Империя мудрых женщин

Писанки композиционные схемы для детей. Писанка - история, символы и символика, орнаменты, разновидности, традиции. Существуют разные виды таких яиц

Все вокруг нас имеет свой особый смысл. И пускай даже наши пращуры были не столь образованны, как люди в современное время, но их представления о Вселенной как о хрупком яйце - яркий пример способности «зреть в корень»

Еще наши предки-язычники приписывали яйцу осо-бые магические свойства. Выдутое сырое яйцо с «на-писанным» по нему орнаментом в дохристианские времена служило мощным оберегом. Каждому элемен-ту орнамента обязательно соответ-ствовал глубокий замысел, вся же композиция представляла собой в итоге единое гармоничное целое.

С приходом христианства яйцо, как символ возрождающейся жиз-ни, обрело свое почетное место в религиозных обрядах. Также позже появилось множество легенд, объ-ясняющих смысловую связь распи-санного яйца с историей Воскреше-ния.

Значе ние цвета.

Красный - радость жизни, огонь, торжественность, позитивность.

Черный - земля, потусторонняя жизнь. (Использовался как элемент рисунка или как фон, на который будет наноситься узор.)

Коричневый - плодородие, символ мудрости.

Жёлтый, оранжевый - солнечный свет, богатый урожай.

Голубой - воздух, небо, пожелание здоровья.

Зеленый - воскрешение природы после долгого зимнего сна.

Сочетание черного и белого- уважение к предкам, святость.

Многоцветность - пожелание любви и семейного счастья.

Значение символов.

ДЕРЕВО

«Дерево жизни» - один из самых популярных древнеславянских сим-волов. Прочтением этого символа, наравне с уважением к семействен-ности - «роду», было пожелание долголетия. Изображая вишню, при-влекали любовь, веточки сосны символизировали юность и долгую жизнь. Мотив виноградной лозы означал верность. Яблочки и сливки пожелание мудрости и здоровья.

«БЕРЕГИНЯ»

Изображение женской фигуры с поднятыми вверх руками - традици-онный дохристианский символ бо-гини плодородия и праматери всего живого. Женщина с древних времен и по сей день - защитница очага, и мудрая хранительница судеб.

РЫБА

До того как рыба стала одним из основных христианских символов, ее изображение было оберегом до-статка, а также метафорическим об-разом жизненной силы, чистоты и прозрачности помыслов.

ГРАБЕЛЬКИ

Земледельческий символ, озна-чающий дождь, плодородие. С при-ходом христианства получил допол-нительную трактовку снизошедшей божественной благодати.

ПАУЧОК

Такой внешне неприятный и даже отталкивающий паук, благодаря наблюдательности и мудрости предков получил смысловую нагрузку как графический символ трудолюбия и настойчивости, стал покровителем художественных ремесел.

БАБОЧКА

Символ счастья, легкости и безза-ботности - чаще всего использовал-ся для украшения писанок, предна-значенных для дарения детям.

ПЧЕЛА

Кроме огромного трудолюбия и приверженности семейным ценно-стям пчела олицетворяла еще чисто-ту души и бесхитростность. Писанки с изображением пчелы прятали под ульи, чтобы пчелы хорошо «роились».

ТОЧКИ

Изначально точки, хаотично рассыпанные по поверхности пи-санки или обра-зующие кружевной орнамент, символизиро-вали звезды на небе. С прихо-дом христиан-ства они стали означать слезы Богоматери, опла-кивающей Сына.

КОНЬ И ОЛЕНЬ

Символы выносли-вости и силы духа, олицетворяющие мужское начало. На своих ветви-стых рогах-лучах трудяга олень каждое утро вы-носит солнце на небосвод. Конь - образ бесстрашия и безогляд-ной веры в добро.

ПТИЦЫ

Предвестники весны птицы - популярный орнаментальный мотив. Например, петух - глашатай наступающего утра, восхваляю-щий солнечный свет и обороняю-щий от влияния злых сил. Ласточ-ка - долгожданный приход весны.

КВАДРАТ И РОМБ

Четыре стихии, четыре време-ни года, четыре жизненных этапа (рождение, молодость, зрелость и старость), четыре стороны света и времени суток - удач-но зашифровыва-лись в стороны квадрата. Сетча-тый «квадрат-ный» орнамент «решето» сим-волизировал вечное разде-ление понятий добра и зла.

СПИРАЛЬ

Этот символ являл собой перво-бытные представления об устрой-стве Вселенной. Линия, закручен-ная спиралью, означала также воду или свернутого ужа, олицетворяющего женское нача-ло. Кроме того спираль отож-дествлялась с лабиринтом, который «запу-тывает» злые силы на пути к чистой душе.

ЦВЕТЫ И ЛИСТЬЯ

Желая прибавления в семье, писанку украшали изображениями цветов: колокольчиков, барвинка, ландышей, гвоздики. Листья кали-ны означали силу, выносливость веру в справедливость. Листья дуба символизи-ровали веру в силы при-роды и пре-клонение пе-ред богами.

БЕСКОНЕЧНИК

Волнообразная линия - предше-ственник крестообразной символи-ки. Уходя корнями в трипольскую культуру, этот символ вечного дви-жения и непрерыв-ности жизни и по сей день непре-менный атрибут писанкарского искусства. «Ме-андр» трактует-ся как символ воды, плодоро-дия и жизнен-ного цикла.

СОЛНЦЕ

Символ солнца - один из самых древних. Разновидности этого символа - восьмигранные звезды, «ломаные кресты» и «крутороги», «бегущее солнце». Украшенная солярным символом писанка оберегает от болезней, дурного глаза,несчастий и привлека-ет радость и благополучие.

ТРЕУГОЛЬНИК

Тройственное начало - земля, человек и небо - нашло свое выра-жение в этом символе. Треугольник, заполненный сетчатой или линей-ной штриховкой, у на-ших предков озна-чал вспаханное поле. В христиан-ской трактовке сорок треуголь-ников приоб-рели значение сорока дней по-ста или сорока мучеников.



