Империя мудрых женщин

Как работает доминантный ген или почему не все умеют сворачивать язык в трубочку. Медицинские мифы: умение сворачивать язык в трубочку - это гены? Как научиться сворачивать язык в трубочку

Клаудиа Хэммонд BBC Future

Правообладатель иллюстрации iStock

Долгое время считалось, что умение сворачивать язык в трубочку - отличный пример того, как работают гены, передавая эту способность от родителей детям. Однако, как выяснила корреспондент , все не так просто.

Встаньте перед зеркалом, приоткройте рот и попробуйте соорудить из собственного языка если не трубочку, то хотя бы букву U.

Если получится, то вы один из тех, кто может гордо называть себя "сворачиватель языка". Так умеют делать от 65 до 81% всех людей, причем женщин среди них больше, чем мужчин .

Либо вы получили по наследству от родителей нужный для сворачивания языка в трубочку ген, либо нет. И если вы не располагаете таким геном - увы, вам никогда не удастся сделать это.

Умение бесполезное, согласна, и тем не менее в свое время я провела немало минут, упражняясь - чтобы мои одноклассники не подумали, что я не хозяйка своему языку.

К собственному удивлению, в итоге у меня получилось! И это меня озадачило - ведь генетически унаследованные умения вроде бы не должны приобретаться таким образом, путем тренировки.

Объяснение тому, что я смогла это сделать, простое: представление о том, что способность сворачивать язык в трубочку передается с генами, - миф. И тем не менее по сегодняшний день вы можете найти этот пример в учебниках по биологии.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption В детстве неумение сворачивать язык в трубочку может расстраивать

В 1940 году видный американский ученый-генетик Альфред Стёртевант предположил, что умение сворачивать язык в трубочку - это так называемое менделевское наследование , при котором вы получаете не смесь генов обоих родителей, а определенные гены от одного из них.

Цвет глаз, оттенок кожи, веснушки, судя по всему, передаются именно так (хотя теперь мы знаем, что на это могут повлиять и разные варианты других генов).

Стёртевант отметил, что некоторые из детей отказались открыть рот и показать, способны ли они сворачивать язык. Ученый предположил, что не способны. Из тех, кто согласился, четверо могли это делать, несмотря на то, что ни отец, ни мать не обладали таким даром.

Тем не менее Стёртевант заключил, что сворачивание языка предопределено, хотя бы частично, определенным геном.

Если бы это было правдой, то генетически идентичные близнецы либо оба должны уметь сворачивать язык в трубочку, либо это не должно получаться ни у одного из них.

Однако в исследовании 33 близнецов в 1950 гг. : один из братьев умел, а другой - нет.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Среди женщин почему-то больше тех, кто умеет это делать

К чести Альфреда Стёртеванта, когда он узнал об этих результатах, то написал затем в своей книге, что способность сворачивать язык в трубочку - все-таки не менделевское наследование, и что ему очень неудобно, когда он видит ссылки на него в этом вопросе.

Что не остановило тех, кто продолжал включать в школьные учебники этот миф.

Вопрос еще более усложняется тем, что некоторых людей невозможно отнести ни к "сворачивальщикам", ни к "несворачивальщикам": они могут слегка приподнять края языка, но свернуть его до конца или изобразить букву U не способны.

Именно бесполезность этого умения и делает его изучение таким интересным для генетиков

Конечно, вы можете сказать, что это умение абсолютно бесполезно и в жизни никак не пригодится. Но именно эта бесполезность и делает его изучение таким интересным для генетиков.

Это не то, что будут стремиться натренировать люди (по крайней мере, подавляющее большинство людей), и не то, что вызывает горячие дискуссии в обществе.

Таким образом, изучение этого феномена никак не влияет на общество, окружающую среду и т.д. - так же, как и окружающая среда никак не влияет на эти исследования.

И к чему же мы пришли в результате десятилетий изучения вопроса? Что нам известно?

Вероятно, некий генетический элемент в этом присутствует, но он не такой однозначный, как считалось. Скорее всего, в формировании этой способности участвует не один ген, и много, или разные их комбинации.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Не удается свернуть язык в трубочку? Не огорчайтесь - регулярные тренировки, скорее всего, помогут

И, видимо, не одна я достигла успеха через тренировки. Когда Джон Макдоналд с биологического факультета Делавэрского университета (США) попросил 33 студентов, не умеющих сворачивать язык в трубочку, попрактиковаться в этом ежедневно, спустя месяц у одного из них стало получаться.

