Империя мудрых женщин

Юнгианская арт терапия. О методе. Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице

Программа обучения песочной терапии Sandplay предназначена для специалистов-психологов, педагогов, социальных работников, интересующихся возможностями работы с песком и желающие найти свой метод работы или расширить имеющиеся.

Целью курса является освоение базовых теоретических знаний в области юнгианской песочной терапии Sandplay, ознакомление с организацией и процессом работы песочной терапии, приобретение личного опыта работы с песочницей.
Песочная терапия представляет собой необычную, но эффективную технику для работы с детьми и взрослыми.

Песочная терапия – это средство снятия внутреннего напряжения, возможность познать свой внутренний мир, и отрегулировать способы общения с миром путем выражения их через символы. Работа с песком позволяет выразить то, что трудно объяснить словами.

В песочной терапии благотворное действие на психику отказывает как процесс создания песочной картины в свободном и защищенном пространстве, так и сама картина, как результат этого процесса.

На первый взгляд техника песочной терапии кажется легкой и несерьезной – Sandplay ведь это «игра с песком». Однако в ее основе лежит серьёзная и глубинная работа клиента, основанная на способности психики к самоисцелению, восстановлении своей целостности и основной потребности человека в личностном развитии и росте.

Песочная терапия дает возможность увидеть глазами внутреннее содержание психики и позволяет прикоснуться к глубинному, подлинному Я, собрать свой уникальный образ, картину мира, что, несомненно, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

История создания и развития песочной терапии. Особенности юнгианской песочной терапии и других модификаций метода. Особенности работы с детьми и взрослыми.
Организация рабочего пространства: кабинет, материалы и оборудование для песочной терапии.
Теоретическая основа метода. Сознание и бессознательное, архетипы, символы, развитие личности в юнгианской парадигме.
Особенности психотерапевтического процесса. Знакомство клиента с кабинетом, правила использования песочницы, инструкция клиенту. Роль психолога, перенос и контрперенос, особенности сеттинга, ведение протоколов.
Схема анализа песочных картин. Топография песочных картин, архетипы в песочнице.
Стадии, которые проходит клиент в песочной терапии. Теория развития сознания Э. Ноймана.
Противоположности (полярности) в юнгианской психологической теории в жизни и в песочной терапии, трансцендентная функция психики.
Работа с Тенью в песочной терапии, проекции Тени, ресурсы интеграции Тени.
Символический язык песочницы, мифов, сказок и сновидений.
Личный опыт: индивидуальная и групповая работа. Построение песочных картин, практикум интерпретации песочных картин.
Даты занятий:24-25 сентября 1 блок (базовый) - идет запись! [email protected]
22-23 октября 2 блок (работа с Тенью)
19-20 ноября 3 блок (работа с символами)

Общая продолжительность программы 48 часов, продолжительность каждого блока: 2 дня с 10.00 до 18.00 (16 часов, из них практические занятия 4 часа). По окончании выдается сертификат о прохождении обучения.
Стоимость: 8.000 рублей за 2 дня, стоимость 3 блоков 21.000 рублей.

Присоединиться к программе можно с любого блока, но желательно вначале прохождение базового курса.

Песочная терапия

Какие ассоциации вызывает у Вас слово "песок"? Что Вы вспоминаете, услышав его? Возможно, некоторые сразу же представили себе песчаный карьер, огромные самосвалы, везущие песок для какой-то стройки, но большинство все же вспомнит песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых...

Вспомните, как Вы однажды ступали по мягкому песочному ковру, солнечные лучи ласкали Ваше тело. Вы гладили пушистый песок руками, и он дарил Вашему телу тепло, здоровье и покой.

Золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, легкий бриз... Все это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Вы с удовольствием водите ладонями по песку, строите из него волшебные замки и ощущаете покой и блаженство. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Игра человека с песком известна с древних времен. Попадая на пляж, каждый ребенок с большим энтузиазмом принимается строить песочные замки, мосты, дороги и целые города. Но почему же взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают «рисовать» картины из песка, или строить песочные замки?

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира. При этом он выступает как Творец или создатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок строит замок из песка, какое-то время любуется им, а потом сам, морская волна или кто-то другой, разрушает этот замок, и он с большим энтузиазмом начинает строить что-то новое. Один эпизод жизни завершается, уступая место чему-то новому. И так происходит бесконечно. И именно в этом можно увидеть уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, старое уступает место чему-то новому. Проживая эту Тайну многократно, играя с послушными песчинками, человек достигает состояния равновесия, успокаивается - в его внутреннем пространстве снижается доля суеты, обыденности и переживаний. Таким образом, процесс игры с песком может оказать реальное действенное врачевание человеческой души.

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубинному, подлинному Я.

Для многих из нас бывает затруднительно увидеть и осознать причины того, что с нами происходит. Мы часто не можем найти правильное решение возникшей проблемы.

Песочная терапия образно дает возможность человеку увидеть то, что реально происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы становятся языком, позволяющим сообщить некоторый бессознательный материал о человеке ему самому и консультирующему психологу.

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Она во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного, как источником внутреннего роста и развития.

«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе», писал Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.

Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии.

Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Автор метода «песочной терапии» - Дора Калф (швейцарский юнгианский аналитик), считает главным принципом, положенным ею в основу работы, — «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент — ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, «Sandplay», 1980).

В настоящее время «песочная терапия» получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент. Метод игры с песком в равной степени используется как при работе с детьми, так и со взрослыми. Профессиональный психолог не только может правильно оценить и проанализировать картины и образы, созданные из песка клиентом, но и увидеть существующую проблему, корректно направить человека на путь к ее решению. Знание источников и особенностей своих переживаний позволяет человеку чувствовать себя уверенней - когда человек может найти объяснение своим переживаниям, он успокаивается, ощущение паники сменяется чувством определенности и уверенности.

Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от других форм арт-терапии простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе с песком вид своеобразного ритуала.

Некоторые свойства и особенности песка:

Песок - природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение Творца любому человеку, взаимодействующему с ним.

Песок - очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления.

Песок — демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать.

Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды.

Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма;
Песок и работа с ним требует времени, он обучает человека терпеливости.

Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. Зрительный образ очень важен при работе над расстройствами, корни которых ведут в раннее детство, когда ребенок еще не мог говорить.

Творчески взаимодействуя с миллионами песчинок, человек проводит своеобразную «самотерапию» - он начинает отчетливо видеть и понимать скрытые от своего сознания конфликты и даже находит рациональные пути к их решению. И все это еще раз доказывает, что песчаная стихия способна творить чудеса!

Песочная терапия хорошо сочетаются с прослушиванием спокойной музыки - звуки природы или релаксационные мелодии позволяют терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне.

В песочной терапии используется деревянный поднос (песочница) стандартного размера (50 см х 70 см х 8 см), песок, вода, миниатюрные фигурки и предметы (лучше всего подбирать фигурки и предметы не выше 10-12 см.) Такие габариты оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия. Песочницу можно сделать самому, или купить готовую. Поднос с песком, или песочница - уникальный инструмент, позволяющий взаимодействовать со многими событиями жизни, включая проблемы межличностных отношений, травмы, личностный рост, интеграцию и преобразование Самости.

Дно и борта песочниц чаще всего выкрашены в голубой цвет - это напоминают модель мира: голубое дно символизирует воду, а борта - голубое небо. Кроме того, насыщенный голубой цвет способен оказывать на человека умиротворяющее воздействие.

Время от времени можно менять цвета бортов.