**************************************** **************************************** ********************************
Обряды, связанные с изготовлением писанок.
Время написания писанок. Больше всего писанок расписывают к пасхе. Поэтому сложилось мнение, что их рисуют только к этому празднику. Раньше их расписывали ко всем весенним праздникам и для каждого из них были свои узоры.
На Сретение - 12 февраля, когда зима встречается с летом, на Черкащине рисовали три писанки с простым, ломаным и косым крестом (свастикой). Это знак того, что Солнце будет всё больше посылать тепла на землю.
На праздник Коляды , когда чтили Солнце при переходе с зимы на весну, на писанках изображали розу полную, боковую, половинчатую. Такие писанки девушки дарили парням в знак своей приязни и любви.
На сорок святых надо было выявить своё умение - сорок писанок надо было нарисовать с разными узорами. Если женщина с этим справлялась, то считалась настоящей писанкаркой. Обязательной была Писанка с мотивом «Сорок клиньев».
На Благовещенье уже рисовали деревца с цветочками, листья разные, сосенки, листья с бараньими рожками, хмелеки - всё то, что связано с приростом.
Вербное воскресенье приносило цветное и затейливое разнообразие писанок. Тут были и солнышки, и прутики, и деревца.
На Пасху и Проводы писанки наполнены солнечной красотой. Тут уже выписывают во всю широту творческой души. Только на Проводы цвета темнее и грустнее.
На Мироносицкую (10 мая) уже летние узоры идут. Тут больше ромбиков, горошка, бараньих рожек.
На Вознесение рисовали всё, что знали. И солнышки, и звёзды, и безконечники, и деревца, и разные хмелики. Ими одаривали друг друга, несли на кладбище и клали на могилки. Бывало, что расписывали и на Зелёную Неделю, красили в луке и клали на могилы тех, кто погиб насильственной смертью.
Так что почти четыре месяца рисовали писанки, прославляя весну и её праздники.
В далёких губерниях, например, Подольской, начинали писать писанки к празднику Коляды. На Кубани, Харьковщине - с Чистого четверга, иногда с 5-й недели Великого Поста или с половины поста. На Черниговщине - с 3, 4, 5,6 недели Великого Поста, причём в праздничные и воскресные дни писать писанки считалось грехом. На Полтавщине - иногда на Чистый четверг, иногда на Благовещение (25 марта), продолжали на Вербное Воскресенье. На Киевщине - не позднее Чистой недели, иногда раньше. На Херсонщине - с Чистого четверга. На 40 святых писали «сорокаклинцы».
Особым днём для написания писанок, как мы видим, был Чистый четверг. Четверг издавна был посвящён Божественному грому и молнии. У славян это был бог Перун, у греков - Зевс, у римлян - Юпитер. Существует тесная связь между почитанием весеннего Солнца и грозы. Возвращение весны сопровождается грозами, которые выводят, наконец, Солнце из-под зимних туч. Эти два явления соединились в представлении человека, а потому четверг занял особое место в праздновании почитания Солнечного Бога. Существует поверье, что в полночь чистого четверга наступает весна. Если в это время зачерпнуть воды из реки раньше, чем коршун омочит в ней своё крыло, то такая вода принесёт красоту и здоровье. Если выкупаться до восхода Солнца, то вода очистит не только тело, но и душу. Чистый Четверг имеет связь и с огнём, то есть с земным проявлением небесного Солнца.

Символика писанок.
Самые древние мотивы, которые встречаются на глиняной посуде, керамических писанках - это линии, круги, кресты, ромбы, квадраты, точки. Одним из древнейших мотивов считается ромбический меандровый рисунок, который был в позднепалеотическом искусстве символом мамонта-блага (отображает рисунок дентина на срезе бивня этого животного). Образец такого рисунка можно увидеть на найденном костяном браслете из Мезенской стоянки на Черниговщине (18-20 тысяч лет до нашей эры. Рис. 1 ).

При выборе рисунков для писанок, отдавали предпочтение земледельческим мотивам, обычаям и обрядам почитания земли, небесных светил, воды. Орнаменты писанок связаны с местной природой, мифологией. Звёзды, кресты, Солнце, которые нынче щедро украшают писанки, имеют конкретное значение, у разных народов символизируют счастье, достаток, добрую примету. Солнце рисуют в виде круга, свастики, розы, звезду - в виде лучей, воду - в виде волн.

Давайте более подробно рассмотрим символы, что изображаются на писанках.

Рис.2 - мотив «безконечник» . Среди разнообразия орнаментов украинских писанок особое место занимает необычайно своеобразный элемент в виде волнообразной полосы. Он называется «безконечник»и очень распространён в писанках Гуцульщины, Буковины, Волыни, Херсонщины, Полтавщины. Анализ орнаментов современного народного искусства Украины и археологических памятников ясно показывает, что волнистый орнамент «безконечник» наши современные мастера унаследовалииз далёкой древности и что он происходит от искусства Трипольской культуры - периода неолита. Учитывая то, что «безконечник» в памятниках искусства Трипольской культуры был широко распространён намного раньше, чем его обнаружили в памятниках культуры древней Греции, можно сделать вывод, что за основу знаменитого меандра Эллады греческие мастера позаимствовали стилизованное изображение моря от наших пращуров. Это, кстати, подтверждает то, что именно арийские народы при своём переселении на юг, положили начало культуре народов средиземноморья. Другие названия - «волна», «ужик», «меандр», «кривулька». Он символизирует нить жизни, вечность солнечного движения. «Безконечник» на писанке не имеет ни начала, ни конца, значит зло, которое попадёт в дом и в эту ловушку, не сможет выйти из неё и никогда больше не будет беспокоить хозяина писанки. Разновидности украинского меандра:
1, 2, 3, 4 - Гуцульщина.
5 - Северная Буковина
6 - Закарпатье,
7 - Волынь
8 - Херсонщина
9 - древнегреческий меандр.
Рис 3 - «Ромб» . Это символ плодородия, общий символ женского начала в природе.
Рис 4 - «Квадрат» , разделённый на части с точками был символом засеянного поля. «Горошек» - точки, символизировал зерно, которое должно прорасти, или звёзды на небе, или кукушкино яйцо - символ весны. В христианстве точки стали символом слёз Матери Божьей.
Рис. 5 - «Треугольник» . Очень интересным примером использования мотива «треугольник» есть Писанка, которая называется «сорок клиньев» и должна состояить из сорока восьми треугольников. В древности каждый треугольник предназначался для исполнения одного желания. Треугольник так же означает три измерения, три явления природы - огонь- вода- воздух, гром-вода-земля, небо-земля пекло, Явь-Навь-Правь, Мужчина-Женщина-Ребёнок. В христианстве «сорок клиньев» стали символом сорока дней поста, сорока мучеников, или сорока дней пребывания Иисуса в пустыне, а треугольник символизирует Святую Троицу.
Рис. 6. - Лестница. Символ поиска лучшей жизни
Рис. 7 - Решето. Символ разъединения добра и зла.
Рис. 8 - Колесо, круг . Это символ безсмертия, которое проявляется в природе непрерывным повторением циклов возрождения жизни.
Рис. 9 - Символы Солнца . Наиболее распространённая и разнообразная группа знаков - это солярные, древние космогонические знаки, которые изображают набесные светила, прежде всего Солнце. Солнце - вечный источник тепла, наибольшая сила, которая побеждает холод зимы и возвращает всему живому весеннее пробуждение. Движение Солнца изображают спиралями (рис. 9-1). Этот знак появился на жертвенниках 10 тысяч лет назад. Он так же является знаком плодородия. В представлениях наших предков спираль была знаком Вселенной, а на земле - знаком змеи, которая жила возле воды и была её хранительницей. Солнце изображается различными знаками (Рис. 9-2) Очень часто Солнце изображается в виде розы (Рис. 9-3) Роза бывает «полная», «пустая», «шелудивая», «торчащая», «боковая», «усечённая», «лапатая», и др. Ещё одним знаком высшего божества наших предков была свастика (Рис. 9-4). Другие названия этого знака - «четыреног», «сварга», «ломаный крест». Свастика - это символ святого огня, охранный знак от злых духов, символ Вселенной, знак четырёх сторон света, четырёх ветров, четырёх времён года. Если свастики закруглённые, то они называются «бараньими рожками», «паучками», «круторогами», «гусиные шейки», «баранчики».
Свастика встречается на древних памятниках всех индоевропейских народов. Её нашли у монгольских народов, у финикийцев, этрусков, финнов, у галлов и германцев, у римлян в 3-м столетии нашей Эры. Это излюбленный символ древних Ариев.
Разновидностью свастики является «трирог» (Рис. 9-5) Три крючка «трирога» расположены под углом 120 градусов. Другие названия этого знака - «треног», «трикветр», «рута», «ореховый лист», «пауки», «крутороги». Это знак известен из Трипольской культуры и, как и треугольник, символизирует какую-нибудь троицу.
Крест найден как украшение на глиняных сосудах на островах Эгейского моря (10 век до н.э.) Чаще всего встречается «греческий крест» - четыре равные конца. (Рис. 9-6), иногда «латинский» - с удлиненным нижним концом. (Рис. 9-7)
Рис.10 . Ещё один древнейший символ, который используется на писанках, это Богиня-Берегиня - символ жизни и плодородия, матери всего живущего. Она изображается, как женщина во весь рост с поднятыми вверх руками. Её изображают в окружении цветущей растительности, рыб, звёзд. Часто в одной руке она держит ветку дерева, а в другой - лучистое Солнце.
Рис. 11. Дерево Жизни . Одним из самых популярных растительных мотивов является цветущее растение в вазоне, или дерево, которое символизирует жизнь. Дерево Жизни воплощает прошлое, настоящее и будущее, (Навь, Правь, Явь). Симметрия Мирового Дерева Жизни означала установление связей между частями света, в небесной, земной и подземной сферах, уничтожение хаоса.
Рис. 12. Растительные мотивы . Они широко использовались на писанках. Изображались растения полностью, или их части (листья, цветы, ветки). Дубовый (Рис 12-1) калиновый (Рис 12-2) лист символизировали огромную силу и неумирающую красоту.
Дуб - священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни.
Калина - дерево нашего, украинского рода. Когда-то, в глубокой древности, она олицетворяла перерождение Вселенной, огненной троицей - Солнцем, Месяцем и Звездой. Потому и название её идёт от древнего названия Солнца - Коло. Ягоды калины стали символом крови и не умирающего Рода.
Вишня - символ девичьей красы, помогала привлечь любовь.
На гуцульских писанках часто можно увидеть стилизованную ветку смереки (Рис. 12-3) - символ вечной юности и жизни.
Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и верную любовь.
Орнамент из Яблочек и слив приносил мудрость и здоровье.
Хмель символизирует расцвет молодости и молодую любовь.
Изображались так же мальвы, барвинок, ландыши, подсолнухи, тюльпаны, гвоздики, сосна, фиалки, рута, венки из барвинка, ореха, листья. (Рис. 12-4, 12-5).
Рис. 13. Животные мотивы не такие популярные, как растительные, но их всё-таки встречаем. И это свидетельство того, что наши предки-славяне были вегетарианцами и не употребляли мяса. Животные в их жизни занимали гораздо меньшее место, чем растения. Это петух, рак, пчела, рыба, кони, овцы, олени, пауки, улитки. Чаще всего писанкарки рисуют их абстрактно, иногда только части животных: утиные лапки, бараньи рожки (Рис. 13-1), куриные лапки, гусиные лапки, воловье око, заячьи зубы, медвежьи лапки.
Определённое место в украинском бытовом искусстве занимает изображение коня . (Рис. 13-2). Он связан с культом Солнца. Священный конь двигал Солнце по небу.
Рыба (Рис 13-3) - символ здоровья, знак воды, плодородия, старинный украинский символ жизни и смерти. С рыбой связан потусторонний мир, тот, куда уходят души наших предков.
Олень (Рис. 13-4) представлял собой долгую жизнь и богатство, а его рога ассоциировались с лучами восходящего Солнца.
Птицы (Рис 13-5) считались предвестниками весны
Пчела символизирует чистоту души, бабочка являет собой радость, беззаботное детство, переход души в вечную счастливую жизнь.
Паук - символ настойчивости, терпения.
Рис 14 . Ещё одна интересная группа писанок - писанки с бытовыми мотивами в орнаменте. На таких писанках изображаются грабли, гребешки (Рис 14-1), топоры, зонтики, люлька, «волчьи зубы» - деталь ткацкого верстака на Подолье, лодочки, ботинки, скрипка, мотовило. Мотив «Грабельки и «гребешки» является охранным знаком от злых сил, от смерти. Грабельки с точками - защита от бури.
С приходом христианства появились писанки с религиозной тематикой. Наиболее распространены писанки с крестом, хотя крест является древним знаком Солнца. Чаще всего рисуют четырёхлучевой равносторонний крест с утолщениями на концах. Встречаются писанки «плащаница», «церковка», «звон», «поповые ризы», «божья ручка», «воскресная» и т.д.