Согласна, количество не впечатляет. Но, может быть, это получилось у тех, о ком не знают ученые. И если вы из таких людей, мне было бы интересно узнать о вашем опыте.

Клаудиа Хэммонд в "Твиттере" - @claudiahammond

Правовая информация. Эта статья содержит только общие сведения и не должна рассматриваться в качестве замены рекомендаций врача или иного специалиста в области здравоохранения. Би-би-си не несет ответственности за любой диагноз, поставленный читателем на основе материалов сайта. Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов, ссылки на которые присутствуют на этой странице, а также не рекомендует коммерческие продукты или услуги, упомянутые на этих сайтах. Если вас беспокоит состояние вашего здоровья, обратитесь к врачу.

Многие учителя биологии используют сворачивание языка в трубочку как базовый пример передачи генетической информации от родителей детям. Долгое время люди считали, что эта способность зависит исключительно от того, какие у вас гены.

То есть если ваши родители могут сворачивать язык в трубочку, то и вы сможете справиться с этим заданием. Однако на самом ли деле все обстоит именно так?

Изначальные данные

Еще в 1940 году Альфред Стертевант заявил, что сворачивание языка в трубочку является признаком воздействия на человека доминантного гена - соответственно, именно по этой причине многие считают, что данный процесс наглядно демонстрирует родство. Даже в учебниках по биологии долгое время данный пример являлся одним из базовых и простейших. Но что же на самом деле скрывается за данной способностью человека? Действительно ли все определяется исключительно генетикой?

Действительность

Естественно, никто не может опровергнуть воздействие генетики в данном вопросе, однако ученый Филипп Матлок опроверг теорию Стертеванта, проведя простейший эксперимент. Он взял тридцать три пары идентичных близнецов и предложил им свернуть язык в трубочку. В большинстве случаев теория доминантного гена подтвердилась, то есть оба ребенка либо могли свернуть язык в трубочку, либо нет. Однако семь пар близнецов продемонстрировали полное опровержение - один из них мог сворачивать язык, а другой - нет.

Конечно, ученые до сих пор работают над тем, чтобы полностью объяснить данное явление, но исключить влияние гена нельзя - впрочем, как и полностью объяснить эту способность исключительно им. Между прочим, теория Стертеванта до сих пор имеет огромную поддержку, люди верят в это, причем иногда дело доходит до абсурда - дети, которые не могут свернуть язык трубочкой, как делают их родители, считают себя усыновленными.

Тело человека создано таким образом, что некоторые трюки не способно проделать.
Хотя многие считают, что могут сотворить любую фишку с собственным телом.
Сейчас вы увидите некоторые примеры, если есть желание, попробуйте повторить.
Но нет ничего невозможного, даже этому можно научиться.
1. Поднять одну бровь. Как научиться поднимать одну бровь?

Способность приподнимать брови является эволюционной чертой. Бабуины, мандрилы и капуцины поднимают брови в качестве жеста угрозы.
Хотя большинство людей не могут приподнять одну бровь, этому можно научиться.

Начните с того, что держите одну бровь вниз одной рукой, а вторую приподнимите другой рукой.

Продолжайте практиковать такой положение перед зеркалом, чтобы понять, какие движения мышц участвуют в приподнимании брови.

Как только вы ознакомились с "механизмом", пробуйте сделать это без помощи рук.

Тренируйтесь перед зеркалом, пока у вас не получится. Успехов!

Лизнуть свой локоть

Известно, что 99 процентов людей не могут лизнуть свой собственный локоть, а 90 процентов людей, которым об этом сообщили, сразу пытаются это сделать.
Для некоторых людей эта задача является вполне выполнимой, и ежедневно около 5 людей пытаются подать заявку в Книгу рекордов Гиннеса о способности лизнуть свой локоть.
Шевелить ушами. Как шевелить ушами?


