Империя мудрых женщин

Армянская свадьба. Обычаи и традиции. Как проходит свадьба у армян: традиции и обычаи Как происходит помолвка у армян


На сайте "Среда обитания" увидел про армянские свадебные традиции и решил выставить здесь. Автор Альберт Габриелян - молодой талант из армянского города Иджеван.

Очень интересные обычаи... некоторые дошли до наших времён, некоторые видоизменились, но, всё-равно, очень интересно прочитать, посмотреть рисунки, сделанные Альбертом.

В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том, что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык (отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек - буквально «поставить метку») - мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.

Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.

4. Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно - главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края.

Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

В селениях Армении шордзевек бытовал еще в 60-е - начале 70-х годов прошлого века. Позднее, когда свадебное платье стали покупать в магазине, а иногда даже брать напрокат, этот обряд постепенно исчез.

Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами — украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.

Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

10.У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними.

В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, — сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

Альберт Габриелян. "Cвадьба в с.Ванк". Нагорный Карабах.

12 традиций армянской свадьбы


Сватовством традиционно занимались мужчины: не женское это дело - вести переговоры. Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее. Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», - то это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что второй к ним идти, скорее всего, не имеет смысла. Причем способов мотивировать отказ и псевдоотказ была уйма. Если на руку девушки было несколько претендентов, то сваты могли договориться между собой и заявиться в дом избранницы одновременно. Мужчины рассаживались за столом и раскладывали подарки для невесты - украшения, сладости, шали, ткани, которые свидетельствовали о достатке семьи жениха. Окончательное решение было за невестой - чей подарок она пред- почтет, тому и быть ей мужем. Правда, девушка не имела права вымолвить слова при мужчинах. Этикет предписывал ей изъясняться жестами. Нередко застенчивая невеста выбирала подарок, так и не выяснив, от кого он, тогда жених выпадал как жребий. Более проворные девушки успевали договориться с приглянувшимся парнем и уверенно останавливались на его подношении. Когда выбор был сделан, накрывали на стол.

Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно – главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края. Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

Третий визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически становился помолвкой (хоскап – буквально «скрепить слово»). С этой минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видется со своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невечты принимала будущего зятя втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в коем случае не дотронется до девушки. В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том. Что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык (отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек – буквально «поставить метку») – мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй пловины XX века.

Ни одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша), которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями, игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после превращалось в игру - парни и девушки обсыпали друг друга мукой. Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.

Важным ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение - езнмортек (ез - вол, мортел - зарезать). Произошло это потому, что именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами и плодородием. Собиралась чисто мужская компания - друзья и родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как тагавор - король, а невесту соответственно тагуи - королева. Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

К венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха. Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и азаббаши - главного дружку - и обливали их водой. Суть обряда купания заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его холостых друзей. В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами - яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом - деньгами и конфетами - украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой - свадебное дерево.

Одним из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж - свадебный гонец, или так называемый свадебный Лис, - Агвес. Обойдя молодежь, которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем явиться с ней - непременно первым - в дом и оповестить, что свадебная процессия уже в пути и скоро приедет жених. Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Счи- талось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех - первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансфор- мировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

К венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин - родственниц жениха и двух подруг невесты, - под руководством посаженой матери невесту раздевали догола, затем наряжали в новые одежды. Одевала ее одна из молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически - одной или нескольких косичек - на женскую - две косы. И отныне девушка не имела права выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение - символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя - невеста к приходу жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли.

У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них - жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними. В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот - переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом - и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

Свадьба должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха, встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа. Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку - поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, - когда мать жениха встречает новобрачных хлебом - покрывает им плечи лавашем, - сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

Роскошный стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу подходили со всей серьезностью. Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60-70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3-4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец - их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы. Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

Хотите сэкономить? Тогда к нам, сюда!
Выберите свой возможный бюджет и получите скидку и бронируйте на выбор пять отдельных залов!
Рядом с метро и своя парковка! Есть вариант все включено за 2000 р с напитками едой и алкоголем и сервисным сбором!