Символика цветов.
Красный - радость, жизнь, надежда, любовь, для молодых - надежда на свадьбу.
Желтый - символ Месяца и звёзд, а в хозяйстве - урожай.
Голубой - небо, воздух, магическое значении - здоровье.
Коричневый - олицетворяет землю, дары полей.
Сочетание нескольких цветов - семейное счастье, мир, любовь, успех и т.д.
Зелёный - весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира.
Белый+чёрный - символ земли, плодородия.

Пока купают яйцо в краске читают трижды "Отче Наш", писанку "на здоровье" - желательно читать пока пишешь тоже - чтобы не было лишних дум и мыслей в голове, потому как о чем думаем, то и записываем на писанку.

Убывающая луна - самое время писать писанки, которые помогают решать проблемы разного рода - списывание сглазов, недугов, неудач... Основные символы на таких писанках "волчьи зубы", "грабельки", "Сварга" ("свастика", "четыреног") с направлением "против солнца" .
От новолуния до полнолуния пишутся писанки на то, о чем мечтается. Особенно хорошо - в ночь на новолуние. Писанки "на прибыль" - новолуние или полнолуние . "на любовь" или "женскую" -писать на растущей молодой луне.

Поминальные писанки бело-синие, они бывают двух видов те, которые пишут на Троицу и отправляют на плотиках по реке , их пишут на живом яйце и писанки, которые относят на могилу - пишутся только на варёном.

"волчьи зубы" - оберег от злых сил (пишут на списание кармических долгов или как обег вешают над кроваткой младенца)
"бараньи рожки" - пиаснка на достаток, поскольку овца - кормилица: и накормит и оденет
"медвежьи лапки" - оберег "на огород" , чтобы дикие звери не драли скот
"утиные лапки" /"цыплячьи лапки" - на достаток

Все вокруг нас имеет свой особый смысл. И пускай даже наши пращуры были не столь образованны, как люди в современное время, но их представления о Вселенной как о хрупком яйце - яркий пример способности «зреть в корень»

Еще наши предки-язы4ники приписывали яйцу осо­бые маги4еские свойства. Выдутое сырое яйцо с «на­писанным» по нему орнаментом в дохристианские времена служило мощным оберегом. Каждому элемен­ту орнамента обязательно соответ­ствовал глубокий замысел, вся же композиция представляла собой в итоге единое гармони4ное целое.

С приходом христианства яйцо, как символ возрождающейся жиз­ни, обрело свое по4етное место в религиозных обрядах. Также позже появилось множество легенд, объ­ясняющих смысловую связь распи­санного яйца с историей Воскреше­ния. Вот одна из них.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПИСАНКИ

Когда Иисуса распяли. Его раны на4али кровото4ить. Капли крови у всех на глазах превращались в кра­шенки. Стоящая рядом Матерь Божья, рыдая, горя4о молилась. Капли материнских слез растекались по крашен­кам невиданными узорами, обращая их в писанки. Собрав все крашенки и писанки, Богородица оправилась к Понтию Пилату с просьбой дать ей возможность похоронить Сына. В пути она раздавала встре4ным писан­ки с пожеланиями мира и согласия.

Писанки на Руси никогда не делали для себя, а только для подарка. Если у4есть, сколько родных было в те времена у 4еловека и как тесно люди общались между собой, то росписью яиц иногда занималась вся семья, только бы никого не забыть, не обидеть. Даря писанку, 4еловек как бы говорил: вот, я желаю тебе с4астья и здоровья. Были и мастера росписи по яйцам, назывались они писанкарями и имели свои секреты.

Зна4ение цвета.