Не так много людей в мире способно шевелить ушами, и ученые выяснили почему. В отличие от лицевых мышц, у ушных мышц есть свой добавочный нерв в стволовой части мозга. По сравнению с животными, особенно кошками и летучими мышами, у людей эта часть очень маленькая.
Если вы не умеете шевелить ушами, есть несколько советов, которые помогут вам этого добиться:
- Чтобы научиться шевелить ушами, нужно найти мышцы, которые их двигают.
- Широко улыбнитесь и увидите, как ваши уши слега приподнимутся. Также вы можете сжать ваши коренные зубы (моляры), чтобы почувствовать мышцы.
- Повторяйте эти движения несколько раз, чтобы развить мышцы, двигающие уши.

Достать языком до кончика носа или подбородка


Способность коснуться кончика носа или подбородка языком является генетической особенностью. Около 10 процентов людей могут выполнить это действие, и в 5 раз больше людей с синдромом Элерса-Данло, который вызывает гиперподвижность суставов.
Если вы относитесь к тем немногим, кто может выполнить этот трюк, можете попрактиковаться:
- Вытяните язык в прямую линию перед собой, как бы "поставив точку" кончиком языка.
- Опустите верхнюю губу вниз поверх верхнего ряда зубов.
- Помогая себе нижней губой, заверните язык поверх верхней губы, чтобы дотянуться до носа.
Помните, что не все смогут это сделать.

Язык трубочкой и другие трюки языком


Раньше считалось, что умение свернуть язык в трубочку является генетическим и определяется наличием доминантного гена. Сворачивание языка в трубочку часто являлось своеобразным тестом, показывающим наличие в классе доминантных и рецессивных генов. Однако последующие исследования на близнецах показали, что на эту способность влияют как генетика, так и среда.
Вот еще несколько трюков с языком, которые большинство людей не смогут сделать.

Чихнуть с открытыми глазами


Мы не можем чихнуть с открытыми глазами, так как центр чихания в мозге посылает согласованные двигательные импульсы к нервам, контролирующим мышцы пресса, груди, диафрагмы, шеи, лица, век и различных сфинктеров, и все это происходит автоматически.
Если же вы будете держать свои глаза открытыми во время чихания, могут ли они вылететь из орбит? Ведущие из телевизионного шоу "Разрушители мифов" попробовали это проделать.

Пощекотать самого себя


Почти у каждого из нас есть места, чувствительные к щекотке, и близкие люди знают, как этим воспользоваться.
Однако человек не может сам себя пощекотать и этому есть научное объяснение. Дело в том, что мозжечок, отвечающий за эту реакцию, предвосхищает наши собственные движения и отменяет ответную реакцию других областей мозга на самощекотку.

Трюк с пальцами: "парализованный палец"


Проведите следующий эксперимент: согните средний палец, как показано на снимке и установите руку на столе. Теперь попробуйте приподнять большой палец, указательный и мизинец. А теперь попытайтесь приподнять безымянный палец. Не получилось?
Дело в том, что сухожилия ваших пальцев независимы друг от друга, за исключением тех, что находятся в среднем и безымянном пальце. Эти сухожилия связаны и потому, когда загнут средний палец, вы не можете пошевелить безымянным. Возникает ощущение, будто безымянный палец парализован.

Трюк ногами: рисовать цифру 6, двигая ногой по часовой стрелке


Вы может выполнять сразу несколько вещей одновременно? Попробуйте провести следующий эксперимент. Сидя на стуле, приподнимите правую ногу и рисуйте ногой круги по часовой стрелке. Пока вы это делаете, рисуйте цифру 6 правой рукой. Вы увидите, что ваша нога поменяла направление.
Попробуйте также крутить правой ногой против часовой стрелки и одновременно рисовать цифру 8 правой рукой.
Еще один трюк: одновременно крутите указательными пальцами обеих рук по часовой стрелке. Сначала делайте это медленно, а затем прибавьте скорость. Выполняйте задание как можно быстрее, и вскоре оба ваших пальца будут двигаться в противоположных направлениях.

Задохнуться, задержав дыхание. Как долго человек может задерживать дыхание?


Физически невозможно совершить самоубийство, задержав дыхание.
В конце концов, у нас есть рефлекс, благодаря которому застойные газы, такие как оксид углерода и азот, выталкиваются легкими глубоким выдохом. Даже если вы заставите себя преодолеть этот рефлекс, вы можете упасть в обморок из-за нехватки кислорода в мозге. После того, как вы упадете в обморок, рот откроется, и легкие опять начнут работать.
Вообще человек способен в два раза дольше задерживать дыхание под водой, чем на суше, зажав нос и рот (рекорд составляет 10 минут). В среднем человек может задержать дыхание на 30 секунд - 2 минуты под водой. Рекорд задержки дыхания под водой, который принадлежит фридайверу Стигу Северинсену и составляет 22 минуты.

