Империя мудрых женщин

Маска терапия в психологии расшифровка. Арт-терапия сборник упражнений и техник. Методическая разработка. Упражнение «Наш семейный плакат»

3. Маскотерапия

Механизмы и модели маскотерапии

Маска и человек. Извечное соединение и противостояние. Маска, как предмет ритуала, наделяется магическими качествами (рисунки 42–43). «Маска», как средство защиты личности от внешнего мира, говорит о ее страхах, о неспособности быть открытой к другим. И та, и другая маска являются формами ограничения способа выражения индивидуума. Примеряя и надевая маску для решения своих личностных задач, человек встраивает себя в границы выбранного образа, и теперь уже маска «навязывает» ему характер взгляда и форму движения, спектр чувствования и логику мышления.

Определение понятия . Французское слово «masque» – личина, обличие. Этрусское слово «phersu» – маска. В мифологии маска – это второе лицо, чужое лицо, фальшивое лицо.

Почему же человек надевает маски? Маска есть форма прямого отгораживания от внешнего мира, средство сокрытия своего истинного «Я». Маска, как вещь, обладает некоей плотностью, благодаря которой она закрывает лицо. «Маска», как образ, «защищает» человека от неприятных оценок других, «уводит» от неугодных ему отношений. Надевая маски, индивидуум оказывается в виртуальном пространстве чувствования самого себя! Маска становится границей между данным человеку телом (то, что внутри маски) и тем, что находится вне его, то, что наблюдаемо, не его.

Чувства, которые человек переживает в маске, сопоставимы с ощущениями, которые он испытывает, находясь внутри салона машины. Все, что внутри машины, воспринимается как реальность, в которой находится сам субъект. Все, что снаружи, оказывается виртуальной реальностью, с которой он не соприкасается! Иными словами, маска обладает телесными и психологическими качествами, разграничивая своим присутствием мир на две части: мир для себя и мир для других. То, что непосредственно соприкасается с телом либо ощущается им, является миром для себя. Все то, что находится за его пределами, есть лишь образ, который возникает в сознании. И этот мир не принадлежит субъекту, он только его созерцает.

Рис. 42–43. Разновидности масок

В то же время для других человек в маске предстает как субъект иной реальности, в которую невозможно заглянуть и можно лишь догадываться о ее содержании. Надевая маску, человек соединяет естественное и искусственное, тем самым создавая новое пространство личности. Маска как вещь или «маска» как образ становятся новыми формами репрезентации личности. Посредством нового образа она пытается подать миру себя в новом качестве.

Индивидуум выбирает те маски, которые созвучны его душе. Маски одновременно расширяют и суживают границы его психического и телесного существования. В маске человек свободен от рационального контроля за выражением своего лица. Надев маску, он принадлежит исключительно самому себе и маске . Защищая его, маска позволяет ему сосредоточиться на внутреннем бытии. Но она же и «поглощает» индивидуальность, навязывает индивидууму форму поведения, чувствования и мышления.

Рассматривая научно-эмпирические подходы по исследованию понятия «маска» и ее значения для человека, можно выделить ведущие функции маски (Маски…, 2008).

1. Структурно-семиотический подход (К. Леви-Стросс )

Маска – символический объект, наделенный ритуальным содержанием.

Маска – графико-пластическая презентация индивидуума в архаичном обществе.

Маска – овеществленный контур лица, трансформация которого позволяет войти индивидууму в инобытие.

2. Лингвистический подход (Г. О. Винокур, В. В. Виноградов )

Маска – проекция вербальной коммуникации, обладающей скрытым содержанием.

Маска – средство стилизации, с помощью которого осуществляется регуляция форм речевого сообщения.

3. Литературоведческий подход (М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман )

(Бахтин, 1979)

Маска – синтетический драматургический жанр (XV–XVII вв.).

Маска – одна из форм литературной образности, средство художественной условности.

4. Социологический подход (П. Экман, Э. Гофман )

Маска – способ репрезентации индивидуумом себя в социуме.

Маска – реакция личности на воздействие социальной среды, с целью интеграции с ней.

Маска – средство отстранения индивидуума от влияния общества.

5. Психологический подход (К. Г. Юнг, Дж. Моргалис )

Маска – защитный механизм личности, поведенческая стратегия, направленная на создание ложного впечатления о себе.

Маска – форма самоутверждения индивидуума в деструктивной коммуникативной ситуации.

Маска – средство самопознания, используемое для расширения представлений о себе, интеграции духовного и телесного.

6. Психотерапевтический подход (О. Блэйер, М. Бубер, Г. Назлоян )

Маска – средство преодоления патологического отчуждения, аутизма.

Маска – метод выделения здорового начала из больного образа.

Маска – форма физического воплощения здорового начала индивидуума, образ которого зафиксирован в пренатальной памяти.

Исследования воздействия маски на человека в ходе арт-терапевтической сессии показали, что после снятия «вещественной» маски лицо референта омолаживается. Механизм омоложения связан со снятием в процессе работы у референта психического напряжения, которое приводит к расслаблению мышц лица. Надевая маску, человек сознательно ограничивает свою свободу самовыражения, но именно в этом ограничении он достигает внутренней свободы, а вместе с ней и внутреннего покоя .

Таким образом, надевая вещественную маску, он снимает социальную «маску» . Именно в этом и заключается терапевтический эффект работы в техниках маскотерапии. Ограничивая формы контакта с внешним миром, индивидуум «взращивает» в себе новые качества души, находит естественные для своего психического состояния средства самовыражения. Идея трансформации стереотипных форм репрезентаций получила свое развитие в пластико-когнитивном подходе, разработанном нами для целей арт-терапии.

Принципы терапии

При построении арт-терапевтического действия с использованием маски целесообразно опираться на принцип дедукции – от общего к частному. В процессе работы в поле зрения фиксируются те характерологические признаки поведения референта, изменение которых позволяет говорить о позитивной трансформации текущего состояния его психики. Эффективность коммуникаций терапевта и референта обусловлена способностью понимать содержание переживаний и принимать характер чувств последнего. Договор между терапевтом и реципиентом строится на рациональной, открытой основе. В процессе создания маски исключается тема терапии, внимание уделяется созданию выразительного художественного образа. Следует отметить, что завершенный художественный образ маски должен вызывать у референта эстетическое удовлетворение.

Анализ возможностей использования маски для решения широкого спектра психологических задач позволил нам выделить три модели терапии, выбор которых обусловливается текущим состоянием референта, целями терапии. Для каждой модели существует свой набор вещественных средств работы.

Модели терапии

1. Феноменологическая модель

С целью изменения стереотипного представления референта о себе, о формах своего социального поведения осуществляется трансформация образа его лица посредством использования художественного материала (грима).

Алгоритм действия:

1. Проективная диагностика способности респондента к объективному восприятию собственного образа «Я» (рисунок «Образ себя»).

2. Коррекция эмоционально-чувственного состояния референта посредством техник мануальной терапии в работе с ригидными мимическими мышцами.

Рис. 44. Работа с гримом

3. Терапия «клишированных» форм выражения лица и аффективных форм поведения референта с использованием трансперсональных приемов японского театра «Буто».

2. Экзистенциональная модель

С целью преодоления индивидуумом пределов своего социального существования (М. К. Мамардашвили), которое отражает глубинную потребность человека в метаморфозах (М. Ямпольский), создается архетипический образ с использованием техник работы с папье-маше.

Алгоритм действия:

1. Выявление ведущих экзистенциональных (онтологических) установок.

2. Определение предпочтительных эстетичных стилей в художественном творчестве.

3. Разработка и создание эскиза маски, наделенной новым для данной личности экзистенциональным содержанием.

4. Лепка маски на лице респондента с учетом его индивидуальных особенностей.

Рис. 45. Работа с папье-маше

5. Исходя из целей терапии, разрисовка маски и доведения ее формы до состояния художественной завершенности.

6. Исследование субъектом собственного впечатления от восприятия себя в маске с использованием зеркала.

7. Монолог в маске – выражение субъектом своего отношения к себе и к миру.

8. Разыгрывание экзистенционально значимых для референта ситуаций.

3. Трансперсональная модель

Вхождение референта в состояние транса с последующей лепкой из глины своего лица (с закрытыми глазами) позволяет воплотить в материале представление о себе. Целью создания образа является актуализация для рационального мышления тех сторон себя, которые остаются вне сферы осознания.

Алгоритм действия:

1. Трансонаведение – метод, направленный на переключение внимания референта от восприятия внешней по отношению к нему действительности к исследованию своего «внутреннего» состояния.

Рис. 46. Работа с глиной

2. Резонансное звучание, актуализирующее индивидуальное начало в восприятии референтом себя.

3. Лепка с завязанными глазами собственного образа «Я».