Красный - радость жизни, огонь, торжественность, позитивность.
4ерный - земля, потусторонняя жизнь. (Использовался как элемент рисунка или как фон, на который будет наноситься узор.)
Кори4невый - плодородие, символ мудрости.
Жёлтый, оранжевый - солне4ный свет, богатый урожай.
Голубой - воздух, небо, пожелание здоровья.
Зеленый - воскрешение природы после долгого зимнего сна.
Со4етание 4ерного и белого- уважение к предкам, святость.
Многоцветность - пожелание любви и семейного с4астья.

Зна4ение символов.

ДЕРЕВО
«Дерево жизни» - один из самых популярных древнеславянских сим­волов. Про4тением этого символа, наравне с уважением к семействен­ности - «роду», было пожелание долголетия. Изображая вишню, при­влекали любовь, вето4ки сосны символизировали юность и долгую жизнь. Мотив виноградной лозы озна4ал верность. Ябло4ки и сливки пожелание мудрости и здоровья.

«БЕРЕГИНЯ»
Изображение женской фигуры с поднятыми вверх руками - традици­онный дохристианский символ бо­гини плодородия и праматери всего живого. Женщина с древних времен и по сей день - защитница о4ага, и мудрая хранительница судеб.

РЫБА
До того как рыба стала одним из основных христианских символов, ее изображение было оберегом до­статка, а также метафори4еским об­разом жизненной силы, 4истоты и прозра4ности помыслов.

ГРАБЕЛЬКИ
Земледель4еский символ, озна­4ающий дождь, плодородие. С при­ходом христианства полу4ил допол­нительную трактовку снизошедшей божественной благодати.

ПАУ4ОК
Такой внешне неприятный и даже отталкивающий паук, благодаря наблюдательности и мудрости предков полу4ил смысловую нагрузку как графи4еский символ трудолюбия и настой4ивости, стал покровителем художественных ремесел.

БАБО4КА
Символ с4астья, легкости и безза­ботности - 4аще всего использовал­ся для украшения писанок, предна­зна4енных для дарения детям.

П4ЕЛА
Кроме огромного трудолюбия и приверженности семейным ценно­стям п4ела олицетворяла еще 4исто­ту души и бесхитростность. Писанки с изображением п4елы прятали под ульи, 4тобы п4елы хорошо «роились».

ТО4КИ
Изна4ально то4ки, хаоти4но рассыпанные по поверхности пи­санки или обра­зующие кружевной орнамент, символизиро­вали звезды на небе. С прихо­дом христиан­ства они стали озна4ать слезы Богоматери, опла­кивающей Сына.

КОНЬ И ОЛЕНЬ
Символы выносли­вости и силы духа, олицетворяющие мужское на4ало. На своих ветви­стых рогах-лу4ах трудяга олень каждое утро вы­носит солнце на небосвод. Конь - образ бесстрашия и безогляд­ной веры в добро.

ПТИЦЫ
Предвестники весны птицы - популярный орнаментальный мотив. Например, петух - глашатай наступающего утра, восхваляю­щий солне4ный свет и обороняю­щий от влияния злых сил. Ласто4­ка - долгожданный приход весны.

КВАДРАТ И РОМБ
4етыре стихии, 4етыре време­ни года, 4етыре жизненных этапа (рождение, молодость, зрелость и старость), 4етыре стороны света и времени суток - уда4­но зашифровыва­лись в стороны квадрата. Сет4а­тый «квадрат-ный» орнамент «решето» сим­волизировал ве4ное разде­ление понятий добра и зла.

СПИРАЛЬ
Этот символ являл собой перво­бытные представления об устрой­стве Вселенной. Линия, закру4ен­ная спиралью, озна4ала также воду или свернутого ужа, олицетворяющего женское на4а­ло. Кроме того спираль отож­дествлялась с лабиринтом, который «запу­тывает» злые силы на пути к 4истой душе.

ЦВЕТЫ И ЛИСТЬЯ
Желая прибавления в семье, писанку украшали изображениями цветов: колоколь4иков, барвинка, ландышей, гвоздики. Листья кали­ны озна4али силу, выносливость веру в справедливость. Листья дуба символизи­ровали веру в силы при­роды и пре­клонение пе­ред богами.

БЕСКОНЕ4НИК
Волнообразная линия - предше­ственник крестообразной символи­ки. Уходя корнями в трипольскую культуру, этот символ ве4ного дви­жения и непрерыв­ности жизни и по сей день непре­менный атрибут писанкарского искусства. «Ме­андр» трактует­ся как символ воды, плодоро­дия и жизнен­ного цикла.

СОЛНЦЕ
Символ солнца - один из самых древних. Разновидности этого символа - восьмигранные звезды, «ломаные кресты» и «крутороги», «бегущее солнце». Украшенная солярным символом писанка оберегает от болезней, дурного глаза,нес4астий и привлека­ет радость и благополу4ие.

ТРЕУГОЛЬНИК
Тройственное на4ало - земля, 4еловек и небо - нашло свое выра­жение в этом символе. Треугольник, заполненный сет4атой или линей­ной штриховкой, у на­ших предков озна­4ал вспаханное поле. В христиан­ской трактовке сорок треуголь­ников приоб­рели зна4ение сорока дней по­ста или сорока му4еников.

"Обволокусь оболоками, опояшусь утренней зарей, огорожусь месяцем, покроюсь солнцем, обтычусь частыми звездами, - такова писанка... Она становилась олицетворением красоты и гармонии, незыблемого закона мироздания."
Иваницкая З.Н. "ПИСАНКА: 300 ОБРАЗЦОВ"

Для приготовления Красного Яйца вам понадобятся:
- свежие куриные яйца без дефектов на скорлупе,
- чистый пчелиный воск, свечи восковые церковные, а также парафиновые хозяйственные,
- краски,
- салфетки,
- мягкий простой карандаш,
- столовый уксус,
- кистки, специальные инструменты для росписи воском.

Подготовка яиц к росписи.
Скорлупа яйца должна быть ровная, матовая, а вот выберете вы белую или палевую - это уже дело вкуса.Больше всего подходит куриное яйцо среднего размера, при этом желательно, чтобы оба конца яйца были приблизительно одинаково закруглены. Мыть яйца для писанок следует очень бережно, в мягкой теплой воде. После мытья разложите их на полотенце, чтобы просохли.
Расписывать и красить можно как вареные, так и сырые яйца.
Варить яйца следует так: чистые яйца бережно сложите в кастрюлю, залейте вровень с ними водой, добавьте соли (1 столовую ложку на 2 литра воды) и доведите до кипения. Затем аккуратно извлеките из кипятка и разложите на полотенце - пусть остывают.
Мастера писанок часто рекомендуют перед крашением замачивать куриные яйца в воде с добавлением уксуса. Капля уксуса не помешает, если вы работаете с перепелиным, утиным или гусиным яйцом, но куриной скорлупке уксус противопоказан.
Расписывать можно не только полное, но и выдутое яйцо. Обмакните бумажку в белок и заклейте оба конца. Проколите дырочки и высверлите их до миллиметрового диаметра. После этого с помощью соломинки выдуйте яйцо. Можно выдуть яйцо и с помощью медицинского шприца: медленно вводите в яйцо воздух; белок и желток потекут вниз по игле. Бумажку можно отклеить, пустые скорлупки промыть и просушить.