Спланировать бюджет поможет
наш калькулятор:

Делаете заказ на сумму:

Оплачиваете в кассу всего:

Армянский народ гордится и почитает свои вековые традиции. Эта нация следует обычаям и догмам как общенародных праздников, так и семейных торжеств. Рождение наследника, создание новой семьи или проводы в последний путь родственника проходят в соответствии с национальными обрядами. Такое поклонение традициям говорит о сохранении наследия своей культуры и аутентичности.

Армянская свадьба - это яркое самобытное зрелище, наполненное радостью и счастьем от создания новой армянской семьи. Благоговейное отношение к своему роду, главе семейства, женщине, как хранительнице очага, течет в жилах этого эмоционального народа.

Все же стоит отметить, что многие обряды и традиции претерпели существенное изменение от своих обрядов-прародителей. Некоторые обычаи остались жить только в исторической армянской литературе. Но есть такие, которые неукоснительно соблюдаются и в настоящее время.

Свадебное торжество - это последняя ступень для молодоженов перед вступлением в совместную семейную жизнь. До свадьбы проводится несколько обычаев, которые и приводят к бракосочетанию. Это сватовство, обручение и само свадебное событие.

Сватовство на армянской свадьбе

В прошлые времена выбором будущей жены для своего сына занималась мать. Именно она подбирала наиболее подходящую кандидатуру. И внешний вид невесты имел второстепенное значение. Главными критериями, по которым мать останавливала свой выбор на той или иной девушке, были здоровье, трудолюбие и невинность. В сегодняшнем мире эта традиция устарела, жених сам выбирает себе невесту. Неизменным осталось то, что выбирают невесту, а не жениха.

В древности родители жениха и невесты договаривались о будущем бракосочетании, когда те были еще детьми. Девочек выдавали замуж в раннем возрасте, примерно в двенадцать лет. Если же девушка засиживалась в девках лет до семнадцати, то это считалось позором для семьи невесты. Сейчас этот обычай утратил свою актуальность.

В настоящее время сваты к будущей невесте происходят тогда, когда молодые люди сами сделали свой выбор. Самая опытная и сведущая в свадебных приготовлениях родственница назначается свахой - миджнорд кин. К ней обращаются родители жениха, чтобы заручиться согласием родителей невесты. После этого засылают сватов, главным среди которых является кавор - крестный отец жениха и самый почитаемый родственник. Сватами могут быть исключительно мужчины. Придя в дом родителей невесты, они начинают иносказательными выражениями предлагать засватать их дочь за жениха. По традиции, глава семейства в первый раз отказывает пришедшим. Если бы отец согласился сразу, то это означало, что у его дочери есть какие-то недостатки, поэтому он поскорее хочет избавиться от нее. Как правило, хозяин дома соглашается на третий раз. Получив положительный ответ, стороны договариваются о дне помолвки.

Обручение

Обряд помолвки в армянской культуре называется ншанадрутюн. В назначенный день обручения гости со стороны жениха собираются в его родительском доме. После небольшого застолья все отправляются вместе с подарками для будущей невесты и корзинами, наполненными фруктами, сладостями и вином, к дому ее родителей. Подъехав к дому возлюбленной жениха, гости поднимают корзины с угощением над головами и таким образом переступают порог дома. Родные невесты ждут гостей с накрытым столом.

По современному обычаю стол накрывается за счет родителей невесты, указывая на то, что они состоятельные люди. Невеста остается в отдельной комнате и ждет кавора, который выведет ее к жениху. С появлением своей возлюбленной жених надевает ей кольцо на палец. Мать жениха дарит ей золотое украшение, а родственники вручают свои подарки. Это свидетельствует о том, что обручение свершилось.