4. Рефлексия переживания от восприятия маски после снятия повязки.

5. Интерпретация семантического содержания масок терапевтом.

6. Доведение образа до гармонии или его уничтожение (с открытыми глазами).

Таким образом, можно выделить основные задачи, которые позволяет решить практика маскотерапии:

1. Расширение представлений референта о своей персоне с актуализацией для его сознания тех сторон образа «Я», которые «выпадают» из сферы его внимания.

2. Преодоление аутистического монолога индивидуума, указывающего о состоянии психического расстройства.

3. Установление гармоничного единства аутистического и реалистического начал в сознании референта.

4. Овладение навыками рационального и интуитивного контроля форм эмоционального выражения.

5. «Освобождение» от навязчивых состояний (фобий, агрессии и т. д.).

6. Формирование продуктивных экзистенциональных установок.

7. Освоение референтом новых форм коммуникаций.

Механизмы терапии

Каким же образом достигается терапевтический эффект? Безусловно, что первым шагом в любой терапевтической работе является преодоление сопротивления реципиента, как открытого, так и скрытого. Сопротивление возникает вследствие осознанного и неосознанного противостояния вмешательству другого лица в душевную жизнь субъекта терапии. В качестве признака, свидетельствующего о преодолении границ между терапевтом и референтом, выступает характер установления диалога между ними с терапевтом. В ходе дальнейшей работы наблюдается идентификация «Я» референта с образом маски, проходящее вне его рационального контроля. Трансформация и исчезновение психотического симптома происходит в процессе отождествления референта с новым образом себя, с принятием этого образа и проживанием в нем актуальных ситуаций и тем. Следует отметить тот факт, что в процессе создания и проживания другого образа наблюдается смещение внимания референта как с аффективной на рациональную сферу деятельности, так и наоборот. Это обстоятельство свидетельствует о снятии у него зависимости как от навязчивых мыслей, так и от неконтролируемых эмоциональных переживаний.

Наши исследования использования техник маскотерапии для решения различного круга психологических задач говорит о том, что изменение представлений референта о себе невозможно без переживания им состояния катарсиса. Как отмечалось ранее, катарсическое чувство не сводится только к таким понятиям, как «слезы» и «очищение». Оно свидетельствует о глубинной перестройке душевной жизни, освобождении от навязчивых идей и образов, обретения состояния душевной легкости и целостности. Катарсис можно рассматривать как характерологический признак начала формирования нового образа «Я», структура которого уже выстраивается на основе принятия референтом своего истинного лица. Иначе говоря, переживание чувства катарсиса обусловлено актуализацией процесса самоидентификации, трансформацией характера восприятия референтом себя с усилением процесса рефлексии образа «Я».

Следует отметить, что характер участия в сессиях по маскотерапии, переживания самого хода работы с маской по-разному происходит в различных группах референтов. Можно согласиться с наблюдениями Г. Назлояна относительно характера реагирования на маскотерапию различных категорий психотических больных: от восхищения у референтов с демонстративным типом поведения до негативного отношения к процессу у реципиентов, находящихся в состоянии бреда, с симптомами паранойи (Назлоян, 2001). Нейтральное равнодушное отношение можно наблюдать у дефектных и слабоумных респондентов.

Для лиц с невротической симптоматикой и для психически здоровых референтов работа с маской, как правило, носит заинтересованный, интенсивный характер. Вовлечение в процесс продуцирования нового образа себя связан с филогенетически заложенной потребностью в познания человеком своей природы. Посредством маски референт не только получает возможность для новых репрезентаций. Маска позволяет ему создать иное общеизвестному пространство исследования себя. В этом имагинативном пространстве он экспериментирует с теми качествами своей личности, которые были подавлены, вытеснены из сферы сознания под воздействием социального прессинга. Наблюдая себя в новом образе, человек не только освобождается от ригидных установок и связей, но и создает условия для разворачивания своего скрытого творческого потенциала.

Терапевтическая история «Резиновый человечек»

В качестве примеров эффективности работы в техниках маскотерапии рассмотрим два терапевтических случая. На одном из семинаров по психотерапии внимание аудитории привлекало вызывающее поведение молодого человека Сергея, суицидальные намерения которого были им неоднократно озвучены. Его надменный взгляд, невыразительная мимика, вялые движения, броские, агрессивные реплики говорили о внутреннем надрыве, противоречиях и неспособности собрать свое внимание на определенном объекте. Тем не менее, он систематически посещал тренинг, все с большей и большей активностью выступая в роли протагониста.

На четвертый день (как правило, прямое вхождение в терапевтическое пространство случается именно на третий – четвертый дни занятий), Сергей решился одеть маску. Предварительно у него была возможность исследовать свое отношение при восприятии характера пяти масок. Он выбрал белую маску, невыразительную, безликую, без определенного характера. Приведем фрагмент диалога терапевта и референта.

Терапевт: «Каким ты видишь себя?» Сергей в маске: «Агрессивным, резким».

В зале: Хохот, реплики.

Перед нами стоял неуклюжий подросток (в маске Сергей помолодел лет на пять – семь). Его тело говорило о незащищенности, нерешительности, драматизме.

Терапевт: «А мы видим тебя совсем другим. Как ты думаешь, каким?»

Сергей (нерешительно): «Не знаю, не представляю».

Терапевт: «Давай немного поговорим о тебе. Пофантазируем. Ты не возражаешь?»

Сергей: «Это было бы интересно!»

Терапевт: «Я думаю, ты в семье единственный ребенок».

Сергей (удивленно): «Верно!»

Терапевт: «У тебя достаточно строгие родители, особенно мама, которая требует от тебя аккуратности и точности».

Сергей: «Да, она в детстве часто меня ограничивала. Я не мог делать то, чего хотел».

Терапевт: «Ты любил играть? Ты давно играл?»

Сергей: «Не помню». (В зале возникло напряжение.)

Терапевт: «Наверно, у тебя не было мягких игрушек?»

Сергей (вздрогнул от неожиданного, но точного предположения): «Да, это правда».

Терапевт: «Но что-то было, кроме машинок и пистолетов?»

Сергей (сразу немного волнуясь): «Резиновый человечек».

В зале: Наступила полная тишина.

Терапевт: «Ты его любил?»

Сергей: «Он был таким же одиноким, как и я». (Маска скрывала его лицо. Глаза покраснели от усилия по сдерживанию слез. Голос дрожал.)

Терапевт: «Может быть, ты хотел бы с ним поиграть? Сейчас!»

Сергей: «Это было бы интересно».

Терапевт: «Так как его здесь нет, может быть, ты выберешь кого-то из зала вместо него?»

Сергей (сразу выбирает девушку, с которой ранее уже пытался играть в одной из сессий): «С ней!»

Терапевт: «Может быть, тебе мешает маска, сними ее!»

Сергей: «Нет, в ней мне спокойнее».

Терапевт: «Ну, тогда поиграй, что бы ты хотел с „ней“ делать?»

Сергей: «Повалять». (Девушка позволяет Сергею манипулировать ее телом. Вначале он с интересом касается девушки, наклоняет, смещает, толкает ее тело. Через минуту возрастает его напряжение, появляется озлобленность. Через три минуты он утрачивает к ней интерес.)

Терапевт: «Тебе такая игра не интересна? Правда?»

Сергей: «Да».

Терапевт (терапевт подходит к Сергею, берет его за руку): «Возможно, тебе нужно противоборство, сопротивление?»

Сергей: «Да, мне нужна активность, реальная угроза… Сила!» (Энергично тянет руку.)

Терапевт и Сергей вступают в противоборство. Резко и даже агрессивно Сергей манипулирует движением, заинтересованно играет с ситуацией, провоцируя действия репликами. Борьба увлекает его, делает его живым, легким. Дыхание становится глубоким, сильным. В выражении глаз проявляется игривость, радость от происходящего события.

Терапевт (спустя три минуты после начала действия): «Тебе легче?»

Сергей: «Да. Мне нужно сопротивление».

Терапевт: «Где сейчас твое внимание?»

Сергей: «На тебе, на нашем взаимодействии».

Терапевт: «Ты чувствуешь ко мне агрессию?»

Сергей: «Нет».

Сеанс продолжался еще минут двадцать. Сергей, оставаясь в маске, вступил в живой диалог с группой. Он требовал от зала откровений, провоцируя группу на безжалостное к нему отношение. В завершении диалога он снял маску. Неожиданно для себя мы увидели юное раскрасневшееся лицо: его оживший взгляд излучал тепло, в нем не было больше надменности, агрессии. Глаза, оставаясь красными от невыплаканных слез, были открытыми для диалога с другими. Перед нами стоял юноша, незащищенный и в то же время свободный от страхов. Его внутреннее спокойствие притягивало внимание зала: послышались восклицания, кто-то протянул ему руку, кто-то подал платок. Сергей не противился диалогу, его естественное поведение разительно отличалось от первого контакта с группой.