Краски
Для крашения яиц применяются природные, пищевые или анилиновые красители. Сырьем для получения растительных красок могут быть цветы, листья, шелуха зерен, кора, корни, а также ягоды.
- желтая краска различных оттенков извлекается из коры молодой дикой яблони, побегов тополя, березовых листьев, корня крапивы, гречневой половы, луковой шелухи, цветков дикой бузины, ромашки, молочая, горицвета, купавок, шафрана, крокуса, зверобоя, желтых цветков луковичного растения сон;
- синяя, голубая или фиолетовая - из шелухи черных зерен подсолнуха, сережек тополя, цветков мальвы, синих цветков растения сон, подснежников, ягод черники и бузины;
- зеленая - из сочетания желтой и синей красок, а также из мха, коры крушины, ясеня, листьев ландыша, примулы, крапивы, зелени ржи и пшеницы;
- красная - из щепок сандала, ягод черемухи, цветков и семян зверобоя, а также из засушенных самочек польской кошенили (насекомого из семейства червецов);
- нежно-розовая - из цветков иван-чая узколистного;
- коричневая - из коры яблони, дуба, крушины, еловых шишек, луковой шелухи, листьев грецкого ореха или конского каштана;
- черная - из молодых листьев черноклена, коры ольхи, синего сандала.
Корни лучше всего заготавливать ранней весной или поздней осенью, кору - только весной, когда деревце "плачет", цветы - в начале цветения, а листья - совсем молоденькими. Чтобы зелье не потеряло краску, сушить его полагается только в тени, а хранить - в плотно закрытой таре в сухом темном месте. Красящие ягоды можно заморозить.
Для приготовления красок вам понадобятся также:
- глиняная или эмалированная посуда,
- талая или дождевая вода,
- алюмокалиевые квасцы.
Сырье заливаем холодной водой, 5-6 часов настаиваем, а затем кипятим на тихом огне: кору - три часа, листья минут сорок, цветы - полчаса. На 100 граммов сухого сырья - 1 литр талой воды. Отвар процеживаем и добавляем чайную ложку квасцов. Краска готова. Крашение яиц в природных красителях длится от 10 минут до 14 часов. Занятие это кропотливое, но искупается целебностью природных красок. К тому же они прочнее, роднее и смотрятся во сто крат богаче любых искусственных красителей. Пищевые красители следует разводить согласно указаниям заводской инструкции.
Анилиновые красители выпускаются в виде порошка или таблеток, продаются в хозяйственных магазинах. Нужно покупать те из них, что предназначены для домашнего крашения изделий из шерсти. Приготовьте концентрат согласно указаниям инструкции. Пол-литра концентрата разделите на три части, разлейте в стеклянные банки, в каждую из трех частей добавьте 150-200 граммов кипяченой воды и 2 столовые ложки 9-процентного уксуса. При желании в первые две части можно добавить немного краски другого цвета, чтобы получить широкую гамму оттенков. Но употреблять в пищу такое яйцо нельзя.

Крашение
Яйцо кладется на пластмассовую ложку и окунается в краску.

Краска содержит кислоту, и если яйцо помокнет в пищевой краске более пяти минут, а в анилиновой - более трех, кальций в верхнем слое скорлупы будет нарушен, яйцо покрасится неровно и будет безнадежно испорчено. Покрасив одно яйцо, извлеките его из краски, бережно промокните мягкой салфеткой и принимайтесь красить другое. Есть пищевые красители, в которых яйца окрашиваются только во время варки. Они годятся для приготовления однотонных крашенок. Разноцветье крашенок и писанок достигается послойным нанесением красок на яйцо и обязательным предварительным резервированием каждого цвета воском. Это известный метод батика. Завершив роспись и крашение, воск на яйце нужно растопить над пламенем свечи или в духовке, а затем снять его со скорлупки салфеткой.

Анилиновые или пищевые красители перед применением необходимо подогревать на водяной бане. Краска должна быть теплой, но не горячей, иначе воск преждевременно растает. По этой же причине писанку или батикованную крашенку нельзя варить в пищевой или анилиновой краске. Исключение составляют природные красители. Расписанные воском яйца можно выдержать в растительном красильном растворе до полного крашения, а затем отварить их в этой же краске. Готовые писанки извлеките из горячей краски и снимите салфеткой воск со скорлупы.

Крашение всегда начинается со светлых тонов и завершается темными. Традиционные цвета орнаментов писанок: белый, желтый, красный и черный. Но вместо черной подчас применялась коричневая, зеленая или фиолетовая краска, вместо красной - лиловая. Писанка, расписанная с нарушением цветовой символики, называлась в народе малеванкой. На крашенках допускалось наличие зеленого цвета. Были даже однотонные зеленые, троицкие, крашенки. Если на зеленую краску нанести красную, то яйцо станет рыжим.

Краска "не красит", если она холодная, или испарился уксус, или яйцо несвежее, или курочку плохо кормили; а еще - если мастерица оставила на скорлупе жирные пятна. Берегите руки. Не жалейте салфеток. После приготовления каждой писанки придется мыть руки с мылом. Смазывать их кремом нельзя, чтобы не испачкать жиром скорлупку. Выход есть: расписываем воском по белому полю все тридцать яиц, затем красим их по одному в желтой краске, опять расписываем - красим в красный цвет и т. д. Руки придется помыть только в конце работы. Если ладони у вас влажные, при росписи держите яйцо в салфетке. Выдутое яйцо не тонет в краске, нужно взять глубокую ложку. Прежде чем красить выдутое яйцо, не забудьте воском заклеить отверстия, иначе краска попадет внутрь скорлупы. И еще: если в семье есть маленькие дети, постарайтесь обойтись без анилиновых красителей.

Салфетки
При исполнении писанки салфетки требуются белые. Бумажными салфетками хорошо промокать окрашенное яйцо, но снимать растопленный воск со скорлупы все же лучше тканью. Хорошо, если есть хлопчатобумажная ветошь: старые простыни, трикотажное полотно. Пропитанная воском полотняная салфетка впоследствии не снимает воск с яйца полностью, а полирует скорлупу, оставляя узор под тоненькой восковой пленкой, и тогда нет необходимости покрывать писанку-сувенир лаком, который, хотя и защищает краску и немного укрепляет скорлупу, но лишает писанку естественности.

Воск и парафин
Для защиты цвета лучше всего использовать чистый пчелиный воск. Приобрести его можно у пчеловодов, на рынке и в магазинах, торгующих медом. Если вы купили воск и не уверены в том, что он достаточно хорошо профильтрован, растопите его в кастрюле на умеренном огне и процедите через частое сито. В горячий воск можно добавить немножко сухой пищевой краски темного цвета. При росписи окрашенный воск хорошо виден на скорлупе яйца.

Парафиновые линии не так хорошо держатся, как восковые; в процессе работы они могут разрушиться. Парафин незаменим, если необходимо резервировать большие участки яйца, при выдувании сырой писанки, а также для укрепления скорлупы. Готовую сырую писанку, прежде окунают в расплавленный парафин и только тогда просверливают в скорлупе отверстия и выдувают содержимое яйца. Укрепляют выдутую писанку изнутри следующим образом: с помощью стеклянного медицинского шприца вводят в писанку 5 кубиков горячего парафина, после чего яйцо вращают в руках до тех пор, пока оно не остынет. При этом парафин обволакивает скорлупу пленкой. Таким же образом можно укрепить скорлупу и с помощью клея ПВА с той лишь разницей, что после обволакивания скорлупы клеем внутрь яйца насыпают просеянные опилки. Парафиновые свечи должны быть чисто белыми, не иметь запаха. Тоненькие восковые свечи необходимы для нанесения на скорлупку яйца крапинок.

Карандаш
Начинающий мастер при исполнении писанки прежде мягким простым карандашом наносит на яйцо узор и лишь затем покрывает этот узор воском. Если карандаш будет твердым, то на готовой писанке останется его след.