Согласно законам цветотерапии:

- черный цвет вызывает неоднозначные впечатления (страх, интрига, тайна). Однако в черной краске заложен большой терапевтический ресурс, ведь стоит наклеить на черные борта белые/желтые кружочки— и вот готово звездное небо! Такая цветовой символизм формирует уверенность: безвыходных ситуаций не бывает;

- зеленый — цвет растительной жизни, потому вызывает глубинные переживания, порождает особенную откровенность;

- желтый (золотой) ассоциируется со стремлением к достижению цели, что подарит ощущение жизненной перспективы и освободит от внутренних и внешних ограничений;

- красный — цвет активности, сексуальности, импульсивности и творчества, потому особенно полезен для провоцирования подавленной агрессии, когда “невкусные” переживания зачастую не проговариваются, а молча “проглатываются”. Как показывает практика, красные борта, ассоциируемые с восходящим/заходящим солнцем, помогают раскрыться людям, обремененным чувством вины. А вот окрашивать в пурпур дно песочницы не стоит, иначе возникнут “разрушительные” ассоциации с лавой и магмой вулкана;

- фиолетовый — цвет беременности, материнства, фантазии и сказки. Такая песочница поможет испытать мистические чувства и как можно глубже погрузиться в свои ощущения.

Песок может быть любой: речной, морской, кварцевый… Он может иметь желтоватый или сероватый оттенок, однако обязательное его качество - чистота, ведь при интенсивной работе песок энергетически пачкается. В природной среде происходит естественная очистка песочной массы благодаря работе солнца, ветра и воды. В домашних условиях хотя бы один раз в месяц песок следует просеивать и прогревать (можно на сковороде, под лампой или под лучами солнца).

И не забудьте поставить рядом с песочницей емкость с чистой прохладной водой, чтобы вызывать в игрушечном мире дождь, без труда сооружать постройки, создавать моря и реки.

В песочнице Вы самостоятельно можете:

Рисовать на песке палочкой;

Возводить на поверхности песка разного рода рельефы (холмики, горки, долины, впадины, бордюры, домики, рвы и т. д.);

Рассыпать цветные песчинки, камешки, бусинки в узорном порядке;

Расставлять на поверхности или в песчаных рельефах разнообразные предметы и фигурки, символизирующие людей, предметы и образы из реальности или небытия.

В песочной терапии могут использоваться все возможные объекты, встречающиеся в окружающем мире. Используются разнообразные фигурки - реальные и сказочные, мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Это могут быть наборы солдатиков, куклы, игрушки из «киндер-сюрпризов» - все, что допускает Ваша фантазия. Все эти объекты составляют своеобразную коллекцию для песочной терапии. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. Для полноты ощущений могут понадобиться и пейзажи, и интерьеры.

В песочной терапии обычно применяют следующие предметы:

Люди - разнообразные фигурки людей - дети, взрослые, представители разных профессий, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы), боги и богини разных народов, ангелы, и т.п.;

Животные - рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты), земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки)

Т.е. разнообразные представители животного мира;

Растения - деревья, кустарники, цветы. Вы можете использовать искусственные и натуральные растения;

Объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;

Объекты среды обитания - заборы, ворота, дорожные знаки, мосты;

Аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, небольшие гвоздики, монетки)

Естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

Когда клиент выбирает фигурки для создания песочной композиции, происходит перенос внутренних психических процессов на миниатюрные предметы. Он может идентифицировать себя с какой-либо фигурой, наделить ее желанными качествами и через нее проводить в жизнь новые сценарии, даже самые несбыточные. Кроме этого можно моделировать и создавать свое окружение, подбирая в друзья или недруги соответствующих игрушечных персонажей.

Последовательность появления и местоположение фигурок дает психологу массу полезной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «я» автора картины. Фигурка, которая появляется второй, представляет символ чего-то самого важного для автора на данный момент. Иногда фигурки закапывают. Это символизирует вытесняемое в бессознательное или то, что еще неосознанно.

Заполнение частей песочницы и ее секторов расскажет много интересного о человеке. Например, если заметно смещение действия в песочнице кверху, перед нами человек, склонный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигурок внизу, нужно проработать аспект реализации задуманного, составление планов. Люди «приземленные» заполняют нижние секторы песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапии станет уравновешивающим моментом. Смещение в левую или правую часть покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее.

Использование миниатюрных фигурок в песочной терапии, объединение их в некоторый сюжет наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками.

Получается, что в процессе песочной терапии клиент строит новые взаимоотношения с самим собой. Такой подход уместен для представителей гештальт-терапии и психосинтеза.

Однако фигурки, использованные в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен клиент. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. В этом случае песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы.

Преимущество психодраматического подхода здесь заключается в том, что для создания спектаклей не требуется помощь группы, — все роли исполняют игрушечные фигурки. Таким образом, песочница создает условия для спектакля не только в групповом режиме, но и в индивидуальном. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет клиенту изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения.

С помощью миниатюрных фигурок можно повторить сюжет какой-либо произошедшей ситуации, но финал или иную проблемную часть переиграть в позитивном - желанном для вас ключе. При этом наше подсознание уже по-другому прокручивает произошедшее и не сбрасывает проблему в копилку комплексов. Важно помнить, что мысленная «реставрация» особенно удается, когда глаза за следят событиями, а руки «фиксируют» нить мысли. Именно поэтому спектакли на песке - очень действенный способ релаксации и преобразования минусов в плюсы. Образы, созданные во внешней среде, отражают внутренний мир, бессознательное состояние и увеличивают понимание человеком себя.

«В арт-терапевтическом процессе использование песка в качестве основного материала изобразительной работы предполагает «диалог» рук с песком и водой. Проведение частых сессий песочной терапии стимулирует создание клиентом целой серии песочных форм, являющихся основой для расположения миниатюрных фигурок. Песочные композиции, как с миниатюрными фигурками, так и без них, могут заключать в себе различное трудновербализуемое содержание» - пишет Ленор Штейнхард.

Важнейшим психотерапевтическим ресурсом при работе с песком является возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей.

При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный положительный эффект - с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой - более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у ребенка.

Кроме того, песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Замечено, что в процессе терапевтической работы с песком происходит гармонизация психоэмоционального состояния человека.

Песочная терапия активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью.

Статья подготовлена по свободно-доступным материалам сети Интернет

Литература:
Википедия
Дикманн Х. Методы в аналитической психологии.- М.: ООО "ЦГЛ «РОН», В.Секачев,2001.- 329с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии.-СПб.: «Речь», 2002.-224с.
Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2006.-176с.
Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия.-СПб.: Питер,2001.-320с.
Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри, 2003.-495с.
Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002.-296с.
Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998.-383с.
Статья Оксаны Наумыч (перинатальный психолог)

Психосоматические расстройства у детей являются довольно частой причиной обращения за врачебной и психологической, психотерапевтической помощью. (Захаров А.И., Андропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С., Николаева В.В., Арина Г.А.). Эти состояния распространены в детском возрасте и во многом это связано с тем, что ребёнок, сталкиваясь с разнообразными внешними факторами, а именно, стрессом, изменением жизненных условий, фрустрирующими ситуациями, и особенно, сталкиваясь с внутренними факторами, а именно, внутрипсихическими конфликтами, связанными со сложностями в эмоционально-личностном развитии, часто использует тело через соматизацию как способ снятия эмоционального напряжения. (Арина Г.А., Николаева В.В., Шур М., Александер Ф., Винникот Д.В. и др.) Поэтому в различных состояниях от бронхиальной астмы и сахарного диабета до моторных тиков и головных болей можно обнаружить и проанализировать психологические причины их возникновения и течения.