Родственники с обеих сторон желают будущим мужу и жене счастливой семейной жизни. В этот же день назначается дата бракосочетания. Армянский народ всегда серьезно подходил к выбору невесты и обряду обручения. У них не принято его отменять. Если это произошло, то такие семьи считаются опороченными. В настоящее время к разрыву помолвки относятся достаточно мягко.

Свадьба

С момента обручения начинается подготовительный этап свадьбы. Выбирается банкетный зал, приглашаются музыканты, назначается из числа родственников тамада. В день бракосочетания жених со своими братьями и друзьями прибывает за своей будущей женой. Пройдя различные веселые конкурсы, он вручает свадебную корзину со сладостями, вином и фруктами матери невесты. Стоит сказать, что подвенечное платье невесте выбирает и покупает семья жениха.

Невеста в обрядовом танце узундара расстается со своим незамужним положением. Словно лебедь, она плывет по паркету, нежные движения рук подчеркивают ее женственность и хрупкость. Исполняет его невеста как сольно, так и со своими подругами. По окончании танца отец семейства вручает руку любимой дочери жениху, показывая тем самым, что он с благословением отдает ее будущему мужу. После этого вся процессия едет в ЗАГС сочетаться браком.

Танец “узундара” может исполняться на обручении, в свадебный день перед регистрацией или после венчания. Если это происходит после того, как супруги заключили брачный союз перед Господом, танцующую невесту окружают мужчины. Каждый, пританцовывая, пытается «отобрать» новобрачную у мужа. В знак того, что невеста не поддалась на уговоры и сохранила верность супругу, мужчины одаривают ее монетами.

По армянским традициям, молодые должны пройти таинство венчания в христианской церкви. Среди армян редко встречаются браки между мужчиной и женщиной мусульманского и христианского вероисповедания. Священник, который проводит церемонию венчания, повязывает на руки или шею молодым красно-зеленый, переплетенный между собой шнур под названием нарот и запечатывает воском от своей свечи. Этот интересный обряд символизирует единение пары. Снять его может только священнослужитель. До этого момента молодожены не могут провести вместе брачную ночь. На церемонии венчания жених надевает обручальное кольцо на палец невесте. После этого счастливые молодожены и гости отправляются отмечать свадебное торжество.

На праздновании тамада произносит поздравительное слово вначале родителям жениха, а потом родителям невесты. Затем поздравляют молодоженов гости, начиная со старшего поколения и заканчивая младшим. После идет черед вручения подарков. Гулянья на современной армянской свадьбе длятся один-два дня, а не неделю, как в старину. Банкетные столы серверуются национальными армянскими блюдами. Щедрая нация не скупится на угощения. Столы ломятся от шашлыка, хашламы, кяты, саджа, пахлавы, гаты и других блюд, вино льется рекой.

Когда молодые входят в банкетный зал, их встречает мать жениха и угощает медом для сладкой и долгой семейной жизни. Плечи покрывает лавашом, символом процветания. На следующий день после банкета гости угощаются наваристым хашем.

Армянская свадьба - яркое, красочное действо. Родственники и гости молодых желают им долгой и счастливой семейной жизни. Свадебное армянское торжество навсегда останется в памяти.

Армяне всегда верили в приметы и суеверия. Многие из них дошли до наших дней еще с дохристианских времен, некоторые из них появились позже. Торжество бракосочетания не исключение, на армянских свадьбах наблюдается целый ряд действий, примет и суеверий, пришедших к нам из прошлого.

1. Дождь или снег в день свадьбы к счастью (погода радуется событию).

2. Если накануне свадьбы в доме чихнет кот или собака - невеста будет счастлива в замужестве.

3. Длинное платье невесты - длинная супружеская жизнь.

4. После того, как невеста одела свадебное платье, жена кавора (крестного) крутит фату над ее головой 7 раз, чтобы жизнь у новой семьи была счастливой.