Кистки
Нанести воск на яйцо можно булавкой, спичкой, соломинкой, шляпкой гвоздика, горящей свечкой, гусиным пером, стальным плакатным пером и, конечно же, кисткой самодельной или заводской работы. Самодельная кистка представляет собой свернутую из фольги воронкообразную трубочку длиной 1 - 1,5 см. Трубочка крепится с помощью пакли или тонкой медной проволочки на деревянном держачке диаметром 8 мм, длиной 10-12 см. Таких кисток должно быть несколько. Во время работы их нужно макать в растопленный воск. Пока одной пишете, остальные ждут своей очереди в горячем воске. Превосходны кистки, выточенные из латуни, пишущий кончик которых имеет отверстие, размещенное строго по центру. Толщина линий рисунка зависит от диаметра пишущего кончика и диаметра его отверстия. Желательно иметь набор кисток для жирных, тонких и средних линий. Как пользоваться такой кисткой: нагрейте головку кистки на открытом огне (свечи, лампадки, газовой горелки) и заполните ее воском. Во избежание кляксы салфеткой снимите с корпуса кистки лишний воск и принимайтесь расписывать яйцо.

Ваш инструмент не пишет, если:
- неправильно держите и яйцо и кистку. Возьмите яйцо в левую руку, а кистку в правую. Локти прижмите к туловищу. Пишущей руке нужна опора, иначе она будет дрожать. Мизинцем правой руки обопритесь о поверхность яйца. Пальцами левой руки вращайте яйцо на себя, а линии ведите - от себя, стараясь по возможности не менять положения пишущей руки;
- остыл воск. Подогрейте головку кистки, не погружая носик в огонь;
- закончился воск. Заполните кистку воском;
- засорилась кистка. Подогрейте головку кистки и прочистьте отверстие тоненькой проволочкой;
- образовалась воздушная пробка. Удалите ее, проколов пузырек той же проволокой; - носик кистки сильно прижат к поверхности яйца. Снимите напряжение с пишущей руки;
- ваша кистка побывала в чужих руках. Виною тому - чужой почерк.
Важное правило: во избежание ожогов, нагревая кистку, не погружайте держачок в огонь и не доводите воск до кипения. После работы удалять из кисток оставшийся воск не нужно.

КРАШЕНКА

Подогрейте пищевые краски на водяной бане. На тихом огне отварите яйца и остудите их. Зажгите тоненькую восковую свечу и покройте яйцо горячими капельками воска. Не забывайте вращать яйцо и следите, чтобы капельки не растекались.
Покрасьте яйцо в желтый цвет и снова покройте его капельками воска, и затем искупайте в алой краске. Промокните, покройте капельками воска, после чего перекрасьте в желтый цвет и окуните в зеленую краску. На зеленую скорлупку тоже накапайте воска и покрасьте вашу будущую крашенку в темно-синий завершающий цвет.
А теперь поместите яйцо в теплую духовку (100 ° С) или поднесите его к огню, но не погружайте в пламя. Можно также воспользоваться феном. Когда воск на яйце растает, бережно снимите его мягкой полотняной салфеткой. Крашенка-капанка готова.

Повторите все сначала, но вокруг восковых капелек нарисуйте кисткой лепестки, завитки, лучи... -- и тогда на крашенке засияет солнышко, расцветут цветы... Если восковая капелька все же потекла, пририсуйте ей крылышки. На крашенке вспорхнет мотылек. Нарисуйте плавники -- поплывет рыбка.

Для мучной крашенки начните резервирование не с белого, а с желтого цвета. Восковые капельки роняйте чешуйкой, так, чтобы потом красная горошинка выглядывала из-под желтой, зеленая - из-под желтой и красной... Вместо финальной краски погрузите яйцо в столовый уксус, разведенный пополам с водой. Через 20 минут извлеките яйцо из кислоты и вымойте с мылом в холодной воде. Тщательно промокните. Растопите воск. Разноцветный горошек, точно выгравированный, будет рельефом проступать на белой поверхности яйца.

Окуните яйцо в желтую краску, а затем в красную - вот вам и красно яичко или однотонная крашенка . Независимо от того, имеется ли желтый цвет в узоре или нет, первоначально яйцо красится в желтой краске. Однотонная крашенка станет "мраморной", если в краску добавить капельку растительного масла или же перед крашением потереть скорлупку наждачной бумагой.

Для знаковой крашенки из деревянной палочки диаметром 0,8 и длиною 10-12 см и маленького "сапожного" гвоздика с круглой шляпкой сделайте себе печатку (тычок). Шляпку тычка раскалите на огне, обмакните в воск и тут же нанесите на яйцо точку. Из точек получится "крест", "кружочек", "ожерелье", "виноград", "цветок"...

С помощью напильника круглую шляпку тычка можно превратить в треугольную. И тогда узор на яйце будет не из точек, а из крошечных клиньев. Отложите тычок в сторону. Носиком как следует нагретой кистки легонечко постучите разок-другой по скорлупке и, как только появится восковая капелька на яйце, не давая ей остыть, тотчас превратите ее в "запятую"... Расписывая птичьи яйца к Пасхе, западные славяне выбирают "клин", "запятую", "точку", восточные и южные - предпочитают линию. На крашенке, как правило, присутствует один магический знак. "Кружочки" или "крестики" размещены на поверхности яйца произвольно. Знаковая крашенка предшествовала обрядовой писанке.

Орнаменты обрядовой писанки
Орнамент писанок - символический. В его основе лежат три кардинальных символа, отражающие строение Вселенной по вертикали: это круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, 8-образ-ного знака. Отсюда три типа орнамента: круговой, ключевой, плетеница:

Конструкция орнамента называется разводом и представляет собой сетку, образованную из пересечения опоясывающих яйцо кругов и овалов. В полях развода размещаются орнаментальные формы - магические знаки-символы. Если яйцо разделено пояском надвое по вертикали и украшены главным образом его бока, то такая писанка называется боковой. Главный разделительный пояс может быть в виде нитки, ленты, украшенной или без украшения. Он может отсутствовать вовсе, но принцип размещения основных орнаментальных форм при этом сохраняется. Таким образом, мы имеем писанки "подпоясанные" и "распоясанные". Разделим яйцо надвое по меридиану, а затем на четыре части. Знаки будут размещены в образовавшихся дольках яйца, и такая писанка будет по виду развода называться продольной. Развод "восьмиквитка" представляет собой восемь сфероидальных сегментов, образованных из четырех равных вертикальных долей яйца, опоясанного линией экватора.

Основные виды конструкций связаны переходными разводами. Предположим, орнаментированный поясок делит поверхность яйца на два полушария по вертикали. Каждое из образовавшихся полей будет называться большим. В такое поле может быть вписана звезда, крест или дерево. Если большие поля прерываются по экватору, меридиану, диагонали или радиусу, а орнаментальные формы, чередуясь или повторяясь, размещаются в каждом из образовавшихся сегментов, то мы получаем развод-перервы. И все здесь подчинено идее Мироздания, строения и сущности Вселенной.
За разводом кругового типа через "поля-перервы" следует развод "переметная сума", тип "плетеница".

Орнаментальные формы размещаются в полях по вертикали, диагонали, радиусу, сегменту. Они чередуются в шахматном порядке, повторяются. Один и тот же знак может размещаться" в противоположных направлениях.

Если орнаменту в целом характерен ритм, то орнаменты писанок позволяют говорить о темпо-ритме . Орнаментальные формы, имеющие в своей основе ломаный крест, свастику, создают впечатление движения - вращения двух половинок яйца в противоположные стороны.