Соответственно, метод психотерапии, который позволит проработать и смягчить психосоматические состояния, напрямую должен иметь дело с эмоциональными процессами, позволять различным частям психики, личности, особенно, неосознаваемым проявляться во вне. Юнгианская песочная терапия[i] , наряду с игротерапией , как раз и представляет из себя такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод даёт возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме, эмоциональное состояние самого ребёнка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие её к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом.

Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребёнка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта. Техническая простота sandplay не должна вводить в заблуждение, потому что глубина и мощность метода очень велика и необходимо специальное обучение и собственный терапевтический опыт, чтобы интегрирующие символы и энергии психики, выраженные в картине могли бы быть использованы вами как терапевтом для оздоровления, для поддержания трансформации души у вашего клиента, ребёнка или взрослого. Психолог, работая в технике sandplay, должен быть способен создать такое безопасное пространство, в котором ребёнок мог бы проявлять себя сознательно и бессознательное, и все то, что бы он создавал, делала или выражал словами в терапевтическом кабинете в течение сессии шло бы ему на пользу, участвовало бы в разрешении его проблем.

Популярными методами работы психолога с психосоматическими состояниями являются телесно-ориентированная терапия, арт-терапии, гештальт-подход и др. Каждый из них по- своему прорабатывает определённые стороны соматизации. Арт-терапия позволяет образам, сопровождающим соматизацию, быть выраженными во вне, например, на бумаге. Телесная терапия позволяет развернуться тактильному языку и регулярно сбрасывать замороженную и фиксированную энергию психики через освобождение тела. Гештальт-терапевт ориентирует клиента на освобождение от эмоций здесь и сейчас, ведёт клиента к гармонизации его одномоментного состояния, настраивает человека на прислушивание к своим процессам.

Юнгианская песочная терапия сочетает в себе все перечисленные аспекты технически иным образом. Она также включает в себя выражение спонтанных образов, освобождение тела и тактильный контакт, гармонизацию чувств и ощущение, проживание каждого момента построения композиции и игры, при этом все это реализуется на основе бессознательного символизма, целостного психотелесного символизма психики. Укрепление оси Эго-Самость (целостная психика), нормализация её функционирования в процессе прохождения песочной терапии, даёт ребёнку возможность развиваться, находить баланс между инстинктивными, спонтанными и управляющими, направляющими силами души(Нойманн Э.).

Для иллюстрации будут рассмотрены несколько песочных композиций и игровых построек детей с психосоматическими симптомами, проходившими аналитическую психотерапию.

Мы можем видеть, как в каждой символической композиции (на ковре или в песочнице) проявляется проблема ребёнка, внутрипсихический конфликт. В них также отражается стадия трансформации психики, на которой находится ребёнок. Анализируя постройки можно обнаружить интегрирующие силы, факторы исцеления, позволяющие понять, куда движется терапевтический процесс с этим ребенком.

То есть по крайней мере выделяются три пласта анализа символического материала ребёнка:

  • Внутрипсихическая проблема, конфликт, недостаток эмоционального развития
  • Стадия трансформации, зачатки разрешения конфликта или преобразования дефекта
  • Факторы исцеления, описывающие прогноз терапевтической работы и эмоционально-личностного развития (телеологическая, проспективная составляющая).

Мальчик, 9 лет, хронические моторные тики. В терапии находился два года, после полугода работы моторные тики пропали как симптом, аналитическая работа продолжалась с эмоционально-личностной сферой, со структурой Эго и процессами самоидентификации и самоидентичности.

Постройка и игра на ковре. "Дом лягушек". На ковре мальчик построил дом, внутри дома обустроил комнаты, выделил столовую, ванну, спальню. В этом доме живут маленькие лягушата, а снаружи дома находятся две большие лягушки-женщины, которые держат в руках мечи. Большие лягушки охраняют дом. Строительство и обустройство дома-это характерный мотив на определённом этапе терапии данного клиента, когда тики как телесный симптом уже отступили.

О чем же говорит нам эта композиция? Мы видим здесь по крайней мере три важных символа. Это дом сам по себе, маленькие лягушки-дети и большие лягушки женщины-защитники.

Как выражается проблема мальчика на этой картинке?

Построение дома в игре обозначает желание обрести свой внутренний дом, как то укрепить и обустроить своё внутренне пространство, внутренний контейнер для эмоций, ощущений, желаний и мыслей. Этот дом очень женский, очень материнский, что может говорить о ключевой проблеме мальчика-проблеме идентичности. Как будто этот ребёнок не может ответить нам на вопрос, мальчик он скорее или девочка, так как он, вероятно, сейчас бессознательно идентифицирован с матерью, как ребёнок не разрешивший ещё эдипов конфликт. Женская идентичность в нем ещё укоренена и можно сказать, что есть определённые сложности в прохождении эдипальной стадии, а его мужская идентичность находится в тени, она не проявлена в достаточной степени. Если говорить об этиологии его состояния, то конечно, эта особенность связана со сложностями во взаимоотношениях с матерью, прежде всего связана с очень сильным симбиозом, слиянием между ними. Поэтому ребёнок и идентифицирует себя с материнской фигурой.

Ещё одна проблема этого клиента-сложности в управлении и переживании агрессии, агрессивные влечения излишне заблокированы и переживаются как разрушительные. И действительно моторные тики часто сопровождаются подавленной агрессией, агрессивные энергии не могут сублимироваться и укреплять Эго, а соматизируются в телесный симптом. Символически трудности интеграции агрессии выражаются в том, что именно женская фигура наделяется агрессивными элементами и в композиции не представлены персонажи, от которых необходима защита. Можно также сказать, что в композиции мы видим тему непроявленности Тени. Лягушки защищают, но мы не видим врагов, которые нападают. Т.е. не осуществились в достаточной степени теневые проекции на кого-то. Классик психосоматических исследований во французском психоанализе Джойс Макдугалл указывает, что экономия на проекциях есть характерная черта психики с психосоматической структурой, в этом случае архаические бессознательные теневые содержания не могут выразить себя с помощью проекций и поэтому выражаются телесным путём (МакДугалл Дж.). А это препятствует дифференциации, развитию бессознательного, затрудняет эмоциональное становление личности.

Ещё один важный вопрос в том, идентифицирует себя ребёнок с лягушатами или взрослыми лягушками? Это вопрос идентичности, как связаны эти разные части психики, обозначенные маленькими лягушатами детьми и взрослыми лягушками защитниками? Расщепление на такие пары фигур отражает во многом страх взросления, трудности взросления, бессознательный страх перед будущими бурями подросткового возраста.

Давайте посмотрим на эту композицию с точки зрения стадий трансформации. О каких трансформационных психических процессах эта композиция говорит? Ребёнок построил эту композицию уже после того, как соматический симптом угас, но его структура психики все ещё не достаточно крепкая, чтобы гарантировать, что эти тики не вернутся. Поэтому мальчик ещё нуждается в психотерапевтической работе, в проработке различных аспектов внутреннего пространства.