На следующий день Сергей был таким же «теплым», как и после нашей работы. Его внимание одновременно находилось вовне и удерживалось на состоянии своей души. Естественное, непредвзятое созерцание себя сочеталось со свободным положительным отношением с группой. Сергей освободился от социальных страхов.

Рис. 47. Изображение себя

С тем чтобы лучше понять личность Сергея, обратимся к исследованию его рисунка «Образ себя» (рисунок 47). (Проективная методика экспериментального исследования образа себя была разработана нами для целей диссертационной работы, посвященной изучению характера восприятия субъектом образа своего «Я».) Впечатление от работы Сергея крайне неприятное. Рассмотрим ее с двух позиций: феноменологического и конструктивного подходов.

Феноменологический подход в арт-терапии строится на исследовании содержательных признаков рисунка. Что мы видим? Верхнюю половину листа занимает гипертрофированная верхняя часть тела. По существу, презентация собственного «Я» у Сергея связывается с нарочито подчеркнутым прорисовыванием агрессивного выражения лица: заостренный нос, сведенные к переносице раскосые глаза придают художественному образу агрессивность. В рисунке нет объектов симпатии, в образе довлеет возвышающееся над другими, самовлюбленное «Эго». Все детали образа подчеркивают характерность, агрессивность персонажа.

В нижней части листа нет тела. Жесткая граница, прочерченная линией посередине листа, разделяет композицию на два пространства: в верхнем господствует холодный расчет ума, сдержанность чувств, в нижнем, заполненном энергией штриха, читается безудержная экспрессия, здесь живут страсти, борются невыраженные желания. Сергей пытался продлить линии тела вниз, однако что-то остановило его руку, и он гневно, крестом перечеркнул свое намерение. Нижняя часть тела размыта, сознательно убрана, в ней не нуждается автор рисунка, она снята в образе. Самоутверждение для Сергея значимее, чем демонстрация мускульной силы своего тела. Тело отступает перед страстным желанием автора сказать миру все, что он думает о нем. «Я» и только «Я» является центром его внимания, его гипертрофированного, неудовлетворенного самолюбования. Конфликт между рациональным расчетом и бурными страстями переполняет Сергея. В образе себя отсутствуют признаки чувствительности: «Мир существует только для меня, он мне чужд и неприятен. Я бросаю вызов этому миру, который не люблю, и который меня не любит. Я самодостаточен и не нуждаюсь в одобрении и любви», – говорил Сергей.

Конструктивный подход позволяет исследовать характерные формальные признаки рисунка: толщину и характер прорисовывания линий, тип штриха, цвет и пространственное расположение элементов композиции, наличие пустот и качество проработки фрагментов образа. Мы видим небрежность и в то же время напряженность в прорисовке композиции. Черный цвет подчеркивает желание Сергея, противопоставить себя другим. Заостренность формы глаз, носа, подбородка, направленность линий и штриха говорят о сильном душевном напряжении автора. Его рот только обозначен, в нем нет чувственности, в его форме скорее угадывается выражение едкой усмешки. Направленность линий носа и выписанное крупными буквами имя, усиленное жирной цепью узоров, пересекающих тело, придают образу сакральный, демонический характер. Таким ли хотел себя намеренно изобразить Сергей? Или же этот образ – проекция его взбудораженного бессознательного? По-видимому, в этой драме участвуют два персонажа: сознательно подаваемое, самовлюбленное «Эго» и прорывающееся наружу подавляемое умом аффективное бессознательное.

О внутреннем конфликте Сергея свидетельству и его другие проективные работы. Так, на рисунке «Мой символ» Сергей изобразил на весь лист летящее слева направо «острие», все остальное пространство в изобилии залито черной краской. Впечатление от восприятия агрессивного образа, также разрывающего лист на две части, свидетельствует об аутоагрессии автора художественного образа, его непрекращающемся аутентичном диалоге. В рисунке Сергея обращает на себя внимание грубость прорисовки линий. В изображении себя отсутствует желание создания эстетичного художественного образа. В качестве гипотезы можно выдвинуть предположение о том, что неряшливость, небрежность в изображении себя свидетельствуют о демонстративном противостоянии социальным нормам правильного, о потребности в выражении своего агрессивного отношения к миру и к себе. Такую же необузданность, агрессивность характера можно было наблюдать и в действенных проективных работах Сергея.

Для того чтобы неявное стало явным, Сергею было предложено два задания: первое – вступить в противоборство с одним из членов группы, второе – посредством касания попытаться передать партнеру глубину своего отношения к происходящему событию. Экспертами выступали референты, непосредственно участвующие в действиях.

Первое задание Сергей выполнял с азартом, его внешняя активность говорила о необходимости аффективной разрядки внутренних противоречий. При выполнении второго задания его поведение изменилось: движения стали вялыми, лицо – амимичным, в глазах читалось раздражение, недовольство. Руки потеряли силу, хватку, в их движениях ощущалось его безразличие к объектам коммуникации. Касания были грубыми, поверхностными. Раскрытие своего отношения к другим явно вызывало у Сергея затруднение. Его действия, несмотря на позитивное намерение, были вычурными, искусственными. Сергей осознавал разницу в своем поведении, но никоим образом не препятствовал разворачиванию своего негативного состояния по отношению ко второму заданию, отчуждения между ним и экспертом росло.

Таким образом, зафиксированный проективными методиками внутренний конфликт Сергея был снят посредством трансформации привычного образа себя. Средством изменения представлений личности о себе была маска, она не только защищала референта от других, но и создавала пространство для его действенной импровизации с миром. Именно в этом нуждалась его душа, стремящаяся к активному выражению в коммуникациях с другими.

Терапевтическая история «Лица»

В истории с маской Женя была протагонистом, автор – внутренним голосом.

В ходе ранее прошедшего психодраматического действия была отмечена амбивалентность мимических реакций Жени – грустные глаза контрастировали с улыбкой.

Женя: «Да, действительно, я сейчас испытываю странное для меня состояние волнения. Хочется что-то делать. Но не знаю что».

Женя (внимательно рассматривает каждую из масок, выбирает «белую» с большими глазами – маску, которая не имеет определенного характера): «Наверное, эта мне подойдет лучше».

Женя : «Да, я как бы отстранилась от всех вас, погрузилась в свой мир. Я и здесь, и не здесь. Я ощущаю маску, она стала моей ».

Женя (Ощупывает маску руками. Осматривается. Начинает медленно ходить по залу, заглядывая в глаза участников сессии. В какой-то момент останавливается, обращается к девушке, которая уже была ее «дополнительным Эго»): «Я буду с ней».

Оба смотрят друг другу в глаза. Длительная пауза. Женя что-то шепчет на ухо своему «дополнительному Эго» так, чтобы никто не мог услышать ее слов. Возникает пауза, наполненная ожиданием.

Напряженное тело Жени неожиданно становится «мягким». У Жени тихо катятся слезы.

Женя : «Еще нет. В ней мне легко». (Ощупывает маску руками.) «Теперь можно». (Аккуратно снимает.)

Зал : возгласы удивления, все смотрят на лицо Жени.

Женя : «Мне легко. Лицо стало моим. Я его ощущаю».

Женя: «Нет, больше не хочу. Мне радостно чувствовать свободу». (Улыбается.)

Цель курса: формирование и развитие научных психологических знаний у студентов в области арттерапии, знакомство с теорией и историей создания арттерапевтических направлений, овладение приемами и техниками арттерапии.

Задачами курса «Арттерапия» является:

  • Знакомство с теориями арттерапии;
  • Изучение основных методов арттерапии;
  • Знакомство с основными понятиями арттерапии;
  • Изучение арттерапевтических направлений;
  • Знакомство с основными принципами и путями терапевтической работы в арттерапии;
  • Формирование навыков диагностики проблематики клиента в арттерапии;
  • Развитие способности строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом в арттерапии;
  • Знакомство с основными техниками работы с клиентами в арттерапии;
  • Формирование умения органично вплетать арттерапевтические приемы в общую канву психокоррекционной и психотерапевтической работы.

Студент должен знать: основные теории арттерапии; основные принципы арттерапии; базовые понятия арттерапии; факторы психотерапевтического воздействия в арттерапии, основные арттерапевтические направления, пути терапевтической работы в арттерапии; принципы подбора арттерапевтических техник для работы с клиентами;

Студент должен уметь: диагностировать проблематику клиента в арттеревтическом ключе; строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом; подбирать методы и техники работы, применяя арттерапевтические методики, адекватные клиентскому запросу; использовать техники из различных арттерапевтических направлений (музыкотерапии, библиотерапии, куклотерапии и т.д.) для достижения поставленной в терапии цели.