5. До свадебной церемонии жених не должен видеть невесту в свадебном платье.

6. Перед тем как жених заберет невесту из отчего дома, мужчина (из братьев невесты) у дверей, с кинжалом в руках просит за неё выкуп. Чем дороже выкуп, тем счастливее жизнь новобрачных.

7. Закрытая обувь невесты к счастью в доме.

8. Жениться с родительскими кольцами - повторить их семейные отношения.

9. Кольцо невесте и жениху нужно надевать до основания пальца, чтобы любовь в семье была крепкой.

10. В отличии от других народов, армяне носят обручальные кольца на безымянном пальце левой руке. Считается что вена (или нерв) безымянного пальца ведёт прямо в сердце, как символ вечной любви.

11. Во время венчания, если свечи молодых горят ровно и плавно, семейная жизнь будет спокойной.

12. Куклы на капоте машины - защита молодоженов от дурного сглаза.

13. Чтобы у семьи был достаток в доме, перед входом домой свекровь кладет на плечи жениха и невесты по целому лавашу.

14. После венчания свадебный кортеж должен направиться по другой дороге, чтобы молодожены не возвращались к своей прежней жизни.

15. Кто первым переступит порог дома, тот и будет лидировать в семье.

16. На пороге дома жених и невеста разбивают тарелки и переступают через её осколки. Разбитые осколки - длинная супружеская жизнь без ссор.


17. На свадьбу не дарят часы и режущие столовые приборы, чтобы не сократить век семейной жизни и не поссорить новобрачных.

18. На пороге дома мать жениха угощает новобрачных мёдом, чтобы их жизнь была такой же сладкой.

19. Во время свадебного торжества на колени невесты сажают мальчика, чтобы первенец в семье был мужского пола.

20. В течении праздника, жених и невеста раздают гостям свадебные таросы (տարոս), которые принесут благополучие другим семьям, а незамужним и неженатым предзнаменуют скорую свадьбу.

21. Девушка, поймавшая букет невесты, вскоре выйдет замуж.

У некоторых народов почитание обычаев предков особо развито. И очень развито национальное самосознание. Армянский народ относится к их числу. Армяне смогли сберечь свое духовное сокровище: национальные традиции, корни которых уходят вглубь веков, свою культуру и религию. И сегодня стойко соблюдаются традиции, в частности такие, как: почитание старших, нерушимость родственных связей, прочность брака. Особенно следует отметить такое явление, как армянская свадьба. Это очень большой праздник. В старину гуляли семь дней и семь ночей всем селом. На сегодняшний день эта традиция себя уже изжила, но гостей армянская свадьба по традиции собирает, и по сей день, очень и очень много.
До конца девятнадцатого века свадьбы в Армении начинались осенью и продолжались вплоть до великого поста. Когда полевые работы были завершены. Выбором невесты занимались т. н. "дибончи", либо же родственники парня. Тут играли роль в основном деньги, а не красота невесты, ее приданное т. н. "джегез". Браки по расчету более присуши горожанам, нежели селянам, сохранявшим, как правило, патриархальные традиции.

До начала свадьбы, за 15 дней в сельской местности от дома жениха в дом невесты направлялся материал для свадебного наряда. В городской местности же в дом невесты направлялась уже готовая одежда, включая нарядные сапожки.

Армянская свадьба имеет традиции в которых подробнейшим образом прорисовываются действия всех участников церемониала, с учетом того свадьба проводится в городе, либо же в селе - тут место проведения свадьбы играет определяющую роль, так как традиции здесь свои для города и для села.