Лягушки как герои (героини)-это довольно странный выбор, лягушка не герой победитель, это не рыцарь, не пират, не мальчик. Мы можем только вспомнить сказку о царевне-лягушке, где эта лягушка-одна из главных героинь, а также можно вспомнить немецкую сказку Братьев Гримм "король-лягушонок, или Железный Гейнрих", где лягушонок-это заколдованный принц, который должен быть расколдован девочкой принцессой. Можем ещё вспомнить современный мультик "Принцесса и лягушка".Это странный образ для идентификации и он неантропоморфный (не человекоподобный). Лягушка-это низшее животное, не млекопитающее, а земноводное, т.е. способное жить и на земле и в водной среде. Можно представить себе, что мальчик должен идентифицировать себя со львом, носорогом, драконом, а трудно представить, как идентифицировать себя с лягушкой. Но почему же этот образ появляется?

Лягушка в данном случае представляет из себя такую часть психики ребёнка, которая способна находиться в среде сознания и в среде бессознательного (и на земле, и в воде), и таким образом отражает уже достигнутую определённую степень интеграции психики, пройденную низшую алхимическую трансформацию. Эта интеграция позволяет использовать психике ребёнка энергию и сознания и бессознательного и обмениваться ею.

Что ещё важно указать, что лягушка является и примитивной проекцией телесного образа мальчика, бессознательного образа тела. В алхимии мы встречаем гравюры, где лягушка или жаба участвуют в процессах преображения низшей материи в золото. Это переходный этап, на котором уже некоторая бессознательная и телесная интеграция случилась, поэтому симптом ушёл, но Я ребёнка ещё не крепилось в достаточной степени.

Обустройство дома-говорит о процессе, стадии освоения внутреннего пространства, когда ребёнок узнает себя, как он устроен, что с ним происходит в разные моменты и это процесс такой проработки своего места, своего внутреннего пространства. Этот этап предшествует возможности снова войти в эдипальный конфликт и проработать его, переосмыслить отношения между полами, развить свою самоидентичность, сексуальную идентичность.

Можно сказать таким образом, что эта композиция характерна для фаллической стадии психосексуального развития, она отображает нам внутреннюю фаллическую Мать ребёнка, подготовку к переходу к эдипальной стадии.

В чем мы видим в композиции факторы исцеления? В ней заложено движение на овладение агрессией, появляются фигуры, которые владеют и управляют мечами, на развитие внутреннего пространства, развитие возможности заботиться о себе (укрепление контейнера и внутренней матери, это как большие лягушки заботятся о маленьких) и здесь заложен вектор интеграции примитивных эмоций и ощущений, а не соматизации через тело. Это даёт и будет давать ребёнку возможность лучше понимать, что он испытывает, какие чувства, что он может сделать с этими эмоциями, как он может их назвать, выразить, и самое главное осмыслить-т.е. использовать эмоции как сигналы о том, что с ним происходит, что происходит в его внутреннем мире.

Мы видим таким образом, что использование игрушек и игра сама по себе, позволяют ребёнку создавать такие интегрирующие символы, развивать их. Спонтанная игра показывает, на какой стадии находится ребёнок и она говорит о том, какие интерпретации может сделать психотерапевт, для того, чтобы способствовать развитию ребёнка и преодолению его проблем.

Случай 2. Девочка, 7 лет, нарушение поведения, агрессия во вне, переедание как психосоматический симптом. "Город грязи".

Оральный психосоматический симптом-стремление к еде, неутолимый голод, желание есть. Само по себе переедание часто связано с тем, что пища бессознательно приравнена к хорошему внутреннему объекту, пища является эквивалентом любви. Как будто бы девочка может поглощать хороший объект через пищу, но имеет затруднения делать это не буквально, символически, эмоционально.

Город грязи-это пространство, где живут чёрные женщины. Они чёрные, потому что они все облеплены грязью, в городе находятся их дома и в центре находится источник грязи, куда они регулярно ходят и купаются. Источник находится в кратере потухшего вулкана. Символизм грязи позволяет нам говорить, что эта песочная композиция конечно отражает символы анальной стадии психосексуального развития. Мы видим, что в центре сендплей вулкан, источник грязи, и туда приходят женщины. И грязь здесь воспринимается позитивно. Можно быть грязным, можно получать удовольствие от грязи. Триумф анального удовольствия, которое вероятно в семье и внутреннем мире девочки запретно, табуировано, невозможно. У клиентки мало возможностей для позитивного фантазирования, что она плохая, проживания этого. Как будто картинка отражает такое плохое Я девочки, от которого она получает удовольствие. Но это удовольствие невозможно проявить и интегрировать с другими частями жизни, тк в композиции вся песочница занята городом грязи, другое пространство там не представлено.

Купание в источнике символически представляет из себя обновление, удовольствие, регресс и расслабление, растворение (solutio как алхимическая операция). Этот образ отражает также и возможность получать удовольствие от тела, намекает на скрытую мастурбацию и фантазирование. Это все говорит о большом желании получать удовольствие от тела, о нужности данного удовольствия для психики. Переедание пище тоже намекает нам на запрещённые удовольствия. Жёсткое супер-эго девочки препятствует интеграции её телесности и примитивной сексуальности, и эта клиентка также застряла перед эдипальной стадией, не разрешила эдипальный конфликт, не вышла из него. Поэтому она регрессирует к некоторым компромиссным доступным оральным и анальным удовольствиям (зацикленность на еде, агрессивное поведение). Эти же вещи подтверждаются отсутствием в композиции мужских образов, все фигуры-это женщины. Как будто бы мужской мир не понятен, опасен, не представим. Также ни одна из героинь в этой постройке не является главной, ведущей, т.е. непонятно с какой фигурой может идентифицировать себя девочка, много женских фигур представляют из себя опору для идентификации.

Фактор исцеления в данном примере лежит в области нормализации асоциальности (неправильное поведение, запретные удовольствия). В этой асоциальности находятся возможности выражать и интегрировать агрессию к матери, желание претендовать на отца и тем самым развивать свою женскую идентичность, не боясь потерять опору в отношениях между родителями.

Случай 3. Мальчик 6 лет, атопический дерматит на руках. Очень бедная композиция, кратер в левом нижнем углу песочницы и в нем закопан вытянутый яйцевидный голубой камень, который там спрятан. Мальчик никак не комментирует композицию. Камень в кратере вызывает такие ассоциации как ребёнок внутри материнской утробы и отражает выраженное желание мальчика снова стать маленьким, вернуться к маме в живот. Данное желание ребёнок высказывает спонтанно после постройки в песке. Эта песочница отражает желание мальчика к большому регрессу, к слиянию с матерью, где мать представляет из себя мать-утробу, мать-грудь. Это очень примитивный архаический оральный образ. Быть в животе у матери, никогда с ней не расставаться и разговаривать со всеми из живота-так мальчик озвучивает свои фантазии и их же как мы видим он предварительно выразил в образах песочницы.

Такое желание говорит нам о симбиотическом стремлении и о том, что в течение первого года жизни по каким-то причинам ребёнок был лишён эмоционального материнского пространства, возможно потому что мать находилась в послеродовой депрессии или была зачарована какими-то другими людьми, отдавала свою эмоциональную энергию им, а не сыну, тем самым закрепила это неутолённое, в тот период жизни, нормальное стремление к регрессу и слиянию(Эльячевв К., Штерн Д., Винникот Д.В., Дольто Ф.)

Аллергический дерматит образно говорит нам о том, что как будто бы аллергию вызывает внешний мир, любая возможность отделения от матери. Регрессивное стремление к слиянию отрицает какое-либо разделение с матерью и тогда вероятность потерять мать была бы равна нулю. Как будто бы мальчик не может брать (руки) из внешнего мира, он не хочет отвязаться от матери. (Марти П., Дольто Ф.)

