продолжения этих книг.
Почему дети не читают
В отличие от нынешней действительности в прошлом столетии у детей
не было вокруг них больших искушений. Можно сказать, что телевизор,
компьютер, Интернет являются наиболее распространенными
отвлекающими компонентами. Это первые «враги» чтения, особенно
для малышей. Потому что они вызывают привыкание, нездоровую
зависимость для физического и психического развития детей.
Крайне важно, чтобы мы, родители, контролировали программу
просмотра передач детей, а после посещаемые сайты детьми. Да, это
требует времени, которого у нас крайне мало. Но главное - развитие
детей.
Не надо забывать, что сейчас нередки(к большому нашему
сожалению)показ сцен насилия, секса, пропаганда алкоголя,
наркотиков на голубых экранах и просторах Интернета. Родители
должны хорошо знать, что смотрит их чадо. С другой стороны, следует
воспользоваться привлечением этих двух «врагов» на свою сторону.
Так дети любят смотреть сказки про Белоснежку, Золушку, Машу и
Медведя, которые всегда были любимцами детей. Во время просмотра
фильма расскажите детям о книгах с другими знаменитыми историями.
Есть также комиксы, вдохновленными известными мультфильмами. Так
дети сопоставляют изображения на экране и текстом в журнале или
книге. Во всех наших усилиях, попытках заинтересовать детей
чтением родители всегда должны оставаться спокойными, улыбаться,
словом, проявлять радость от чтения книг и журналов.
Никогда ребенка насильно не заставляйте читать, иначе мы этим
вызовем реакцию отторжения. Чтение для детей должно
ассоциироваться с веселым и интересным времяпровождением. Книги
и журналы – входом в увлекательный мир чтения.

Сегодня у нас «на повестке дня» еще один интересный вопрос из апрельского опроса.

Да отвечаю медленно, но стараюсь. Сейчас мы с дочкой отдыхаем в деревне. Горячее солнышко, зеленая травка, пруд и бассейн, плюс овощи-фрукты из своего огорода — это просто Божий подарок для нас! :)) Надеюсь, вы тоже классно проводите время с ребенком в последние дни уходящего лета! :))

Итак, вопрос:

Ребенку 7 лет, и ему мало что интересно, мало читает, да и не особо хочет. А я испытываю внутренний страх — способна ли я подготовить ребенка к жизни, и какой? Спасибо! Мария Трофимова.

Здравствуйте, Мария!

К сожалению, в ваших двух предложениях мало информации, чтобы рекомендовать что-то конкретное. Поэтому я расскажу в общем плане, какие могут быть причины, исходя из моих наблюдений.

«Мало читает» — в этом факте могут быть сокрыты самые разные условия, которые могли привести к такому результату. Например:

  1. Определенные традиции в семье.
  2. Тип характера и мышления ребенка.
  3. Нейропсихологические нарушения чтения.
  4. Жизнь в бешеном темпе техногенного века.

1) Традиции в семье

Как формируется культура чтения?

Прежде всего, из наблюдений за родителями и их действиями.

Когда родители сами обожают читать, в их доме богатая библиотека (имеется в виду бумажная, т.к. электронную на руки не возьмешь, не пощупаешь, не поставишь на полку) и в семье приветствуется обсуждение прочитанных книг, есть добрые традиции, связанные с семейным чтением — с большей вероятностью ребенок смоделирует любовь к книгам.

Вырастая, такой ребенок частенько будет с любовью вспоминать о самых задушевных минутах и часах, проведенных в кругу семьи с увлекательной книжкой. Он будет с улыбкой помнить, как смеялся вместе со всеми над комичными ситуациями и рыдал над грустной историей. Это — сильный фактор сближения с родными, который может помочь ему в жизни.

Но разве это 100% фактор?

Конечно нет. Есть читающие запоем семьи, в которых ребенок, как ни парадоксально, все же отказывается читать, хотя и видит, как родители любят чтение и даже может с удовольствием слушать книги.

И в этом случае роль играют другие причины. О них ниже.

2) Тип характера и мышления ребенка

В этом случае здесь исходной предпосылкой становится сам характер ребенка и его склонность к гуманитарному или техническому мышлению, т.е. какой тип полушария у него является ведущим.

Если брать характер. На мой взгляд, легче всего дается чтение детям (по убывающей) флегматического, меланхолического, сангвинического и холерического типа характера. Тонким, чувствительным, эмоционально живым натурам.

Чем это обусловлено?

Чтение предполагает определенный набор действий и умение выдерживать их продолжительность в заданный промежуток времени (дочитать до конца главы, до конца первой части, до конца всей книги).

В детских книгах содержится много сюжетных действий и проживаемых эмоций главными героями, которые нужно уметь отслеживать и понимать причинно-следственные связи. Это требует определенной усидчивости и терпения, в отличие от мультиков, в которых информация сильно упрощена и подается в «разжеванном» виде.

Труднее всего это дается детям, которые по своей натуре не могут долго усидеть на одном месте. Поэтому, начиная читать с ребенком, заранее учитывайте его особенности и подбирайте соответствующую его интересам книжки.