Организация армянских свадеб в наше время, несколько отличается. С начала двадцатого века происходят существенные изменения в проведении свадебного обряда. Он состоит из следующих этапов. Первый досвадебный, включает в себя выбор невесты, т. н. сговор, само обручение, и наряды, проводимые после свадьбы. Новшеством и отличием от традиции выбора невесты родственниками, определяющегося современными нравами, когда парень и девушка сами принимают решение о свадьбе. Такой вариант наиболее встречается в наши дни. Молодые уведомляют о принятом решении родителей, мнение которых является определяющим. Свататься в дом к невесте идет мать юноши и он сам. Его дату (сватовства) обговаривают заранее. Если традиция сватовства упрощается, то обручение проводится согласно устоявшимся нормам, но без присущей ему в давние времена пышности. Продолжительность свадьбы составляет два-три дня. Некоторые обряды, касающиеся наряжания молодых, упразднены. После вывода невесты, свадьба едет в церковь для совершения обряда венчания, затем в загс. После регистрации молодожены едут в дом жениха, где, собственно говоря, и происходит праздничное застолье. Перед входом в дом молодым под ноги кладут две новых тарелки, которые они разбивают одним ударом. Свадьбу ведет, как положено тамада. Свидетелями на армянской свадьбе являются так называемые "крестные свадьбы". В их роли выступает самая уважаемая и самая близкая из окружения молодоженов семейная пара. Крестными должна быть такая семья, которая сама будет являться примером, для того чтобы создаваемая семья походила на них.
рестному положено делать самый дорогой подарок, преподнесение свадебных даров молодым представляет собою отдельный свадебный обряд. Родня и гости одаривают молодых драгоценностями, дорогими тканями, деньгами и предметами домашнего обихода. Выкупом невесты тоже руководит крестный, родные могут назначить в качестве выкупа любую сумму, а он должен обеспечить его выплату. Право вести невесту к алтарю выпадает посаженному отцу, а на крестных возлагается ответственность за создаваемую семью с самого начала и до конца. На свадьбе невесте положено подержать на руках ребенка, обязательно мальчика, чтобы первенцем был сын. На следующий день после свадьбы женщины со стороны мужа приносят в дом невесты красное яблоко, символ невинности невесты. Хотя на сегодняшний день, с учетом современных нравов такая традиция носит скорее формальный характер. Про гостеприимство армянского народа слагают легенды. И небезосновательно. По любому радостному событию накрывается стол. Причем делается это всюду, где у тебя есть близкие люди, и дома, и на работе. Если гость отказывается выпивать и кушать - это означает, что он не желает счастья хозяевам. Заканчивается же свадьба, когда перевозят приданое невесты в дом к жениху.

Свадьба и ее обряд

Брак - один из важнейших социальных институтов, формы которого находятся в определенной зависимости от господствующих в общее» общественных отношений и отражают как общие закономерности развитая человечества, так и основные этапы этнической истории данного народа, его этнокультурные особенности, в частности, имущественно-правовые нормы, нравственные представления и традиции.

В традиционном, преимущественно крестьянском, обществе армян брачность приближалась к всеобщей, т. е. вступление в брак считалось обязательным для всех, за исключением людей с физическими или умственными недостатками.
Женить и выдать замуж своих детей старались как можно раньше. Правда, в литературе есть сведения о случаях добровольного безбрачия некоторых девушек, считавших это богоугодным делом; их решение вызывало безусловное уважение семьи и односельчан. В брак вступи строго по старшинству: обычай запрещал младшим жениться и выходить замуж раньше старших братьев и сестер.

При вступлении в брак у армян действовал ряд запретов, определенных нормами обычного права и церковными законодательством.
Так, категорически запрещались браки между кровными родственниками до пятого, а то и до седьмого колена. Это во многом определялось экзогамным характером азга (рода) у армян.
Даже во второй половине XIX браки внутри азга не допускались поскольку его члены считались близкими родственниками. При этом в разных областях Армении понятие “Близкий родственник” варьировалось от четырех до семи поколений, в зависимости от того, до какого колена велся счет родства от основателя азга.

Другим видом запретов было ограничение по свойству. Не допускался брак двух родных братьев с двумя родными сестрами.