Для такого клиента возможность иметь собственное пространство, внутри терапии, пространство песочницы жизненно необходимо, потому что в своём регрессивном стремлении он готов отказаться от себя. С одной стороны это всемогущество-я буду внутри матери и я буду как мать, а другой стороны это отказ от себя. Психологическая работа с таким ребёнком должна быть связана с укреплением его пространства, с возможностью для него фантазировать, выражать себя в рисунке, игре, песке, создавать такую продукцию бессознательного, которая показывала бы ему самому, что он существует как субъект, давала бы ему возможность приобрести это чувство субъектности.

Психосоматическая симптоматика говорит о выраженной эмоциональной слабости мальчика, как будто бы мальчик отказывается развиваться, так как развитие представляет из себя смерть слияния с матерью, приравнено к потери матери.

Все эти примеры показывают нам, что психологическая работа должна в своей глубине базироваться на работе с бессознательным, на возможности дать бессознательным конфликтам и фантазиям проявиться и быть понятыми психотерапевтом и на возможности контейнировать их различными способами, через игру, целостные символы, через словестную интеграцию, с помощью процессов переноса-контрпереноса и конечно, через осмысление их в голове терапевта в форме интерпретаций. Именно такая работа даёт возможность понять, что стоит за телесными симптомами у тех или иных пациентов, создать стратегию по проработке сложностей ребёнка и трансформации его психики, сформулировать подходящие рекомендации для родителей. Композиции ярко показывают, что происходит во внутреннем мире ребёнку, куда должно двигать его развитие и как мы как терапевты можем создать им подходящие условия, чтобы их развитие реализовалось, прорабатывать их бессознательные фантазии и конфронтировать их, как например в последнем случае, показывать, что эти фантазии не соответствуют реальности. Композиции учат нас интерпретировать те психические содержания, которые стоят за симптомом, вызывают его и указывают на то, что нужно для укрепления структуры Эго. Ребёнок в процессе психотерапии приобретает такое Эго, которое даёт ему защиту от соматизации в случае стресса, конфликтов, фрустрации или перехода с одного возрастного этапа на другой. Sandplay и игровая терапия дают нам богатые возможности для работы, как и аналитическая интерпретация игры и песочных картин.

Список литературы:

  1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. С-П.: Речь, 2000 г.
  2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М.: Эксмо-Пресс, 2002 г.
  3. Андропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. М.,2000
  4. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры. // Те­лесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991 г.
  5. Баллинт М., Базисный дефект. М.,2002
  6. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. М.1997
  7. Винникотт Д.В. Пигля. М.: Класс, 1999 г.
  8. Винникотт Д.В. Переходные объекты и переходные явления: исследования первого "не-я" предмета. Статья из сборника: Антология современного психоанализа. М.: И-т РАН, 2000 г.
  9. Винникотт Д.В. Использование объекта. Статья из сборника: Антология современного психоанализа. М.: И-т РАН, 2000 г.
  10. Винникотт Д.В. Игра и реальность. М., 2002 г.
  11. Д.В. Винникот и аналитическая психология. Сборник., КДУ, 2009
  12. Вудман М. Страсть к совершенству. М.,2006
  13. Вудман М. Сова была дочерью пекаря. М.,2009
  14. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997 г.
  15. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997 г.
  16. Дольто Ф. Бессознательный образ тела.,2006
  17. Дольто Ф. Психоанализ и педиатрия., 2006
  18. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб., 1993
  19. Журнал практической психологии и психоанализа. Вып. С 2000 по 2013 год
  20. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб, 2000
  21. Килборн Б. Исчезающие люди: стыд и душевная боль. М., 2007
  22. Кляйн М. Психоаналитические труды. Тома 1,2,5,6
  23. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб., 1997 г.
  24. Кляйн М. Айзекс С., Райвери Д., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М., 2001 г.
  25. Колоскова М.В. Онтогенез телесности и развитие общения: на пути к разделению Я — не-Я. // Телесность человека: междисциплинарные ис­следования. М., 1991, с. 70-80
  26. Кристалл Г. Интеграция и самоисцеление. Аффект. Травма. Алекситимия. М.,2006
  27. Лёйнер Х.: Психотерапия базисных расстройств при помощи символдрамы. (Пер. с англ. Д.Г. Залесского, И.И. Нагорной) Сборник "Из архива Ханскарла Лейнера", Киев, 2000
  28. Лёйнер X.: Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., "Эйдос" 1996
  29. Лёйнер X.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, №3, 4
  30. МакДугалл Дж. Театр души. Иллюзия и правда на психоаналитической сцене. СПб, 2002
  31. МакДугалл Дж. Театры тела. М.,2007
  32. МакДугалл Дж. Тысячеликий Эрос. СПб.,1999
  33. Мартин П., де М"Юзан М. Оперативное мышление. Статья из сборника: Антология современного психоанализа. М.: И-т РАН, 2000 г.
  34. Марти П. Аллергические объектные отношения//сборник Психология и психопатология кожи, М.,2011
  35. Мать. Дитя. Клиницист. М.,1994
  36. Николаева В.В. О психологической природе алекситимии. // Телес­ность человека; междисциплинарные исследования. М., 1991
  37. Нойманн Э. "Ребёнок", 1970
  38. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. М.,1998
  39. Обухов Я.Л.: Значение первого года жизни для последующего развития ребёнка (обзор концепции Д. Винникотта), "Школа здоровья", 1997, №1
  40. Обухов Я.Л. Символдрама. Кататимно-имагинативноая психотерапия детей и подростков. М., 1997 г.
  41. Психология телесности. Хрестоматия. М., 2005
  42. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб.,1997
  43. Старшенбаум Г.В. "Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела". М., 2005.
  44. Стерн Д. Межличностный мир ребёнка. Спб,2006
  45. Фон Франц М-Л. Феномены тени и зла в волшебных сказках. М.,2010
  46. Фон Франц М-Л. Архетипические паттерны в волшебных сказках. М.,2007
  47. Французская Психоаналитическая школа СПб.,2004
  48. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1,2 тома. М., 1999 г.
  49. Фрейд З. Из истории одного детского невроза.
  50. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб., 2001 г.
  51. Штерн Д. Дневник младенца. М., 2001 г.
  52. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. М., 2001 г.
  53. Эльячефф К. Затаённая боль. М., 1999 г.
  54. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.,1995 г.
  55. Юнг. К.Г. Символы трансформации. М.,2008 г.

Юнгианская песочная терапия даёт терапевтическую возможность клиенту выразить свой внутренний мир, а также архетипический мир души с помощью построения символических картин внутри деревянного песочного подноса и игры с миниатюрными фигурками и природными материалами, камнями, водой, песком и др.

Психоаналитическая игровая терапия даёт возможность ребёнку создавать символическую игру, которая представляет из себя актуальную продукцию бессознательного, нуждающуюся в своевременных интерпретациях со стороны аналитика или психолога.

Самость- архетип целостности — наипол­нейшего человеческого потенциала и единства личности как цело­го. Самость представляет из себя регулирующий центр психического.

Подробнее в Блюм Г. Психоаналитические теории личности, М.,1996, Макдугалл Дж. Тысячеликий Эрос. СПб,1999

Данная черта характерна для детей с психосоматичекими состояниями, о чем упоминают различные авторы (Макдугалл Дж., Винникот Д.В. и др.), их агрессия, особенно, агрессия к Матери, длительно остаётся неинтегрированной.