Тема 1. История развития арттерапии

Психологические механизмы и теории арттерапии. История развития арттерапии (первобытное искусство, возникновение интереса к детскому творчеству (К.Риччи, З.Фрейд, М.Кляйн, М.Наумбург, М.Ловенфельд), возникновение интереса к творчеству душевнобольных (Ч.Ломброзо, А.Тардье, И.Симно, Г.Принцхорн, Ж.Бобон)). Современное положение терапии искусством: американская, европейская, британская и шведская школы (М.Наубург, С.Хилл, Г.Рид, Э.Крамер). История развития арттерапии в России.

Теории арттерапии. Психоаналитическая арттерапия (М.Наубург, 1966) как приложение к более традиционным терапевтическим направлениям. Основные положения психоаналитической арттерапии. Гуманистическая арттерапия (Дж.Райн). Основные положения гуманистической арттерапии.

Арттерапевтическая теория Э.Крамер, где искусство терапевтично само по себе и основной целью является стимуляция творческого потенциала.

Психологические механизмы арттерапии: компенсаторная, сублимационная, изоляционная.

Тема 2. Основные направления и виды арттерапии

Виды арттерапии. Работа с рисунком и цветом (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения). Работа с глиной и пластилином (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения). Музыкотерапия (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения). Библиотерапия (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения). Драматерапия (базовые принципы, особенности, виды, особенности применения). Куклотерапия (базовые принципы, особенности, виды - марионетки, пальчиковые куклы, особенности применения). Современные направления арттерапии (этнотерапия, фототерапии, боди-арт, ландшафтотерапия, цветотерапия, работа над коллажами и др.)

Тема 3. Диагностические возможности арттерапии

Границы метода арттерапевтической диагностики. Диагностические возможности рисунка («портрет», «метафорический автопортрет: я растение, посуда, оружие, подарок», «триптих – такой я есть, таким меня видят другие, таким я хочу быть». Особенности выбора художественных материалов (карандаши, гуашь, акварель, пастель, уголь и т.д.).

Диагностика эндогенных расстройств с помощью рисуночных техник. Особенности рисунков детей, больных шизофренией (по С.А.Болдыревой). Диагностика эмоционального состояния по цвету.

Диагностический потенциал и возможности арттерапевтических техник: работа с «мандалами», «коллажами», масками, гримом; анализ музыкальных предпочтений, сочинение музыки; сочинение стихов, рассказов, сказок; изготовление кукол, марионеток, пальчиковых кукол; работа со скульптурой и пластилином и др.

Тема 4. Психотерапевтические возможности арттерапии в индивидуальном и групповом режиме

Основные факторы психотерапевтического воздействия в арттерапии при работе с рисунком (фактор художественной экспрессии, фактор психотерапевтических отношений, фактор интерпретации и вербальной обратной связи). Факторы психотерапевтического воздействия в музыкотерапии, куклотерапии, драматерапии, библиотерапии.

Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арттерапии.

Специфические возможности арттерапии: ресурсность, метафоричность, триадность.

Психотерапевтическая работы с рисунком, глиной, пластилином, музыкой, стихами, рассказами, масками, гримом в индивидуальной и групповой работе. Психотерапевтическое создание мандал (К.Юнг).

Мандала как индикатор изменений в ходе психотерапии.

Показания и противопоказания для арттерапевтических техник.

Тема 5. Работа с рисунком в индивидуальном и групповом режиме

Диагностические и психотерапевтические возможности работы с рисунками в индивидуальной и групповой работе. Специфика применения рисунка в терапии с детьми и со взрослыми. Показания к работе с рисуночными техниками. Рисунки на заданную и свободную тему. Психотерапевтическая работа с проблематикой клиента в индивидуальном режиме. Рисунки на тему: «мой страх», «моя тайна», «я несчастный, я счастливый», «моя болезнь», рисование снов, фантазий, страхов; «мое прошлое, настоящее, будущее», диалог рисунками «я хочу тебе сказать, я боюсь, я не хочу, чтобы ты знал» и т.д. Установления контакта с терапевтом через рисунок. Осознавание собственных неадаптивных установок, поведенческих паттернов через рисунок. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций с помощью рисунков.

Возможности использования рисунка в групповой работе. Работа с групповой динамикой, установлением контакта с участниками группы, проработкой конфликтных ситуаций в группе, работа с групповыми ролями, обратной связью от участников группы, групповой интеграцией.

Тема 6. Работа с глиной и пластилином в арттерапии

Пластические материалы: их свойства, плюсы и минусы, и их применение в психотерапии (Д.Хенли). Глина как природный материал: ее особенности, специфика и технология работы; глина – как универсальное психотерапевтическое средство для работы с людьми, имеющими различную проблематику. Работа с глиной и пластилином в психотерапии: работа со страхами, агрессией, психосоматикой, кризисными состояниями.

Специфика работы с пластилином в психотерапии. Показания к применению. Групповое и индивидуальное использование лепки.

Пластилин и глина как средства творческой экспрессии и психотерапевтические «инструменты» самотерапии (Н.Матвеева, Г.Лэндрет, В.Окленедр, А.А.Осипова).

Портретный метод в психотерапии (Г.Назлояна). Комплексные методы лечения душевнобольных (работа над скульптурным портретом пациента, лепка по лицу).

Тема 7. Арттерапия в работе с глубинным бессознательным

Возможности безболезненного доступа к глубинному бессознательному клиента с помощью различных техник арттерапии (рисунки, музыка, работа с гримом, работа с углем, рисование пальцами и т.д.).

Работа с детскими травмами в арттерапии (травмы развития, насилие и пр.) Техники «ведомого рисования»: рисование проформ, работа с цветом, рисование двумя руками, рисование пальцами (finger paints). Получение доступа к бессознательному через техники ведомого рисования.

Техники психоаналитической арттерапии для выявления и осознавания вытесненного аффекта: «каракули» Д.Винникотта, «монотипии», ассоциативный рисунок.

Техники работы со снами, фантазиями, символами.

Техника работы с мандалами (циркулярными изображеними, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности, либо создаваться в соответствии с определенной инструкцией) в арттерапии (Дж.Келлогг). Символика, архетип мандалы (К.Юнг). Использование мандалы в психодиагностике и психотерапии. Создание манадал в качестве психотерапевтического приема. Мандала в качестве проективного средства. Значение цвета и формы в изображении мандалы.

Тема 8. Работа с масками и гримом в арттерапии

Работа с масками в индивидуальном и групповом режиме: рисование масок, маски из папье-маше, работа с готовыми масками. Маска как способ работы с «персоной» и «тенью» (К.Юнг). Возможности сочетания маскотерапии с драматической импровизацией и музыкотерапией.

Техники и приемы создания терапевтической маски. Методы парадоксальной терапии в работе с маской. Комплексные методы лечения душевнобольных с помощью маскотерапии (Г.Назлоян).

Работа с гримом: парное и индивидуальное гримирование, «фантазийный грим», ресурсное гримирование, «маска страха» и др. Влияние грима на психическое состояние человека. Психотерапевтические возможности работы с гримом.

Тема 9. Музыкотерапия

Музыкотерапия – как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. История развития музыкотерапии. Психофизиологические аспекты музыкотерапии (В.М.Бехтерев, И.М.Догель, И.Р.Тарханов). Воздействие мелодичной, ритмичной, энергичной музыки на ЦНС. Возможности использования классической музыки при лечении больных с различными заболеваниями. Активная и пассивная формы музыкотерапии.

Американское (использование музыки как фон) и шведское направления (музыка как медикаментозное средство) музыкотерапии. Цели и специфика применения музыкотерапии в терапевтической практике.

«Полезная» и «вредная» музыка. Сочинение и рисование музыки. Работа с готовыми музыкальными произведениями. Использование музыкальных инструментов для сочинения собственной музыки. Сочинение оперы, работа с фольклором.

Тема 10. Библиотерапия

Библиотерапия, как одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояние клиента. Библиотерапия («лечение книгой» от греч. biblion – книга и theraрeia – лечение). Виды и направления библиотерапии. Психологические механизмы библиотерапии. Психотерапевтический и диагностический потенциал библиотерапии (диагностика эмоционального состояния, прояснение и осознание глубинных ценностей и ресурсов, отреагирование, диссоциация, абсурдизация, расширение ролевого диапазона, катарсис). Методика применения библиотерапии. Использование готовых произведений (истории, притчи, сказки, рассказы, анекдоты – как метафорические послания об истинах реального мира, расширяющие мировоззрение и возможности поиска новых ресурсов). Литература с точки зрения библиотерапии (специальная, научно-популярная, философская, биографическая и автобиографическая, классическая и т.д.). Психодиагностика и психотерапия на основе любимой сказки. Сочинение в библиотерапии (техники сочинения в библиотерапии, направленные на диагностику состояния, на развитие креативности и психокоррекцию). Психотерапевтические принципы сочинения сказок, стихов, рассказов, историй.