29 апреля 2013, 18:14

Есть вещи, которые как мы считаем, может сделать практически каждый. Но если вы относитесь к большинству людей в мире, то, как бы вы не старались, вы не сможете это сделать.

Конечно, всегда есть исключения из правил, что и будет продемонстрировано в некоторых случаях.

Но наше тело устроено таким образом, что какие-то уловки являются практически невозможными.

1. Поднять одну бровь. Как научиться поднимать одну бровь?

Способность приподнимать брови является эволюционной чертой. Бабуины, мандрилы и капуцины поднимают брови в качестве жеста угрозы.

Хотя большинство людей не могут приподнять одну бровь, этому можно научиться .

Начните с того, что держите одну бровь вниз одной рукой, а вторую приподнимите другой рукой.

Продолжайте практиковать такой положение перед зеркалом, чтобы понять, какие движения мышц участвуют в приподнимании брови.

Как только вы ознакомились с "механизмом", пробуйте сделать это без помощи рук.

Тренируйтесь перед зеркалом, пока у вас не получится. Успехов!

4. Достать языком до кончика носа или подбородка

Способность коснуться кончика носа или подбородка языком является генетической особенностью.Около 10 процентов людей могут выполнить это действие , и в 5 раз больше людей с синдромом Элерса-Данло, который вызывает гиперподвижность суставов.

Если вы относитесь к тем немногим, кто может выполнить этот трюк, можете попрактиковаться:

Вытяните язык в прямую линию перед собой, как бы "поставив точку" кончиком языка.

Опустите верхнюю губу вниз поверх верхнего ряда зубов.

Помогая себе нижней губой, заверните язык поверх верхней губы, чтобы дотянуться до носа.

Помните, что не все смогут это сделать.

5. Язык трубочкой и другие трюки языком

Раньше считалось, что умение свернуть язык в трубочку является генетическим и определяется наличием доминантного гена. Сворачивание языка в трубочку часто являлось своеобразным тестом, показывающим наличие в классе доминантных и рецессивных генов. Однако последующие исследования на близнецах показали, что на эту способность влияют как генетика, так и среда.

Вот еще несколько трюков с языком , которые большинство людей не смогут сделать.

7. Пощекотать самого себя

Почти у каждого из нас есть места, чувствительные к щекотке, и близкие люди знают, как этим воспользоваться.

Однако человек не может сам себя пощекотать и этому есть научное объяснение. Дело в том, чтомозжечок, отвечающий за эту реакцию, предвосхищает наши собственные движения и отменяет ответную реакцию других областей мозга на самощекотку.

8. Трюк с пальцами: "парализованный палец"

Проведите следующий эксперимент: согните средний палец, как показано на снимке и установите руку на столе. Теперь попробуйте приподнять большой палец, указательный и мизинец. А теперьпопытайтесь приподнять безымянный палец . Не получилось?

Дело в том, что сухожилия ваших пальцев независимы друг от друга, за исключением тех, что находятся в среднем и безымянном пальце. Эти сухожилия связаны и потому, когда загнут средний палец, вы не можете пошевелить безымянным. Возникает ощущение, будто безымянный палец парализован.

9. Трюк ногами: рисовать цифру 6, двигая ногой по часовой стрелке

Вы может выполнять сразу несколько вещей одновременно? Попробуйте провести следующий эксперимент. Сидя на стуле, приподнимите правую ногу и рисуйте ногой круги по часовой стрелке . Пока вы это делаете, рисуйте цифру 6 правой рукой . Вы увидите, что ваша нога поменяла направление.

Попробуйте также крутить правой ногой против часовой стрелки и одновременно рисовать цифру 8 правой рукой.

Еще один трюк: одновременно крутите указательными пальцами обеих рук по часовой стрелке . Сначала делайте это медленно, а затем прибавьте скорость. Выполняйте задание как можно быстрее, и вскоре оба ваших пальца будут двигаться в противоположных направлениях.

10. Задохнуться, задержав дыхание. Как долго человек может задерживать дыхание?