Тень- спрятанные или бессознательные аспекты психологической структуры личности, её негативная сто­рона, обычно отвергаемая сознательным эго, но оказывающая воздействие на мышление и поведение человека. Сумма всех неприятных личностных качеств, что-то примитивное, инфантильное, не приспособленное. Задача аналитической терапии состоит не в исключении Тени из жизни пациента, а в осознании им её наличия, в обретении способности интегрировать её в Я и сосуществовать с ней.

Оригинальное название: The Princess and the Frog, 2009, США, режиссёр: Рон Клементс, Джон Маскер

Лягушка, животное относящееся к луне, связано с дождём, символизирует плодородие, плодовитость, эротизм, олицетворяет также тёмную и недифференцированную первоматерию, элемент водянистости и изначальную слизь, основу сотворённой материи, является женским символом.

Психология… Несмотря на свою относительно небольшую официальную историю, эта «наука о душе» очень и очень стара. И за долгие века (возможно, и тысячелетия) своего существования накопила великое множество способов подлинного исцеления души.

Среди современных методов психотерапии есть такие, которые могут помочь человеку не только решить возникшие в его жизни проблемы, но и познать себя, потребности и возможности своей души. И научиться не просто хотеть чего-то добиться, что-то в своей жизни изменить, но и смочь это сделать; смочь, выражаясь словами Антуана де Сент-Экзюпери, сбыться .

Одним из таких методов является юнгианская песочная Sandplay терапия. О ней, а также о трансформационной игре рассказывает психолог-консультант, арт-терапевт Zagerclinic Панарина Александра Игоревна.

Беседовала Наталья Аднорал

Н.А. : Александра, расскажите, пожалуйста, с кем Вы работаете, какие методики используете?

А.П. : Я работаю со взрослыми, с подростками и детьми с 3-ех лет.
Основной метод моей работы — юнгианская песочная терапия (Sandplay).

Что такое юнгианская песочная Sandplay терапия?

Использование песка для отображения внутреннего мира имеет давнюю историю. С древних времен люди чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки и фигуры из песка. В практике индейцев эти изображения использовались для предсказаний и в церемониях излечения. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Тибетские монахи издревле практикуют медитативное создание из песка мандал для достижения совершенства и духовной гармонии.

Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг в своей автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления» описал сложный период после разрыва с Фрейдом в 1912-1913 годах. Юнг стал строить образы на берегу озера из камней и воды, подобно ребенку, для которого такая деятельность является средством обретения психического равновесия. Он писал: «…у меня была уверенность, что я нахожусь на пути к открытию моего собственного мира. Потому что эта игра…была только началом. Она высвободила поток фантазий, которые я потом тщательно записал ».

Началом терапевтической работы с песком и фигурками в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Игра и творческий потенциал как часть терапевтического процесса уже использовались, особенно в работе с детьми. Так педиатр Маргарет Ловенфельд работала со своими пациентами с помощью песка, воды и коллекции игрушек и миниатюр, назвав свой метод «Техника Мира».

В 1950-х годах ученица Юнга Дора Калфф (1904-1990) познакомилась с методом Ловенфельд и, с одобрения Юнга, дала своей технике работы с песком и фигурками юнгианскую теоретико-методологическую базу, назвав ее Sandplay (Сэндплей или юнгианская песочная терапия).

Ее трактовка отразила знание восточных философий и идеи аналитической психологии Юнга. Дора Калфф увидела песочную терапию как инструмент, который позволяет выразить личное и коллективное бессознательное, как символическую коммуникацию сознательного и бессознательного. Метод юнгианской песочной терапии Sandplay позволяет совершить увлекательное путешествие в себя, в свой мир, понять и принять свои чувства и состояния. Песочная терапия позволяет дальше заглянуть назад, чтобы ближе увидеть вперед.

Этот метод терапии активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения на пути индивидуации. Sandplay — «игра в песок» позволяет снизить уровень сопротивления изменениям и, следовательно, устраняет ощущение нереализованности. У человека возникает ощущение управления собственной жизнью и контроля над ситуацией.

Н.А. : Кому подходит юнгианская песочная терапия?

А.П. : Дело в том, что не все, приходящие на терапию, могут с легкостью рассказывать о себе и свободно ассоциировать. Бывает и так, что люди испытывают трудности вербального выражения, им сложно подобрать слова, чтобы описать то, что происходит с ними, и возможное решение возникших проблем.

Существует и другая ситуация, когда избыток слов может препятствовать продвижению в жизни. Есть клиенты, которые много говорят, то есть используют язык, чтобы интеллектуализировать проблему и таким образом избежать ее решения. В подобных случаях песочная терапия позволяет бессознательному состоянию транслировать свою историю.

Часто к юнгианскому песочному терапевту приходят успешные в работе и личной жизни люди. В таком случае работа с терапевтом помогает им понять, как реализовать свой потенциал в полной мере!

Именно юнгианская песочная терапия — эффективный инструмент, который дает возможность представить в образах то, что волнует человека и объективно происходит в его внешнем и внутреннем мире. Соответственно, фигуры, выбираемые в песочной терапии, становятся тем языком, при помощи которого можно сообщить себе и терапевту неосознаваемый материал, трудности и их решение.

Юнгианская песочная терапия эффективна в работе со следующей проблематикой:

  1. Чувство одиночества, комплексы, страхи, фобии, депрессия, хроническая усталость, неопределенность, душевная боль.
  2. Проблемы в супружеских и партнерских отношениях (развод, конфликты, измена партнера, утрата близких и др.)
  3. Ощущение бессмысленности жизни, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, потеря себя.
  4. Психосоматические симптомы.
  5. Непонимание смысла жизни, своего предназначения. Поиск ответов на вопросы: «Кто я?», «Почему это со мной происходит?». Личностный кризис. Проблема самореализации.
Песочная терапия позволяет дальше заглянуть назад, чтобы ближе увидеть вперед.

Н.А. : Как этот метод работает?

А.П. : Песочные композиции создаются без предварительного планирования и соответствуют внутреннему миру их создателя. В процессе создания мира с использованием песка, воды и фигур у человека возникает решение, которое его бессознательное передает рукам. Таким образом, клиент создает мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего к внешнему миру, от духовного к физическому и от невербального к вербальному.

Бессознательное воплощается в том, как человек взаимодействует с песком и в образах фигурок, которые он выбирает. Создавая композицию в подносе с песком, человек становится участником взаимоотношений четырех стихий, понятие о которых зафиксировано во всех человеческих культурах.
Песок — это земля; голубые стенки подноса, символизирующие небо, — воздух; синее дно подноса — вода; огонь — взаимодействие клиента с песком, его энергичное размешивание, раскапывание, построение своего мира, творческое вдохновение и активизация психической энергии.

Интересно, что не существует никакого правильного или неправильного способа работы в песочной терапии.

В ходе сеанса терапевт помогает понять обратившемуся к нему человеку (клиенту), что наши душевные процессы нуждаются не столько в точных интерпретациях, сколько в новом опыте трансформации. Во-первых, каждая фигура многозначна. Во-вторых, готовая интерпретация вызывает у клиента или подчиненную, беспомощную позицию, и тогда он ведом терапевтом, или побудит его сопротивляться и отвергать любую интерпретацию, что бы при этом не было сказано терапевтом.

Поэтому в Сэндплей прежде всего важен смысл фигурки, который вкладывает сам автор своей работы. Клиент сам создает и наблюдает свой мир, а терапевт помогает справиться с нахлынувшими чувствами, понять смысл, найти в созданном не только проблемы, но и ресурсы. Терапевт предлагает клиенту рассказать о его картине и фигурках, побуждая свободно ассоциировать, и помнит об уникальности каждой личности. Таким образом, клиент становится активным и сознательно вовлеченным в процесс терапии.