Мастерицы давали писанкам имена. Имя было тоже символом, оберегом. Иногда это были имена-пугала. Скрывая истинное имя, нечистую силу можно было не только отпугнуть, но и обмануть. К числу самых сильных оберегов относились и колючие растения. Среди названий писанок преобладает "роза": "роза с гребешками", "роза с грабельками", "роза с калыточками", "роза с бесконечником", "пустая роза", "полная роза", "крестовая роза", "сторожевая роза", "собачья роза", "шелудивая роза"... С течением времени, когда содержание языческих символов стало забываться, в орнаментах писанок появились изображения церквей, церковной утвари, узоры списывались с облачений, отсюда писанки "престол", "поповы ризы", "голгота" (голгофа) и т.п.

Орнаментальные мотивы

Случалось, что имя обрядового расписного яйца зависело лишь от названия одной из ведущих в композиции орнаментальных форм, определяющих стиль писанки: "Ветрячки", "Уголочки", "Мак", "Зори", "Панны", "Плетенка", "Фасолька", "Паучки", "Птичьи лапы", "Басовое ухо" и т.п. Орнаменты писанок имеют свои местные особенности, не говоря уже о том, что у каждой мастерицы был свой почерк письма. Стиль писанки определяется прежде всего набором тех или иных выразительных средств. Орнаментальные формы заполнялись или обрамлялись штрихами, точками; в иных случаях мы видим окраску полей, сочетание штриховки и точки, штриховки и окраски, штриховки и капли - капля на заштрихованном поле или вне его; одновременное сочетание точки, капли, кляксы и штриховки; заполнение орнаментальных форм сеткой, так называемое "ильчатое письмо", сочетание сетки и капли, сетки и окраски. Немалую роль в стиле писанки играет цвет, подбор красок. Стиль писанок определяет и способом нанесения воска на яйцо; узор может быть выполнен линией, клином, "запятой" ("яблоковым зернышком").

Подробные иллюстрации всех видов орнаментов вы сможете увидеть в приложении.

Мастерство писанки
Приготовление писанок - занятие, требующее уединения и душевного равновесия. Приятнее всего расписывать сырое куриное яйцо. Его беззащитность и хрупкость делают каждое движение рук мастерицы бережным, прикосновение - нежным. А если поверить, что в ладонях - Вселенная, что она так же хрупка и беззащитна... Вращая яйцо, вы слегка массируете кончики пальцев левой руки, и тепло вашей души проникает в будущую писанку. Мечты обретают крылья. Бежит по скорлупке восковая линия, оплетая, опоясывая, защищая яйцо. Если рука ослушалась, не скоблите, пытаясь исправить ошибку. Писанка испорчена, не горюя приготовьте из нее глазунью.
Прежде чем расписывать воском, научитесь наносить рисунок простым карандашом и не на сырые, а на вареные яйца. И помните, что линии на сферической поверхности - это дуги. Ведите их постоянно в одном направлении, вращая яйцо, либо на себя, либо только от себя. Таблица конструкции орнамента писанок тоже есть в приложении к этой статье. Чтобы работа не показалось вам скучной, считайте разделительные пояски. Нечетное количество поясков дает четное количество полей.
Если рисунок списан грамотно, попробуйте покрыть его линии воском. Восковая линия должна быть длинной, тогда будет мало стыков и они будут менее заметны. Линии сетки могут быть жирными, очертания орнаментальных форм, если только они не включают в себя линий конструкции, следует выполнить кисткой №2, среднего размера. А для выполнения штриховки подойдет кистка № 1. Штриховку клина лучше начинать от основания и завершать у вершины. Чтобы штрихи не "падали", поясок необходимо предварительно поделить на квадраты. То же касается и сеточки. Поля покрываем воском, но не штрихами, а спиралью, и тем размером кистки, которым обрамляли поле, в противном случае воск ляжет на скорлупку неравномерно, порой едва заметные отдельные участки поля останутся незащищенными, а значит, и неокрашенными в нужный вам цвет.
Когда научитесь делить поверхность яйца на поля и размещать в них узор, когда кистка станет покорной, возьмите сырое свежее куриное яйцо и принимайтесь за писанку. На следующем этапе постижения мастерства попробуйте выполнить один и тот же узор в разных стилях. Избегайте циркуля, ластика, старайтесь обходиться без карандаша и не надевайте на яйцо поясок из резинки. Опора пишущей руки, вращение яйца в одном направлении, носик кистки под прямым углом по отношению к рабочей поверхности - и линия будет отличной. Если рука немного дрожит от волнения - нестрашно и даже неплохо: рисунок будет живым, ведь сухая холодная геометрия утомляет взор.
Писанка - магия или наука? Писанка-прежде всего искусство. Но тот, кто создал писанку, блестяще знал астрономию, геометрию, ботанику, философию, психологию личности, законы гармонии. Если прочувствовать орнамент, как молитву, тогда вы будете знать, как рисовать на яйце зарю утреннюю, поле засеянное, вешние воды, солнце и месяц, райскую яблоньку, цветочек и зернышко, небо и землю, два любящих сердца, волшебные замочек и ключик.

Символика писанок. Что означают узоры на писанках? Все мы уже знаем, что писанки — это зашифрованные послания. Давайте вместе попробуем прочесть, что писали на писанках друг другу наши предки славяне.

Самые древние мотивы, которые встречаются на глиняной посуде, керамических писанках – это линии, круги, кресты, ромбы, квадраты, точки. Одним из древнейших мотивов считается ромбический меандровый рисунок, который был в позднепалеотическом искусстве символом мамонта-блага (отображает рисунок дентина на срезе бивня этого животного).Образец такого рисунка можно увидеть на найденном костяном браслете из Мезенской стоянки на Черниговщине (18-20 тысяч лет до нашей эры. Рис. 1).

При выборе рисунков для писанок, отдавали предпочтение земледельческим мотивам, обычаям и обрядам почитания земли, небесных светил, воды. Орнаменты писанок связаны с местной природой, мифологией. Звёзды, кресты, Солнце, которые нынче щедро украшают писанки, имеют конкретное значение, у разных народов символизируют счастье, достаток, добрую примету. Солнце рисуют в виде круга, свастики, розы, звезду – в виде лучей, воду – в виде волн.

Давайте более подробно рассмотрим символы, что изображаются на писанках.

Рис.2 – мотив «безконечник». Среди разнообразия орнаментов украинских писанок особое место занимает необычайно своеобразный элемент в виде волнообразной полосы. Он называется «безконечник»и очень распространён в писанках Гуцульщины, Буковины, Волыни, Херсонщины, Полтавщины. Анализ орнаментов современного народного искусства Украины и археологических памятников ясно показывает, что волнистый орнамент «безконечник» наши современные мастера унаследовалииз далёкой древности и что он происходит от искусства Трипольской культуры – периода неолита. Учитывая то, что «безконечник» в памятниках искусства Трипольской культуры был широко распространён намного раньше, чем его обнаружили в памятниках культуры древней Греции, можно сделать вывод, что за основу знаменитого меандра Эллады греческие мастера позаимствовали стилизованное изображение моря от наших пращуров. Это, кстати, подтверждает то, что именно арийские народы при своём переселении на юг, положили начало культуре народов средиземноморья. Другие названия – «волна», «ужик», «меандр», «кривулька». Он символизирует нить жизни, вечность солнечного движения. «Безконечник» на писанке не имеет ни начала, ни конца, значит зло, которое попадёт в дом и в эту ловушку, не сможет выйти из неё и никогда больше не будет беспокоить хозяина писанки. Разновидности украинского меандра:

1, 2, 3, 4 – Гуцульщина.

5 – Северная Буковина

6 – Закарпатье,

7 – Волынь

8 – Херсонщина

9 – древнегреческий меандр.

Рис 3 – «Ромб». Это символ плодородия, общий символ женского начала в природе.