Применение библиотерапии в групповой работе (совместные сочинения, рассказ по кругу и пр.)

Тема 11. Драматерапия

Драматерапия – театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. История, основные принципы и техники драматерапии. Базовые принципы, особенности, виды, области применения драматерапии.

Психотерапевтические возможности драматерапии: осознавание поведенческих и телесных паттернов, расширение репертуара собственных возможностей, развитие импровизационности, «режиссура» собственной жизни. Развитие пластики и пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной).

Драма снов, фантазий, страхов. Сценическая пластика (сценический образ, движение, танец, пантомима, работа с голосом и пр.).

Тема 12. Куклотерапия

История, основные принципы и техники куклотерапии. Психотерапевтические возможности работы с различными куклами (марионетки, мягкие куклы, пальчиковые куклы). Сочетание куклотерапии с библиотерапией, драматерапией, музыкотерапией. Технологии изготовления кукол, «оживления», сочинения сказки, постановка спектакля с куклами. Метафорическая работа с марионеткой (этапы работы, диагностические возможности работы с куклами – марионетками, стратегии работы, механизмы психотерапевтического воздействия). Куклотерапия как способ коррекции эмоциональной сферы. Специфика психотерапевтической работы с куклами с детьми и взрослыми.


^ Занятие 6. «Рисуем маски...»

Общие замечания. Приоритетные цели

Арт-терапевтическая работа с эмоцией страха.

Предложенная арт-терапевтическая техника позволя­ет одновременно работать с группой детей как одного, так и разных возрастов, а кроме того со взрослыми. Мо­жет быть адаптирована для индивидуальной работы.

Отдельные приемы без труда осваиваются родителя­ми, поэтому применимы в условиях домашних игровых занятий, в том числе и с куклами.

Арт-терапевтическая техника «масок» эффективна для коррекции разнообразных страхов, и прежде всего тех, которые вызваны воображением: боязнь болезни, на­падения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Доверительные отношения, которые складываются на занятии между участниками, усиливают ожидаемый результат.

Арт-терапевтическое пространство включает персо­нальные рабочие места (парта и стул) для индивидуаль­ного творчества, круг из стульев, столы для коллектив­ной работы малых групп, пространство-сцену.

Число участников - от 9 до 15 человек.

Материалы:

Соус, сангина, художественный уголь, листы бумаги формата А4, листы ватмана (по одному для работы каж­дой малой группы), клей, мягкий ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. (Могут понадобиться спички и емкость, в кото­рой можно безопасно сжигать рисунки.)

Основные процедуры. Этапы

(Инструкции для участников выделены курсивом).

1. Настрой («разогрев»)

Участники занимают места для индивидуальной ра­боты.

Можно использовать «Каракули» Д. Винникотта, «Технику закрытых глаз» Ф. Кейн, М. Ричардсон, опи­санные выше, а также близкие по содержанию и методи­ке проведения упражнения «Эстафета линий», «Авто­графы». Подойдут различные игры с цветом. Например, участникам занятия предлагается вспомнить, какие чув­ства они чаще всего испытывают, нарисовать их краска­ми в виде разноцветных пятен, подписать названия.

В качестве самостоятельного упражнения на этапе настроя можно предложить участникам изобразить с помощью линий и цвета определенные эмоции, к при­меру, по методике М. Бетенски, - страх, любовь, злость. Основное условие: рисунки должны быть абстрактны­ми, т. е. не содержать конкретных образов, пиктограмм, символов-штампов (сердечки, цветочки, стрелы и др.).

Каждый работает самостоятельно. На изображение одной эмоции отводится 2-3 минуты. На этом этапе об­суждение не проводится.

2. Актуализация эмоции страха

Участникам предлагается занять места на стульях, расставленных по кругу.

Всем: и взрослому, и ребенку - знакомо чувство страха. Закройте глаза и представьте ситуацию, свои ощущения, когда вам было страшно. Приду­майте этому название.

Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах.

Желательно, чтобы первым говорил тот ребенок (взрос­лый), на лице которого психолог увидел наиболее сильные эмоции. Не принуждать, если человек отказывается!

Возможен и другой вариант этого этапа. Например, всем присутствующим предлагается разделиться на пары и рассказать друг другу самые страшные сны или исто­рии из своей жизни.

3. Индивидуальная работа. «Материализация страха»

Участники вновь занимают места для индивидуаль­ной работы.

Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому-либо показывать.

Поступите с рисунком, как вам хочется. Его мож­но смять, порвать, сжечь или уничтожить другим способом.

После того, как участники расправились со своими материализованными в рисунках страхами, им предла­гается следующая инструкция.

Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски, используя сангину, соус или художественный уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлить контуры изображе­ния ластиком.

Оторвите пальцами лишнюю бумагу - фон. Нож­ницами пользоваться нельзя.

Такая работа способствует развитию тактильной чув­ствительности и мелкой моторики рук.

Возможна интерпретация и некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, наличие таких элементов, как глаза, рот, зубы, уши, рога и др.

4. Ритуальная драматизация. «Спонтанный театр» Создается ситуация «публичного» проживания

Участникам предлагается объединиться для совмес­тного творчества в малые группы по 3-5 человек.

Рассмотрите изображения масок. Обменяйтесь впечатлениями.

Придумайте название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дори­суйте «картину».

Материалы для коллективной работы выбираются по желанию «художников».

Распределите и отрепетируйте роли в соответ­ствии с придуманным сюжетом. Каждый должен говорить от «лица» своей маски.

Затем каждая группа выходит на импровизирован­ную сцену. Остальные участники в это время - зрители. Получается небольшой спектакль, причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей.

5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ В процессе коллективной рефлексии каждому участ­нику предлагается вербализовать собственные впечат­ления, к пример}", обсудить:

Что чувствовал, когда работал один, с группой, чувствуешь сейчас?

Как работала группа? Кому принадлежит идея сюжета, названия?

Как можно помочь себе и другим, если вдруг ста­нет страшно?

Какого цвета ваши чувства, когда бывает страшно?

Какого цвета ваши чувства сейчас? Одновременно обсуждаются индивидуальные рисун­ки, выполненные на этапе «Настроя».

Следует обратить внимание на диагностические воз­можности данной техники. Драматическая импровиза­ция обычно рассматривается как своеобразный индика­тор особенностей внутреннего мира участников группы. Важно, как работал каждый, какие при этом проявлял эмоции, как расправился с рисунком страха.

Чем сильнее страх, тем больше манипуляций с рисун­ком производит автор. Зачастую, рисунок сначала «за­мазывают» краской, затем рвут на мелкие кусочки, ко­торые сжигают, а пепел пытаются растоптать или смывают водой. Если человек просто разрывает и выб­расывает свой рисунок, можно предположить, что он сво­боден от навязчивых страхов или не испытал сильных эмоций в процессе занятия.

Необходимо иметь в виду, что индивидуальные ри­сунки страхов, выполненные на этапе актуализации, обычно никому не показывают. Психолог должен быть предельно внимательным и корректным, использовать приемы скрытого наблюдения, не комментировать про­исходящего.

Считается, что на данном этапе арт-терапевтической работы происходит сублимация и канализация агрессив­ных инстинктов по символическим каналам. Это бессоз­нательные процессы, определяющие выбор темы и по­иск адекватной формы переживания аффекта.

Хотя все защитные механизмы помогают индивиду справляться с тревогой, сублимация более адаптивна, по­скольку приводит к социально одобряемым результатам. Сублимация - один из механизмов психологической за­щиты. В процессе сублимации, отмечает Э. Крамер, асо­циальные импульсы преобразуются и направляются на стимуляцию иных, социально приемлемых форм пове­дения, что приводит к компромиссному удовлетворению исходных (первичных) потребностей, являющихся при­чиной этих импульсов .

Один из случаев сублимации - творчество, в ходе которого автор трансформирует свои фантазии в худо­жественные образы. Искусство может одновременно преобразовывать такие чувства, как гнев, боль, тревога, страх, подавленность, и кроме того, помогает их выра­зить и осознать.

Наряду с сублимацией возможна актуализация ме­ханизмов защиты, что выражается в определенном типе рисунков детей, фальшиво-слащавом выражении чувств, эпатажном поведении.

Придумывая и рассказывая «страшные» истории, как правило, со счастливым концом, участники освобожда­ются от психической энергии, направленной на разру­шение и агрессию («мортидо», по Э. Берну).

Страх, как известно, невидим. Материализованный в рисунке маски, он лишается эмоциональной напряжен­ности, своей пугающей составляющей.