Получившиеся работы в подносе с использованием песка и фигур можно сравнить с серией сновидений, важность которых доказана многими исследователями. Как и сновидения, работы в песочной терапии являются «королевской дорогой к бессознательному». Над ними можно поразмышлять, их можно запомнить или запечатлеть, сфотографировать их, и затем наблюдать за изменением содержания самих картин как за динамикой трансформаций в психике их создателя.

Юнгианская песочная терапия — это уникальный метод самопознания и самоисцеления. Он основан на преобразовании содержания коллективного бессознательного в значимый опыт психологических переживаний для понимания своего предназначения и индивидуации.

Сеанс индивидуальной юнгианской песочной терапии длится от 30 до 60 минут, что зависит от возраста клиента. Количество встреч обычно — 10-15.

В своей работе я подхожу к человеку комплексно, сочетая юнгианскую песочную терапию и составление персональных цветочных настоев Баха для психоэмоциональной и психосоматический коррекции состояний.

Цветочные эссенции Баха — это монокомпонентные препараты растительного происхождения, помогающие при стрессах и негативных эмоциях. Каждая из 38 эссенций воздействует на определенное негативное чувство или эмоциональное состояние и помогает его нейтрализовать. Они были разработаны более восьмидесяти лет назад английским ученым Эдвардом Бахом и на сегодняшний день приобрели широкую известность во всём мире.

Помимо индивидуальных занятий, я также провожу групповую терапию.
Групповые занятия я провожу для подростков, а так же для детей 6-8 лет. Участие в коррекционной группе позволяет детям и подросткам смоделировать новые формы поведения и улучшить всю систему отношений.

Ещё в своей работе со взрослыми я использую трансформационную игру — прорабатывание конкретной цели на четырех уровнях: физическом, эмоциональном, ментальном и духовном.
Эта психологическая игра представляет собой увлекательное путешествие по своему внутреннему миру с целью решения назревших проблем и моделирования новых форм поведения и реагирования. Она предназначена для всех, кто хочет изменить свою жизнь и готов сделать для этого первый шаг. Игра дает возможность встретиться с проявлениями своего бессознательного, через специальное игровое пространство трансформировать стереотипы и устаревшие психологические установки, открыть новые перспективы и изменить представление о самом себе. Игровая форма процесса позволяет проявить себя творчески и спонтанно, легко и без критики суметь проанализировать свои цели и ценности, привести в гармонию различные аспекты своей жизни, и как следствие, улучшить всю систему своих взаимоотношений. Игра проводится в малой группе (до 4 человек) в два этапа.

На основе настольной игры участники формулируют свои цели и проходят разные стадии погружения в себя, отвечая на вопросы: «Кто я? Что происходит со мной сейчас? Что мешает мне добиться своей цели?» и многие другие.

Н.А. : В чем суть трансформационной игры?

А.П. : Это творческий процесс, который реализуется на игровом поле. В нескольких часах игры сконцентрирована жизнь, которую можно прожить за полгода. Основой игры является намерение, это некая цель, которую человек хочет осуществить. И, как в жизни, он начинает искать варианты, но в реальном мире это чуть опаснее — можно неудачно познакомиться, неудачно попробовать новую сферу. В игре же создается безопасное пространство: есть игровое поле, другие участники, и ты один на один с игрой. Когда бросаешь кубик, в зависимости от того, куда попадаешь, игра дает особые подсказки. Они бывают двух типов: во-первых, препятствие, которое мешает идти к своим целям, — это некие стереотипы, убеждения, старые привычки, то, что ограничивает или замедляет движение. Игра, с одной стороны, помогает не просто вытащить препятствие, поднять его на поверхность, познакомиться с ним, но и его трансформировать. После этого препятствие уже не является активным. То есть, когда человек к нему возвращается в жизни, оно будет уже проработано. В ходе игры происходит осознание личных возможностей и ограничений, понимание сильных и слабых сторон, находятся необходимые внутренние и внешние ресурсы для достижения целей. Это становится возможным за счет того, что игроки обсуждают свои жизненные ситуации с ведущим и другими игроками, связывают сложившиеся ситуации в игре с реалиями своей жизни. Когда решение сложной ситуации достигается в игре, оно находится и в жизни. Также игра служит великолепным мотивирующим инструментом, который дает энергию на реализацию своих целей и задач.

Н.А. : Александра, с чем к Вам обращаются?

Расскажите, пожалуйста, что-нибудь из своей практики?

А.П. : Обращаются с разными проблемами, переживаниями и различными симптомами, такими как: энурез, тики, панические атаки, экзема, бесплодие и т.д.

Один из первых случаев в моей практике — это работа с мальчиком 12-и лет, страдающим энурезом. В ходе первого сеанса в песочнице, вышла властная фигура, которую мальчик боялся. Мы с ним поработали и нашли способ увидеть, что она не такая уж и страшная. И нам удалось разобраться в клинических (соматических) проявлениях проблемы и решить ее!

Тогда моя вера в чудодейственность этого метода, только укрепилась. С каждым случаем, я все больше люблю этот метод, видя, как люди становятся счастливыми и мир обретает новые краски.

Во время работы в клинике ко мне пришла женщина 58-и лет в нестерпимом эмоциональном состоянии: она рыдала так, что не могла и слова сказать. Начав песочную терапию, она опустила руки в поднос с песком, начала проделывать разные манипуляции, и тогда, как на магнитофоне, звук ее плача стал стихать, и дальше она успокоилась совсем. Женщина стала строить песочный мир и расставлять в нем фигурки, и рассказывать, что с ней происходит. Разобравшись в ситуации и найдя решение, из клиники она уходила довольная и улыбчивая.

Был случай в моей практике, когда на песочную терапию привели девочку 5,5 лет, у которой были нервные тики. В ходе сеансов у девочки все проходило, но стоило маме девочки понервничать или пережить очередной стресс, как симптом появлялся снова. И пока мама девочки не поработала с собой, это продолжалось. Т. к., самая крепкая связь у детей (до 7 лет) с мамами.

Последнее время у меня много клиенток, которые хотят детей, но ничего не получается по разным причинам. Благодаря юнгианской песочной терапии, а также прорабатыванию желания с помощью трансформационной игры, эти женщины стали мамами прекрасных деток. Кому-то было достаточно отработать свои страхи, кому-то — поработать на принятие и т.д.

Н.А. : Послушав Вас, напрашивается аналогия между психологом, врачом, в лучшем смысле этого понятия, и Учителем. Учителем, как человеком, который может помочь человеку определиться с вопросами: где он пребывает сейчас, куда хочет прийти, и, главное, как. Т.е., образно говоря, определиться с болезнью, здоровьем и путем от одного к другому.

Этот путь всегда совместный — врача и пациента. Чтобы быть на нем проводником, необходим опыт прохождения этого пути самому. Понятно, что речь не идет об опыте преодоления всех испытываемых человеком страданий и недугов.
Как по Вашему мнению этот опыт приобретает психолог? И кто такой психолог в идеале?

Опыт приобретается за счет себя. За счет своих проработок, своего внутреннего ресурса психолог может направить клиента и быть ему проводником.

Психолог помогает человеку научиться мыслить по-другому, смотреть на ситуацию по-новому и по-другому действовать.