Рис 4 – «Квадрат», разделённый на части с точками был символом засеянного поля. «Горошек» – точки, символизировал зерно, которое должно прорасти, или звёзды на небе, или кукушкино яйцо – символ весны. В христианстве точки стали символом слёз Матери Божьей.

Рис. 5 – «Треугольник». Очень интересным примером использования мотива «треугольник» есть Писанка, которая называется «сорок клиньев» и должна состояить из сорока восьми треугольников. В древности каждый треугольник предназначался для исполнения одного желания. Треугольник так же означает три измерения, три явления природы – огонь- вода- воздух, гром-вода-земля, небо-земля пекло, Явь-Навь-Правь, Мужчина-Женщина-Ребёнок. В христианстве «сорок клиньев» стали символом сорока дней поста, сорока мучеников, или сорока дней пребывания Иисуса в пустыне, а треугольник символизирует Святую Троицу.

Рис. 6. – Лестница. Символ поиска лучшей жизни

Рис. 7 – Решето. Символ разъединения добра и зла.

Рис. 8 – Колесо, круг. Это символ безсмертия, которое проявляется в природе непрерывным повторением циклов возрождения жизни.

Рис. 9 – Символы Солнца. Наиболее распространённая и разнообразная группа знаков – это солярные, древние космогонические знаки, которые изображают набесные светила, прежде всего Солнце. Солнце – вечный источник тепла, наибольшая сила, которая побеждает холод зимы и возвращает всему живому весеннее пробуждение. Движение Солнца изображают спиралями (рис. 9-1). Этот знак появился на жертвенниках 10 тысяч лет назад. Он так же является знаком плодородия. В представлениях наших предков спираль была знаком Вселенной, а на земле – знаком змеи, которая жила возле воды и была её хранительницей. Солнце изображается различными знаками (Рис. 9-2) Очень часто Солнце изображается в виде розы (Рис. 9-3) Роза бывает «полная», «пустая», «шелудивая», «торчащая», «боковая», «усечённая», «лапатая», и др. Ещё одним знаком высшего божества наших предков была свастика (Рис. 9-4). Другие названия этого знака – «четыреног», «сварга», «ломаный крест». Свастика – это символ святого огня, охранный знак от злых духов, символ Вселенной, знак четырёх сторон света, четырёх ветров, четырёх времён года. Если свастики закруглённые, то они называются «бараньими рожками», «паучками», «круторогами», «гусиные шейки», «баранчики».

Свастика встречается на древних памятниках всех индоевропейских народов. Её нашли у монгольских народов, у финикийцев, этрусков, финнов, у галлов и германцев, у римлян в 3-м столетии нашей Эры. Это излюбленный символ древних Ариев.

Разновидностью свастики является «трирог» (Рис. 9-5) Три крючка «трирога» расположены под углом 120 градусов. Другие названия этого знака – «треног», «трикветр», «рута», «ореховый лист», «пауки», «крутороги». Это знак известен из Трипольской культуры и, как и треугольник, символизирует какую-нибудь троицу.

Крест найден как украшение на глиняных сосудах на островах Эгейского моря (10 век до н.э.) Чаще всего встречается «греческий крест» – четыре равные конца. (Рис. 9-6), иногда «латинский» – с удлиненным нижним концом. (Рис. 9-7)

Рис.10. Ещё один древнейший символ, который используется на писанках, это Богиня-Берегиня – символ жизни и плодородия, матери всего живущего. Она изображается, как женщина во весь рост с поднятыми вверх руками. Её изображают в окружении цветущей растительности, рыб, звёзд. Часто в одной руке она держит ветку дерева, а в другой – лучистое Солнце.

Рис. 11. Дерево Жизни. Одним из самых популярных растительных мотивов является цветущее растение в вазоне, или дерево, которое символизирует жизнь. Дерево Жизни воплощает прошлое, настоящее и будущее, (Навь, Правь, Явь). Симметрия Мирового Дерева Жизни означала установление связей между частями света, в небесной, земной и подземной сферах, уничтожение хаоса.

Рис. 12. Растительные мотивы. Они широко использовались на писанках. Изображались растения полностью, или их части (листья, цветы, ветки). Дубовый (Рис 12-1) калиновый (Рис 12-2) лист символизировали огромную силу и неумирающую красоту.

Дуб – священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни.

Калина – дерево нашего, украинского рода. Когда-то, в глубокой древности, она олицетворяла перерождение Вселенной, огненной троицей – Солнцем, Месяцем и Звездой. Потому и название её идёт от древнего названия Солнца – Коло. Ягоды калины стали символом крови и не умирающего Рода.

Вишня – символ девичьей красы, помогала привлечь любовь.

На гуцульских писанках часто можно увидеть стилизованную ветку смереки (Рис. 12-3) – символ вечной юности и жизни.

Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и верную любовь.

Орнамент из Яблочек и слив приносил мудрость и здоровье.

Хмель символизирует расцвет молодости и молодую любовь.

Изображались так же мальвы, барвинок, ландыши, подсолнухи, тюльпаны, гвоздики, сосна, фиалки, рута, венки из барвинка, ореха, листья. (Рис. 12-4, 12-5).

Рис. 13. Животные мотивы не такие популярные, как растительные, но их всё-таки встречаем. И это свидетельство того, что наши предки-славяне были вегетарианцами и не употребляли мяса. Животные в их жизни занимали гораздо меньшее место, чем растения. Это петух, рак, пчела, рыба, кони, овцы, олени, пауки, улитки. Чаще всего писанкарки рисуют их абстрактно, иногда только части животных: утиные лапки, бараньи рожки (Рис. 13-1), куриные лапки, гусиные лапки, воловье око, заячьи зубы, медвежьи лапки.

Определённое место в украинском бытовом искусстве занимает изображение коня. (Рис. 13-2). Он связан с культом Солнца. Священный конь двигал Солнце по небу.

Рыба (Рис 13-3) – символ здоровья, знак воды, плодородия, старинный украинский символ жизни и смерти. С рыбой связан потусторонний мир, тот, куда уходят души наших предков.

Олень (Рис. 13-4) представлял собой долгую жизнь и богатство, а его рога ассоциировались с лучами восходящего Солнца.

Птицы (Рис 13-5) считались предвестниками весны

Пчела символизирует чистоту души, бабочка являет собой радость, беззаботное детство, переход души в вечную счастливую жизнь.

Паук – символ настойчивости, терпения.

Рис 14. Ещё одна интересная группа писанок – писанки с бытовыми мотивами в орнаменте. На таких писанках изображаются грабли, гребешки (Рис 14-1), топоры, зонтики, люлька, «волчьи зубы» – деталь ткацкого верстака на Подолье, лодочки, ботинки, скрипка, мотовило. Мотив «Грабельки и «гребешки» является охранным знаком от злых сил, от смерти. Грабельки с точками – защита от бури.

С приходом христианства появились писанки с религиозной тематикой. Наиболее распространены писанки с крестом, хотя крест является древним знаком Солнца. Чаще всего рисуют четырёхлучевой равносторонний крест с утолщениями на концах. Встречаются писанки «плащаница», «церковка», «звон», «поповые ризы», «божья ручка», «воскресная» и т.д.

Символика цветов.

Красный – радость, жизнь, надежда, любовь, для молодых – надежда на свадьбу.

Желтый – символ Месяца и звёзд, а в хозяйстве – урожай.

Голубой – небо, воздух, магическое значении – здоровье.

Бронзовка – олицетворяет землю, дары полей.

Сочетание нескольких цветов – семейное счастье, мир, любовь, успех и т.д.

Зелёный – весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира.

Белый+чёрный – символ земли, плодородия.

Похожие публикации