Если маска идентифицируется со страхом, ребенок овладевает ситуацией, приобретает власть и чувство пре­восходства над ним, право поступить так, как захочет (по­рвать, сжечь, выбросить, уничтожить другим способом).

Перевод событий, связанных со страхами, в комичес­кую форму, эмоциональное переключение (смешно, а не страшно) приводит к катарсису, освобождению от непри­ятных эмоций.

По мнению некоторых психологов и психотерапев­тов, целесообразно устраивать спектакли в нарисован­ных масках, закрепив их на лице с помощью резинки. Получается своеобразная игра со страхом, «эмоцио­нальные качели». Человек вынужден вновь посред­ством маски соединиться с собственным страхом, от ко­торого только что отстранился, как бы «вытащив» его наружу, когда рисовал.

Зачастую дети и невротизированные взрослые кате­горически отказываются надеть маску на лицо, выказы­вают агрессию не только по отношению к своему рисун­ку, но и к психологу, ведущему занятие.

В технике арт-терапии маски, приклеенные на лист ватмана, надежно отделены от авторов и кажутся им жалкими или смешными (рис. 17). Тем не менее, иногда в конце занятия группа просит уничтожить результаты коллективного изобразительного творчества, «чтобы страхи не могли возродиться».

В моем опыте был случай, когда пришлось выйти на улицу, чтобы устроить своеобразный ритуальный костер «сжигания страхов». Настолько сильные эмоции испы­тали участники группы в процессе занятия.

Таким образом, независимо от вида, причин, количе­ства, разнообразия страхов у детей, данная арт-техника полезна как общая оздоровительная психотерапия. В се­рьезных случаях требуется специальная помощь психо­терапевта и длительная работа психологов, учителей, ро­дителей.

Безусловно, важен правильный выбор коррекцион-ных приемов. Но самое главное - верный диагноз.

Рис. 17. Коллективная работа «Сети страха» (авторы - студенты, 19-20 лет).

История одного случая

Никите 9 лет. Родители привели его лечиться от стра­ха. Им казалось, что мальчик изменился вскоре после смер­ти дедушки, на похоронах которого он присутствовал.

Никита из жизнерадостного, подвижного, общитель­ного ребенка неожиданно превратился в молчаливого и замкнутого. Подолгу задумчиво сидел у окна, грустил, иногда тихонько плакал.

В общении с психологом Никита спокойно рассказы­вал, что не боится темноты, остается дома один, играет в компьютерные «страшилки». Про смерть человека пы­тался говорить по-взрослому, «философствовал».

На арт-терапевтическом занятии Никита долго ри­совал дерево в нижней части листа обычным простым карандашом, еле-еле прикасаясь к бумаге (рис. 18). Ли­сточки прорисовывал тщательно, будто с любовью.

На первый взгляд рисунок дерева напоминал образ человека. Но рассказ был совсем про другое. Никита на­звал его:

Вообще-то я деревья рисую не так. Не зною, поче­му таким получилось. Наверное, видел в лесу весной, ког­да мы с мамой, папой и собакой Витой гуляли. Учитель­ница говорит, что деревья могут погибнуть, если кору съедят гусеницы. Это дерево точно погибнет. Ему ничем не помочь. Я сам виноват.

История была необычной и очень грустной.

Другим участникам арт-терапевтического занятия пе­редалось настроение Никиты. Они задавали вопросы, предлагали разные способы лечения дерева, советы. С одним из них мальчик согласился. Он решил дорисовать на стволе ремешок. Сказал, что дереву от этого, навер­ное, станет лучше.

Знаете, раньше богатыри такие пояса носили, и силы у них было немерено. Никто не мог их победить.

Позже мама Никиты, только взглянув на рисунок сына, сразу заметила: «Так это же наша Вита»!

А в жизни произошло следующее. В лесу собаку отпус­тили побегать. Ее поводок привязали на талию Никиты. Собака уже болела, и надежды на выздоровление почти не оставалось. Мальчику об этом не говорили. Вита часто от­дыхала, прислонившись к дереву. Никитка пытался играть с ней и незаметно потерял поводок. Когда это выяснилось, мама с горечью сказала, что Вита скоро умрет, есть такая примета. Эти слова не были укором, просто - мысли вслух. Однако чувство вины надолго поселилось в душе ребенка.

Так взрослые, сами того не желая, могут стать причи­ной невротических отклонений у детей.

Нередко эмоциональные состояния и оценочные суж­дения родителей как бы «заражают» ребенка опасения­ми, страхами. «Не подходи к собаке - укусит!». «Не под­ходи к воде - утонешь». «Только отведу ребенка в детский сад, так на следующий день обязательно забо­леет», - говорит мать в присутствии малыша. «Не бу­дешь есть суп, пойдем к врачу укол делать!» И ребенок начинает бояться детского сада, врачей, уколов, всего на свете. Обсуждение различных опасностей, разговоры о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отрицательно вли­яют на психику маленького человека. Взрослому необ­ходимо правильно выбирать интонацию, мимику, слова, чтобы передать ему уверенность и спокойствие.

Например, ребенку, который увидел мышь, можно сказать: «Она такая маленькая и сама нас боится».

Как правило, уговоры, обращенные к разуму, не спо­собствуют решению проблемы, поскольку страх - ирра­циональное явление. Лучше помогают «охранительные» советы, «волшебные» предметы. В частности, согласно Дорис Бретт, эмоциональное самочувствие ребенка за­метно улучшится, если ему положить под подушку осо­бенный фонарик, которого опасается «ночной страх». Ведь от света он становится жалким и беспомощным.

Обычно дети самостоятельно придумывают счастли­вые талисманы: монетки, цветные стеклышки, мягкие иг-

169

рис.20. Иллюстрация к арт-терапевтической технике «Рисуем деревья» (Автор - Альберт, 10 лет)

рушки и др., которые оберегают их от несчастья, непри­ятностей, потерь. (Вспомните магический меловой круг в произведении Н. В. Гоголя «Вий», чеснок в кулаке - на­родное средство от вампиров, бесов, другой нечисти).

Страхи зачастую возникают как следствие нарушен­ных взаимоотношений ребенка с социальным окружени­ем. Среди многообразия причин этого явления - конф­ликтные семьи, асоциальное поведение кого-нибудь из близких родственников, неприятие ребенка, излишняя требовательность, критические замечания, обещание на­казаний, угрозы, запугивание. Пример сказанному - рисунки (19, 20, 21) третьеклассника, который паничес­ки боится отчима. Сообразно этому состоянию мальчик видит и изображает семейную ситуацию.

Нередко причиной многочисленных страхов ребен­ка становится и сверхзаботливое отношение взрослых - гиперопека.

Таким образом, коррекция детских страхов будет эф­фективной в случае совместных усилий.

Советы взрослым

Детские страхи - очень серьезная проблема. Родите­ли иногда и не подозревают о том, что ребенка мучают невротические фантазии, переживания. А узнав, посмеиваются: «Трусишка». «Чепуха, разве этого можно бо­яться»? «Что же здесь страшного? Это все выдумки!» Высказывания подобного рода не только не добавляют отваги ребенку, но и порождают дополнительный страх - страх откровения со взрослыми.

Правильнее рассказать, что у папы и мамы тоже ког­да-то были страхи, которые они, повзрослев, преодоле­ли. В этом случае ребенок понимает, что бояться не стыд­но и взрослые могут помочь. У него рождается надежда стать смелым и сильным, когда подрастет.

Создавать для ребенка атмосферу максимального психологического комфорта, т. е. стараться облег­чить страдания от страха. Например, оставлять приоткрытой дверь в комнату, где спит малыш, включать там светильник, брать крепко за руку, проходя мимо собаки или у лифта (если он боит­ся). Нельзя сообщать в присутствии ребенка о его страхах. Лучше внушать, что все будет хорошо, ничего плохого не случится, т. е. формировать ус­тойчивое чувство защищенности. Другими слова­ми, важно беречь детей от психотравмирующих си­туаций.

Не запугивать ребенка разными устрашающими обещаниями: отдать в детдом, бросить на улице, сдать в милицию, сделать укол и т. п. Нетрудно вспомнить, какой ужас охватывает взрослого, если он, например, заблудился в лесу или отстал от дру­зей в метро, оставшись без денег, не зная адреса. А у маленького человека страх, что его не любят и бросят, еще более велик.

Стараться понять скрытый смысл вопросов, кото­рые задают дети в тревожащих их ситуациях. Приведу пример из книги X. Дж. Джайнотта . Мама впервые привела мальчика в детский сад. Он очень боялся остаться в незнакомой обстановке, крепко держался за мамину руку и задавал беско­нечные вопросы. Ответы позволяли получить не­обходимую информацию о том, как поступит воспитателътща, если мальчик сделает что-нибудь не так.