Ведь, так или иначе, все, что вы о себе думаете, вы научились думать (или вас научили), все чего вы боитесь — вы когда-то научились бояться. Если вы верите в то, что чего-то не можете (например, выучить иностранный язык) — это вы когда-то научились в это верить (или вас научили). Основной задачей психолога является помощь в обучении привычным вещам заново: там, где вы себя не любили и плохо к себе относились — научиться любить себя; там, где вы боялись чего-то — научиться спокойно, а иногда весело и легко, принимать ситуацию; там, где вы чего-то не могли сделать — научиться верить, что вам это по плечу, и действовать эффективно. И именно это поможет вам сделать вашу жизнь лучше.
Поэтому, мне хотелось бы, чтобы вы не смотрели на психолога, как на механика, которому нужно починить что-то, что сломалось. На порядок лучше и эффективнее заниматься профилактикой, потому что намного эффективнее сразу устранить причину, чем потом долго разгребать последствия. К примеру, многие люди не понимают, что когда жена уходит от мужа, то это уже результат. До этого не делают ничего, и только когда она официально заявляет об уходе, сидя на сложенных чемоданах, начинают дергаться, спасать отношения. А причины то были в прошлом, и они накапливались какое-то время, пока не достигли критической массы. Но когда это случилось, исправлять уже что-то поздно. Более того, многие просто из раза в раз повторяют одни и те же ошибки, переносят их из отношений в отношения и в результате получают один и тот же результат просто потому, что не умеют учиться на своих ошибках или просто не видят их. С другой стороны, если разобрать причины на первых порах, научиться взаимодействовать по-другому, отношения можно не просто спасти, но и укрепить.

Задача психолога — научить глубже понимать себя, лучше взаимодействовать с окружающими и строить с ними более гармоничные отношения.


Юнгианская песочная терапия: избавление от проблем и познание себя в творчестве

Одним из наиболее комфортных и эффективных психотерапевтических методик, существующих в рамках арт-терапии, является песочная терапия, основанная на аналитических идеях Карла Густава Юнга.

Юнгианская песочная терапия стала востребованной и достигла широкой распространенности в психотерапевтических кругах. Она обрела популярность у клиентов и завоевала признание у психологов, благодаря тому, что метод:

  • является прекрасным и увлекательным способом познания своей личности;
  • дает шанс открыть свое глубинное «Я» и проявить подлинные, ранее неведанные таланты;
  • быстро и просто помогает избавиться от внутреннего напряжения, нервозности;
  • позволяет преодолеть робость и неуверенность, устранить тревоги и страхи;
  • предоставляет уникальную возможность восстановить целостность и гармонию внутреннего мира;
  • обеспечивает новыми функциональными инструментами для познания окружающего мира;
  • наделяет конструктивными навыками для противодействия жизненным трудностям.

  • В продуктах творчества на песке получают символическое отражение существующие у личности преграды, трудности, проблемы, обретают «реальную форму» волнения, страхи, комплексы. В процессе сеансов песочной терапии мешающие человеку ограничения и разрушающие обстановки покидают мир подсознания, как бы воплощаясь в создаваемых работах. Благодаря этому у творца появляется возможность удобным способом разрешить имеющийся конфликт и достичь психического исцеления. Удивительный эффект песочной терапии по Юнгу основан на хорошо изученных способностях психики: когда пугающие эмоции и разрушающие чувства находят отражение в реальном мире, то есть материализуются, становятся зримыми, осязаемыми, тогда индивидуум начинает взаимодействовать со своими воплощенными в жизнь переживаниями как с реальными объектами.

    Творчество на песке, как метод психотерапии, разработанный Дорой Калфф, базируется на естественных способах избавления от разрушающих ощущений, к которым прибегала каждая личность в свои детские годы: самовыражение в игре. Практически каждый из нас, будучи ребенком, любил создавать волшебный мир на песке. Мы воплощали свои смелые фантазии и дивные грезы, возводя сказочные песочные замки на морском побережье или берегу реки. Мы создавали странные фигурки в песочнице, наделяя их магическими качествами. Таким образом, в работах на песке юная особа смело выражала свои чувства, проявляла отношение к миру, тем самым не давая возможности тревогам и переживаниям отложиться глубоко в подсознательной сфере и сохраняя стабильное психоэмоциональное равновесие.

    Для работы с взрослой аудиторией последователи юнгианской песочной терапии используют стандартный набор инструментов:

  • поднос из дерева, дно и бортовые конструкции которого имеют небесно-лазурный цвет, символизирующий водную гладь и безоблачное небо;
  • ослепительно-чистый, сверкающий песок, цвет которого уже сам улучшает настроение и позволяет достичь гармонии;
  • вода;
  • коллекция форм фигурок небольших размеров.

  • Имеющиеся в наборе фигурки для песочной терапии представляют собой миниатюрную копию имеющихся в реальном мире объектов: как живых существ, так и предметов, создаваемых человеком. Каждая копия живого объекта наделена своеобразными чертами и качествами: она может быть ужасной или красивой, отталкивающей или привлекательной, доброй и злой, смелой или трусливой, грустной или веселой. В коллекции для песочной терапии присутствуют звери и птицы, дома и сооружения, предметы мебели и домашнего обихода, музыкальные инструменты и экипировка, одежда и продукты питания. В наборе для песочной терапии также имеются фигурки мифологических, фантастических объектов, как отрицательных, так и положительных персонажей: монстров, чудовищ, демонов и ангелов, волшебниц, фей.

    В отличие от иных психотерапевтических методов юнгианская песочная терапия отличается рядом очевидных выгод:

  • возможностью подбора своей коллекции фигурок с учетом особенностей каждого клиента;
  • простотой проводимых манипуляций и отсутствием необходимости для получения каких-то специальных навыков;
  • вероятностью не просто создания самобытного «песочного мира» каждым пациентом, но и возможностью вносить коррективы, изменения, разрушать или дополнять конструкцию.

  • Во время сеансов юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать свой неповторимый мир из песка, дать ему и каждому персонажу наименование, рассказать историю «их жизни». При этом персона может самостоятельно составлять свой арсенал фигурок, выбирая из предложенных вариантов те, которые ему симпатичны или, наоборот, пугают.

    Еще одним достоинством песочной терапии по Юнгу является то, что человек может создавать объемный мир, наделять своих персонажей особенными чертами, «общаться» со своими героями, их «воспитывать», «обучать». Создание на песке свободного и защищенного мира, в атмосфере которого воплощен весь понимаемый и неосознаваемый опыт индивидуума – перенос драмы из внутреннего мира в сферу реальности. То есть такой метод позволяет открыто выражать свои ощущения, не стесняясь своих чувств и не боясь быть непонятым окружающими. Любой травматический опыт индивида находит отражение в продуктах творчества на песке, при этом происходит оценка и исследование проблемы с другой точки зрения, глубокое переосмысление и иная интерпретация.

    Стоит отметить позицию психотерапевта во время сеанса юнгианской песочной терапии. Он не авторитарный руководитель, а активный наблюдатель, внимательный спутник, наблюдательный сопровождающий. Психотерапевт не вмешивается в процесс творчества и не направляет клиента по какому-то определенному сценарию. Он мудрый попутчик и свидетель процесса творения.

    Секрет успеха песочной терапии по Юнгу базируется на трех китах:

  • использование для самовыражения творчества, где нет ограничений и запретов;
  • возвращение в мир игры, благодаря которому можно легко отыскать оптимальные и адекватные решения трудных задач;
  • инсценировка желаемого, воплощение в жизнь фантазий человека.
  • Похожие публикации