Физически невозможно совершить самоубийство, задержав дыхание.

В конце концов, у нас есть рефлекс, благодаря которому застойные газы, такие как оксид углерода и азот, выталкиваются легкими глубоким выдохом . Даже если вы заставите себя преодолеть этот рефлекс, вы можете упасть в обморок из-за нехватки кислорода в мозге. После того, как вы упадете в обморок, рот откроется, и легкие опять начнут работать.

Вообще человек способен в два раза дольше задерживать дыхание под водой, чем на суше, зажав нос и рот (рекорд составляет 10 минут). В среднем человек может задержать дыхание на 30 секунд - 2 минуты под водой. Рекорд задержки дыхания под водой, который принадлежит фридайверу Стигу Северинсену и составляет 22 минуты .

Учителя биологии в школе учат нас тому, что умение сворачивать язык в трубочку определяется доминантным геном. Некоторые люди могут это делать, а некоторые не способны по определению. То же говорят нам учебники. Так ли это? Вопрос, конечно, странный, но он начал интересовать меня с тех пор, как после школьного урока моя подруга, не умеющая сворачивать язык в трубочку, начала учиться это делать. И научилась!

Разумеется, если знакомый мне человек научился это делать - я верю своим глазам, а не словам учителя. Но все же хотелось и научного объяснения, а точнее, опровержения этой "генетической" теории.

И вот, наконец, я наткнулась на , в которой есть сводка информации по данной тематике с ссылками на исследователей. Представляю эту информацию вашему вниманию.

Итак, начнем со справки:

  • процент людей, которые могут сворачивать язык в трубочку, варьируется от 65 до 81;
  • есть люди, которые могут лишь немножко свернуть кончик языка, и они не могут классифицироваться как умеющие или не умеющие сворачивать язык в трубочку;
  • некоторые люди, особенно в детстве, не могут свернуть язык в трубочку, когда их впервые об этом попросят, но позже учатся это делать;
  • исследования показали, что процент "сворачивающих язык" среди японских школьников возрастает от 54% в возрасте 6-7 лет до 76% в возрасте 12 лет, что дает основания предполагать, что более 20% населения учится сворачивать язык в трубочку в этом возрасте.

Тот факт, что людям удается свернуть язык в трубочку после невозможности сделать это в первый раз, - уже является доказательством того, что эта способность не чисто генетическая. Но тем не менее, поехали дальше.

Американский генетик Стёртевант в 1940, сравнивая родителей и их отпрысков, получил интересные результаты. Только для начала введем условные обозначения. Пусть люди "С" сворачивают язык в трубочку, а люди "Н" - нет.

Стёртевант подтвердил, что данная способность только частично зависит от генетики. При этом ген "С" (условно обозначенный так мной) доминирует над геном "Н".

Генетик Комаи в 1951 провел похожее исследование, но со значительно большим количеством "испытуемых", получив при этом похожие результаты:

Оба исследования показали, что у людей, чьи родители умеют сворачивать язык в трубочку, сильно возрастает вероятность обладания этой способностью, в сравнении с теми, чьи родители владеют языком не так прекрасно:) Получается, что генетическое влияние, конечно, есть. Однако, это всего лишь влияние. Если бы зависимость была чисто генетической, то (при условиях доминирования С-гена над Н-геном) у родителей, не умеющих сворачивать язык в трубочку, не мог бы родиться ребенок с этой чудной способностью. Но как мы видим, они рождаются, и их даже сложно назвать уникумами, это не редкие исключения. Так что не всё так просто с этим мифом.

Особенно непросто становится, если отметить еще одно исследование. В 1952 г., человек по фамилии Мэтлок обнаружил, что из 33 пар идентичных близнецов, 7 пар состояли из одного "С" и одного "Н" близнеца. Дальнейшее изучение близнецов под руководством других ученых дало похожие результаты.

Итак, научные исследования доказывают нам, что умение сворачивать язык в трубочку не определяется генами, хоть и частично(!) от них зависит. И это было известно уже тогда, полсотни лет тому назад. И вот теперь, скажите мне, КАК? Как, зная все это - зная, что даже среди идентичных близнецов есть подобные расхождения, - можно утверждать, и тем более, учить детей в школе тому, что всё это - чистая генетика? Невольно задумываешься, чему еще могли научить нас в школе...

Похожие публикации