Кто сломал пожарную машину? - поинтересо­вался Брюс у воспитательницы.

Зачем об этом спрашивать, ведь ты никого из детей еще не знаешь! -рассердилась и одновремен­но смутилась от бестактности сына мама. Однако воспитательница поняла скрытый смысл вопроса.

Игрушки для того и сделаны, чтобы ими играть. Иногда они ломаются. Бывает...

Брюс был доволен. Воспитательница хорошая. Она не станет злиться, если случайно сломается иг­рушка. Бояться нечего, можно спокойно остаться в детском саду.

Заранее подготовить ребенка к разлуке, если она неизбежна.

Родители зачастую просто «сбегают», когда дети спят. Ребенок, поставленный перед фактом мами­ного или папиного отъезда, очень переживает, ждет, плохо ест, скучает... Иногда даже считает, что его обманули, бросили, предали. X. Дж. Джайнотт описывает игру, которую орга­низовала мама с дочерью перед тем, как лечь на операцию. Она устроила кукольную больницу. Показала, как доктор хорошо лечит куклу-маму. Вскоре та выздоравливает и возвращается домой на радость дочери. «Драма» разлуки была проиг­рана несколько раз.

Дочь поручила кукле-доктору хорошенько при­сматривать за мамой, уговаривала ее не бояться и обещала спокойно ждать. Фотография напомина­ла девочке о маминой любви. Детям противопоказаны семейные ссоры, которые порождают разнообразные страхи, тревогу и чув­ство вины. Поскольку им часто кажется, что ро­дители больше никогда не помирятся, произойдет что-то ужасное, и к тому же испытывают необоснованное чувство вины. Если бы не случилось бо­лезни, не сломалась игрушка, не потерялись клю­чи, не..., то все было иначе.

Боязнь темноты - один из наиболее распространен­ных детских страхов. Часто он связан со страхом не­известности. Дети считают, что взрослые обманыва­ют их, когда говорят, что на самом деле в темной комнате ничего особенного нет. Просто чудовища прячутся, когда кто-то входит и зажигает свет. Об­разы пугающих объектов нередко являются проек­цией злости, раздражения или плохого настроения ребенка. Они содержат отрицательные эмоции и чув­ства, с которыми трудно справиться самостоятель­но. Поэтому необходимо помочь маленькому чело­веку почувствовать себя более уверенным перед кажущейся опасностью, научиться понимать свое состояние, управлять эмоциями, владеть собой. С целью усиления чувства защищенности дети и сами придумывают счастливые приметы, наделя­ют различные предметы свойствами амулетов, та­лисманов.

Один из действенных способов помощи ребенку, по мнению Д. Бретт, - психотерапевтические ис­тории, которые рассказывает взрослый. К приме­ру, история про Энни.

Девочка боялась темноты. Однажды к ней приле­тела фея и подарила волшебный фонарик, от све­та которого все чудовища начинали плакать, уменьшаться в размерах, отчего становились бе­зобидными. Такой же фонарик был у мамы на кух­не. Его положили к девочке под подушку. Теперь, ког­да она включала свет, чудовище умоляло ее выключить, т.к. не любило выглядеть жалким и само страшилось девочки. В итоге они подружи­лись и, чтобы избавиться от страха, вместе ко­лошматили подушку. Было очень смешно. Потом они сладко уснули и больше никогда не пу­гали друг друга и не боялись .

Родителям можно посоветовать в занятия с деть­ми включать элементы куклотерааии.

Примерные тематические задания:

Нарисуй лицо куклы, которая чего-то боится. Сде­лай «пальчиковую >> куколку. Пусть она расскажет страшные истории.

Представь, что кукла чего-то боится и прячется. Нарисуй, где и от кого она прячется.

Представь, что твоя кукла попала в темную ком­нату. Нарисуй, что там происходило.

Этапы домашнего куклотерапевтического занятия

1 этап. Создание серии рисунков поэтапного преодо­ления страха

Ребенок совместно с кем-то из родителей изобража­ет, как главный герой постепенно побеждает свой страх.

2 этап. Изготовление бумажной пальчиковой куклы

Для этого необходимо вырезать изображение героя-победителя страха, приклеить его на бумажный цилиндр по размеру одного или нескольких пальцев ребенка, если рисунок большого размера.

3 этап. Кукольный спектакль

Выполненная ребенком «пальчиковая» кукла «пока­зывает» рисунки про себя и «рассказывает» всем при­сутствующим, как она перестала бояться.

На этом этапе - главное действующее лицо - бумаж­ная кукла.

4 этап драматизации

Завершается занятие тем, что ребенок с «пальчико­вой» куклой на руке сам исполняет роль нарисованного персо?гажа, и как актер разыгрывает все нарисованные действия героя, приобретая при этом опыт адекватного психического реагирования.

Таким образом, получается своеобразный лечебный «сериал».

Подобные занятия помогут взрослым прояснить при­чины детских страхов, и, следовательно, оказать ребен­ку своевременную поддержку.

Иногда дети интуитивно находят собственные спо­собы, чтобы расправиться со страхами.

История одного случая

Летом восьмилетний Коля попал в больницу. Это было первое в его жизни расставание с любящей и любимой мамой. Сильный стресс в дальнейшем стал причиной раз­вития невротических реакций. Пришлось обратиться к психотерапевту. Она в качестве домашнего задания пред­ложила сделать рисунки семьи, несуществующего живот­ного, а также изобразить свой страх.

Коля с удовольствием взялся за работу. У мальчика хорошо развиты художественные способности. Он знает об этом и хранит все свои «шедевры» с раннего возраста.

Выполненные рисунки Коля показал маме и аккурат­но сложил в папку. Однако незадолго до очередного визи­та к врачу обнаружилось, что рисунок страха таин­ственно исчез. Позже выяснилось, что Коля «похоронил» его в земле.

На листе бумаги черным и коричневым цветами была изображена больничная палата. На кровати - мальчик до самых глаз укрытый простыней, на которой «красу­ется» огромная зловещая печать «медсанчасть».

В детских рисунках ярко проявляются реакции, «фо­кусированные на чувствах» и «фокусированные на про­блеме». Примеры первых - страх смерти и страх боли в связи с медицинскими процедурами. Пример вторых - изображение различного медицинского оборудования, больничных помещений, инструментов и др. (как иллю­страция - история Коли)-

Многие арт-тсрапевты и, в частности, Б. Суоркис в работе с больными детьми предлагают не ограничивать­ся только изобразительной деятельностью, а обязатель­но разговаривать с ребенком о нарисованном сюжете. В этом случае интерпретация изображения основывается на системе значений, предлагаемой самим автором. Ини­циатива предоставляется ребенку. В числе инструкций могут быть такие: «Нарисуй, что изменилось в вашей семье, когда ты заболел? Покажи это на своем рисунке или скажи об этом». Б. Суоркис также просит подумать о самом страшном, что связано у ребенка с представле­нием о его болезни, и затем нарисовать это .

Согласно теории Л. С. Выготского, эмоциональная связь действительности с воображением проявляется двойным образом. Всякое чувство стремится воплотить­ся в определенные образы, т. е. эмоции, и как бы подби­рает себе соответствующие впечатления. Однако суще­ствует и обратная связь воображения с эмоцией, когда образы воображения порождают чувства. Например, об­раз разбойника, созданный фантазией ребенка, являет­ся нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг - совершенно действительные, реальные для ре­бенка переживания .

Выбор коррекцией ных методов зависит от многих фак­торов и прежде всего от характера страха, причин его воз­никновения и индивидуальных особенностей ребенка.

История одного случая [*Л. Лебедева, Н. Акимова. Велики ли глаза у страха? // Школьный психолог, 2000, № 19].

По мнению психофизиологов, зрачки у человека, ког­да он чего-то или кого-либо боится, заметно расширя­ются. Значит, в буквальном смысле, глаза велики, что отражено и на пиктограмме эмоции страха. Эти внешние проявления вызваны серьезными изменениями физио­логических процессов в организме. В какой-то мере си­туативный страх связан с инстинктом самосохранения. Однако если данное эмоциональное состояние становит­ся патологическим и вызывает невротические отклоне­ния в развитии личности, необходима специальная пси­хотерапевтическая работа.

В психолого-педагогической литературе описаны раз­личные способы коррекции страхов разной этиологии. Одни из них имеют паллиативное, другие - лечебное назначение. В целом, предлагаемые методики условно мож­но разделить на следующие группы:

Рисование страха;

Вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории);

Игра со страхом; драматизации.

По мнению специалистов (Л. А. Абрамян, А. И. Заха­ров и др.), процесс перевоплощения - важное условие перестройки эмоциональной сферы личности. В игре-драматизации ребенок испытывает двойственное пере­живание: он «лепит образ», преобразуя самого себя, и, наблюдая как бы со стороны, радуется изменению в игре, обнаруживая при этом определенные отношения к свое­му персонажу.