Если брать тип мышления. Как известно, мы все имеем склонность к техническому или к гуманитарному складу ума. Но встречаются и смешанные типы, т.е. это люди как бы являющиеся амбидекстрами (термин взят из нейропсихологической диагностики).

«Гуманитарии» часто обожают рисовать, заниматься созданием прекрасного (вышивать, вязать, плести что-либо), т.е. создавать вещи, радующие глаз, являющиеся воплощением их образов. И чтение для них — как способ перенестись в удивительные образы, увидеть внутренними глазами происходящее, проживать его вместе с главными героями, испытать их чувства, переживания и стремления. Т.е. их легко захватывает сюжет, разворачивающийся на страницах книг, плюс острое любопытство и желание «закончить созданный образ» как раз и побуждает дочитать до конца книги.

Поэтому так популярны серии книг с продолжением сюжета. Для гуманитариев это как наркотик. :)) Вырастая, такие люди часто переключаются с приключенских детских книг с главными героями-сверстниками на книги, описывающие жизненные перипетии взрослых, различные драмы, детективы, ужасы, экшн и фантастику.

Кстати, таким деткам, начинающим осваивать самостоятельное чтение, вполне можно начать читать книгу вслух, затем на самом интересном месте прерваться с обещанием почитать потом. Ребенок, побуждаемый здоровым любопытством, скорее всего, попытается продолжить чтение, не дожидаясь свободного времени у мамы или бабушки:).

«Технари» обычно любят конкретность и точность. Они тяготятся длиннейшими описаниями в книгах, откровенно скучают на уроках литературы, зато с удовольствием любят возиться с какими-то деталями. В детстве они обожают игрушки, построенные на основе «разбери и собери».

Любят модели машин, самолетов, военной техники. С интересом присматриваются, как папа что-то делает, начиная с починки утюга, замены перегоревшей лампочки и заканчивая серьезным крупным строительством. Их тянет к папиным инструментам: гвоздям, молотку, паяльнику, пиле, кусачкам и т.д. Они обожают собирать различный «хлам». И мамы, преимущественно мальчиков, часто бывают недовольны такому мусору, подобранному в самых неожиданных местах.

Что такое для них чтение? Это необходимость, но не развлечение. Их конкретное логическое мышление любит брать ситуацию и выстраивать алгоритм решения возникшей проблемы. Поговорка «краткость — сестра таланта» — это их жизненное кредо.

Приведу пример из жизни взрослых. Не случайно на этой почве, когда муж — «технарь», а жена «гуманитарий», у них могут возникнуть разногласия.

Допустим, у жены неприятности на работе, она расстроена и ей хочется, чтобы с ней посидели за чашкой ароматного чая, обсудили сложности «от и до», причем чем дольше, тем ей все легче и легче становится.
А муж что предлагает? «Дорогая, ты должна сделать вот это — раз, вот это — два, и вот это — три!» И никакого рассусоливания проблемы. Жене обидно, ей кажется, что муж издевается, нарочно не хочет ее понять, отмахивается от ее проблем. А муж искренне не понимает, почему жена надулась: он же предложил ей ясный и кратчайший алгоритм выхода из неприятностей!

Но я отвлеклась 🙂 Таким деткам «технарям» можно подбирать книги на основе их увлечений. Вам в помощь станут красочно иллюстрированные тематические энциклопедии, где содержатся краткие описания и полезная познавательная информация по каждой детали. Поверьте, ваш ребенок будет рад такой классной книжке и она может стать его любимой на многие года.

3) Нейропсихологические нарушения чтения

Следующей причиной «нелюбви к чтению» может быть трудность, с которой ребенок столкнулся, начиная осваивать буквы.
Нейропсихологические нарушения обширны и это отдельная целая наука.

Если у ребенка есть проблемы со слухом и/или зрением — чтение является серьезной преградой. Ребенку приходится прикладывать больше усилий, чтобы понять текст, а за ним — и его смысл.

Родители таких деток должны начать коррекционные занятия как можно раньше, т.к. время в этом случае является для них как хорошим союзником при вовремя начатых занятиях, так и неумолимым противником, когда упускается благоприятный сенситивный период развития высших психических функций. И обучение в более позднем возрасте может быть мало эффективным. В каждом конкретном случае нужна индивидуальная консультация родителей с психологом и дефектологом (сурдопедагогом, тифлопедагогом).

Приведу пример из своей личной жизни. Я потеряла слух еще до года после осложненного отита. Понятно, что благоприятное время для формирования речи, мышления и др. психических процессов ни в коем случае нельзя было упускать. Со мной активно занимались родители и бабушка в паре с логопедом. Я достаточно рано научилась читать, в 3 года складывала слоги, в 4 года уже читала сама. Мне привили любовь к книжкам и я перечитала практически всё в родительском доме, была записана в несколько библиотек города и таскала книжки у знакомых.