Доказано, что любое изображение страхов (игра, рас­сказ, лепка, рисунок) вызывает чувственный ответ, эмо­циональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты. Графическое изображение страхов требует волевых усилий, снижает тревожные ожидания их реализации.

Первичная диагностика эмоционально-аффективной сферы ребенка осуществляется, как правило, с помощью проективных рисуночных тестов и беседы:

Скажи, пожалуйста, боишься ты или нет... (оста­ваться дома один, заболеть, темноты, страшных снов, взрослых, сверстников, пожара, воров...)?

Нарисуй себя в темной комнате.

Изобрази одного себя в лесу.

Представь, что тебе страшно и ты спрятался. Где и от кого?

Обычно для выявления у ребенка разнообразных страхов используется форма анонимной анкеты с подоб­ными вопросами. Многочисленные фобии расценивают­ся как показатель преневротического состояния лично­сти, что служит основанием для специальной коррекционной работы.

Приведу пример протокола одного из занятий, пост­роенного на сочетании разнообразных приемов.

Форма работы - индивидуальная. Основная пробле­ма шестилетнего мальчика Балеры - патологический страх любой высоты.

На первой встрече, после этапа настроя, психолог попросил ребенка на листе бумаги формата А4 изобра­зить животное, которое чего-либо боялось. Был пред­ставлен набор карандашей.

Рисунок 1.

Валера выбрал простой карандаш, нарисовал петуха и лестницу, идущую вверх. Сказал, что он, вернее, петух, хотел бы подняться по лестнице высоко-высоко, но очень боится упасть, наверное, потому что болеет.

Психолог предложил мальчику изобразить лекарство.

Ребенок на самой верхней ступеньке лестницы нари­совал «аптечку».

В процессе работы выяснилось, что в деревенском доме, где мальчик проводит каждое лето, два этажа. Од­нако на второй этаж он самостоятельно не поднимается из-за того, что деревянная лестница очень непрочная, скрипит и шатается.

Рисунок 2.

Валера нарисовал высотное четырнадцатиэтажное здание, на крыше которого примостился тот самый пе­тух из первого рисунка.

Мальчик сказал, что подняться было нетрудно, даже интересно, но теперь страшно смотреть вниз.

Психолог предложил ребенку придумать и нарисо­вать, что мог увидеть петух около дома, если бы все-таки решился посмотреть на землю с «высоты птичьего поле­та». Валера нарисовал троллейбус, детей, играющих в мяч, длинную пожарную лестницу, по которой один из мальчиков поднимется на крышу за петухом, только очень медленно, с маминой поддержкой. Как это может произойти, психолог вместе с мальчиком проделали, передвигая карандаш со ступеньки на ступеньку. Перво­начально воображаемый подъем «в сопровождении мамы» был осуществлен только до 8-го этажа, на кото­ром живет бабушка. Далее путь вверх и вниз мальчик совершал самостоятельно (на рисунке - многочислен­ные линии поперек ступенек лестницы). Ему понрави­лась игра, поэтому движение карандашом до 14-го эта­жа и обратно повторялось несколько раз. Лист для следующего рисунка Валера попросил сам.

Рисунок 3.

На крыше дома изображен радостный мальчик, ко­торый кричит оттуда:

Мама, я не боюсь!

В ответ на просьбу психолога показать, как громко и весело кричал тот мальчик, Валера залез на стул, встал во весь рост. (Обычно он предпочитал сидеть на стуле или, в крайнем случае, стоять на коленях.) Затем ребе­нок с удовольствием несколько раз повторил, как про­исходили нарисованные им события.

Рисунок 4.

На следующем листе бумаге предлагалось вновь на­рисовать высотный дом, в котором живет смелый мальчик.

Валера сообщил, что он теперь живет на самом верх­нем этаже, и это ему очень нравится.

На завершающем этапе занятия психолог и мальчик играли в «петуха» в соответствии с нарисованными сю­жетами. Валера с удовольствием поднимался на низкие табуретки и стулья. Постепенно удалось «взять высоту» стола. Однако залезать на подоконник он по-прежнему отказывался. Преодолеть боязнь этой «вершины» уда­лось только единожды, после повторного воспроизведе­ния победы храброго мальчика на рисунках.

Терапевтическая функция данного этапа состоит в со­здании условий и ситуаций для эмоционального и мотор­ного самовыражения, отреагирования напряжения, стра­хов, фантазий в ином восприятии и в новых формах поведения. Благополучный конец истории, придуманной и воспроизведенной ребенком в рисунках и действиях, способствовал развитию уверенности в себе, осознанию возможной победы над тревогами, страхами. В процессе игры был получен ценный опыт одновременного пережи­вания условности и реальности создавшейся ситуации.

Во время игры также использовались различные при­емы, повышающие «смелость». Это были воображаемые зрители, которые с восхищением смотрели на успехи Валеры, «волшебные сухарики», есть которые можно лишь по одному, чтобы не потерять чувства осторожно­сти от излишней храбрости.

В конечном итоге, вся система работы (рисование страха и его преодоления, вербализация эмоциональных состояний, игра, позитивная эмоциональная атмосфера) в данном случае позволила успешно начать психологи­ческое лечение патологической боязни высоты.

Очевидно, что психокоррекция страхов не должна ог­раничиваться работой с симптомами. В частности, если возникновение фобических состояний связано с семейной ситуацией (конфликтами, эмоциональным неприятием ребенка родителями, глубинными аффективными пере­живаниями и т. п.), дополнительно необходимы специаль­ные меры по преодолению причин. Иначе на смену одно­му страху, вполне вероятно, придет какой-либо иной.

Маски в арт-терапии.

«В маске мы ощущаем древнюю силу; в маске мы отваживаемся сделать то, что и в мыслях себе не можем представить. Именно скрываясь за маской, я ощущаю энергию окружающего, мой голос звучит как извержение вулкана. Маски скрывают, творят, влюбляются»

Любая маска – часть нашего «Я». Используя маску, мы можем увидеть себя с разных сторон. Маска – это особенно надежное хранилище опасной части нашего «Я» или той части «Я», которая ощущает опасность. Работа с масками ведет к выявлению своих деструктивных ролей, пониманию и принятию себя, осознанию своих истинных потребностей, создание новых поведенческих стратегий.

Помимо узнаваемых нами собственных масок, у нас есть неосознаваемые «приросшие» маски – маски, которые на нас одели, может быть в детстве, может быть еще ранее, маски наследия родительских сценариев. И человек получает громадный ресурс при осознании и снятии «приросшей» маски – это дает расширение вариантов выбора, свободу в выражении себя, направляет к целостности, гармонии, личностному росту.

Изготовление маски – часть терапевтического процесса и преобразования.

Упражнение «СОЗДАНИЕ МАСКИ»

Цель: развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки.

Материалы: бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей, стразы, ленточки, пуговицы, аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.

Время: 30-50 мин.

Процедура: Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску.

Маска есть олицетворение архетипа «Персона». Я себя так презентую миру.

Человек, живущий в социуме, необходимо имеет определенный набор масок. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность.

Вопросы для обсуждения:

Что это за маска? Как бы вы ее назвали, или охарактеризовали?
Что видят друзья, когда они смотрят на маску?
Что маска им показывает?
Что ей хотелось бы показать?
Чего маска не хочет показывать?
Чего маска боится?
Какое самое заветное у маски желание?

МАСКА – арт-терапевтическое занятие для детей, направленное на преодоление страхов.

Для занятия потребуются бумага формата А4 и гуашь, краски, карандаши, восковые мелки и др. Могут понадобиться лоскутки материи, клей, цветные нитки, пластилин, природные материалы (семечки, крупа, листья, шишки).
На листе А4 рисуется овал. Дети постарше рисуют сами, а малышам помогает ведущий. Оставляем место для глаз. Затем дети приступают к работе и превращают овал в страшную маску.
Когда маска будет готова, лишняя бумага по контуру обрывается или обрезается, делаются отверстия для глаз и дети примеряют свои маски. При этом они кричат, рычат и пытаются напугать друг друга и ведущего. Каждая желающая маска может устроить представление, рассказать про себя, чем она страшна, чего она боится сама и как ее можно прогнать.

Также после создания маски дети охотно рисуют страхи, некоторые соглашаются нарисовать свои, но чаще просьбу необходимо сформулировать так: «Нарисуйте, чего могут бояться люди».

После рисования проводится ритуал уничтожения страхов. Обычно это общее сжигание рисунков.

Страхи также можно рвать, топтать, мять, смывать их водой, закрашивать красками.

Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним.

Похожие публикации