Благодаря такому объему чтения мне очень легко давался русский и украинский в школе (т.к. развивалась зрительная память на слова), а литература на этих же языках была обожаемой На втором месте был английский. Потом математика и все остальное. Хотя речь осталась «с особенностями» произношения, это не помешало мне закончить массовую школу на 4 и 5, и университет с красным дипломом. Чтобы стать педагогом-психологом:)))

И это не единичный пример. Вы, скорее всего, тоже сможете вспомнить, как кто из ваших знакомых имел какие-то физические проблемы, но успешно их преодолел. Ребенок может практически все! Главное — его поддержать и направить вовремя!

У ребенка может быть дислексия , т.е. специфические нарушения чтения, которая раньше никак не замечалась, а с началом школьного обучения явилась неприятным сюрпризом. Это состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития при нормальном слухе и зрении и наличие оптимальных условий обучения. Он не может плавно перейти от чтения слогов к автоматизированному чтению целых слов. А это приводит к недостаточному пониманию прочитанного.

При дислексии любить книжки и правда очень сложно, т.к. ребенок постоянно убеждается, что он «неумеха». Что в свою очередь, снижает познавательный интерес при чтении. Часто дислекция сопровождается и дисграфией — проблемой неграмотного и корявого письма.
Эту проблему нужно серьезно решать на уровне регулярных занятий с логопедом.

4) Жизнь в бешеном темпе техногенного века

В наш век компьютеризации, обилия технических игрушек, смартфонов, планшетов и иже с ними гаджетов, старая добрая бумажная книга постепенно вытесняется электронной. В один только смартфон или планшет можно, например, загрузить целую библиотеку Максима Мошкова 🙂 И это действительно удобно.

Можно иметь мгновенный доступ к любой книге, прочитать ее, «листая» на экране и «поставить» на виртуальную полку. Это экономично, практично и высвобождает время на поиски. Не надо уже скапливать книжки в своей домашней библиотеке, часами ища завалявшийся томик. Электронные книги не пылятся...

К сожалению, несмотря на такое обилие, дети не горят желанием читать книжки запоем.

На первый план выходит элементарный перегруз информацией.

Наши ребята получают очень много входящей информации. Гораздо больше, чем сто лет тому назад их ровесники! Они меньше проводят времени на улице в подвижных играх, меньше общаются со сверстниками и взрослыми. Изменился менталитет жизни. Сейчас отпустить семилетнего ребенка в собственный двор многоквартирного дома без сопровождения решается далеко не каждая мама, в то время как раньше во дворе гуляли и четырех-пятилетки без присмотра родителей (помню свое детство).

Входящая информация стала больше «электронной» (плазменный телевизор, смартфоны, компьютер, планшет в каждом доме), чем реальной «бумажной». В очередях, в поликлинике, на вокзалах в комнатах ожидания, в школах на переменках уже не редкость увидеть ребенка, склонившегося над планшетом.

Электронная информация усваивается быстрее, чем бумажная, при этом ребенок затрачивает меньше усилий. Особенно это показательно при многочасовом просмотре мультиков. Он застывает у экрана, картинки быстро мелькают. Сюжет прошел, хочется еще, а мозг уже «зациклился» и вывести из этого телевизионного транса бывает не так легко.

Именно та легкость, с которой дети получают электронную информацию и снижает желание прикладывать усилия, когда ребенок видит бумажную книгу, которую нужно прочитать, «потому что мама хочет» или «это задано школьной программой».
Об этом можно рассуждать много. Но я остановлюсь на этом, так как статья получилась и так длинной:)).

Какой из этого можно сделать вывод?

Все хорошо — но в меру и соответственно возрасту вашего ребенка, его склонностям, типу характера, мышления и его физическим и психическим возможностям.

Основное направление задают мама и папа.

Формируют вектор развития психики тоже родители, а социальное окружение лишь усиливает то, что в ребенке уже заложено. Поэтому я обращаюсь к тем родителям, которые еще растят дошкольников и школьников начальных классов.

Всегда обращайте внимание на то, чем именно занят ваш сынок или дочка ! Если они маются, не зная, чем заняться или как в случае с детьми старшего школьного возраста, которые «убивают время» однотипной игрой на гаджете (а это один из признаков, когда ребенок утрачивает реальные цели в жизни и теряет способность выбирать и эффективно планировать свое время ) — помогите ему выбрать конкретные и интересные занятия по его способностям и душе!

Не получится просто дать игрушку и уйти готовить, оставить один на один с каким-то развивающим материалом — важно показать, как можно играть с этой игрушкой, какие сюжеты выстроить, как организовать увлекательную игру. Ну а если вы даете сыну или дочке книжку — позаботьтесь о том, чтобы у них были подходящие условия и сформирована внутренняя готовность ее принять и полюбить.

Умение ставить правильные цели, выбирать занятия, планировать и выполнять их — это те базовые навыки, необходимые ребенку, чтобы он был действительно подготовлен к взрослой жизни.

Ведь бесцельный человек — это катастрофа, причем во всех сферах.

Дорогие родители, поделитесь, пожалуйста, как вы прививаете любовь к чтению? Что делали для этого? С какого возраста начали своим детям читать книжки? Когда они сами начали читать по своему желанию? Буду очень рада вашим комментариям! :))

Похожие публикации