Строгим препятствием к браку, как уже отмечалось, было искусственное родство.
Так, усыновленный гердастаном не имел права жениться на девушке того же гердастана, поскольку считался близким родственником.
Запрещались также браки между молочными братьями и сестрами, между лицами, скрепленными узами побратимства или посестримства
Весьма распространен у армян был институт кумовства (каворутюн), которое считалось, независимо от того, свадебным оно было или крестильным, нередко даже более близким, чем кровное родство. Поэтому брачные связи категорически запрещались не только с представителями семьи кума - кавора, кнкавора, но и между потомками кумовьев.

На брачные ограничения оказывала влияние и религиозная принадлежность, так как небольшая часть армян, как уже отмечалось, по вероисповеданию были католиками, и браки между ними и армянами-григорианами были крайне редки.
Этнически смешанные браки, особенно в районах с компактным армянским населением, практически не отмечены. Браки армян с мусульманами резко осуждались; о ванских армянах Е. Лалаян, например, писал: «Ни армянин, ни турок не позволят, чтобы кто-либо из их сородичей отступил от родной веры из-за брака с инородцем».

Брачный круг был ограничен и территориально, т. е. невесту старались выбрать в родном или соседнем селе. Интересна с этой точки зрения старая армянская поговорка: «Лучше отдать дочь местному пастуху, чем чужому царю».
С одной стороны, локальная эндогамия объяснялась некоторой замкнутостью быта исторически возникших в связи с массовыми переселениями этнографических групп армянского этноса с их спецификой бытовой культуры. Поэтому старожилы и переселенцы, которые жили большей частью в разных селах, старались избегать семейных отношений.
Например в Вайоц-дзоре до недавнего времени были села, жители которых называли себя «старыми» армянами, отделяясь таким образом от армян из Ирана, которые поселились в этом районе в 1828 г., после присоединения Восточной Армении к России.
Длительное время различия между этими группами сохранялись. «Старые» армяне предпочитали брать жен в своем селе либо в селах со «старым» армянским населением; то же относилось к переселенцам - «новым» армянам.

С другой стороны, локальная эндогамия была обусловлена социально-экономическими причинами, особенно введенной в пореформенное время подушной системой наделения землей, при которой любое увеличение членов той или иной общины (в данном случае за счет невесты из чужого села) вело к нежелательному сокращению подушного земельного участка.
За последние десятилетия значительно увеличилась доля социально смешанных и намного меньше - национально смешанных семей. Это объясняется рядом обстоятельств: Армения - одна из мононациональных республик бывшего Союза (доля коренной национальности увеличилась здесь, например, с 84,4% в 1926 г. до 89,7% в 1979 г.), и в связи с этим у нее самый низкий индекс этнической мозаичности, имеющий тенденцию к дальнейшему снижению (с 0,212 а 1959 г. до 0,211 в 1970 г. и 0,132 в 1979 г.);

Кроме того, по-прежнему большую роль играет национальная предпочтительность многих традиционных черт в быту.
В Армении межнациональные браки стали заключаться со времен первой мировой войны.
Тогда молодые армяне-рабочие, трудившиеся в России, женились на русских девушках и привозили их в Армению.
В 1924г. из 6626 браков армян 35 (0,5%) были зарегистрированы с женщинами других национальностей, в том числе в 21 случае с русскими; из 6617 браков армянок в 28 случаях (0,4%) их супругом был представитель другой национальности, в том числе в 17 браках - русский; в 1926г. из 6528 браков армян и 6515 браков армянок национально смешанных браков было соответственно 25 (0,4%), в том числе 15 с русскими женщинами, и 12 (0,2%), в том числе в 10 случаях мужья были русскими.
В прошлом, традиционным способом заключения брака у армян был брак по сговору, основанный на уплате стороной жениха стороне невесты определенного выкупа, который назывался hарси гин, глхагин (букв. «цена невесты», «цена головы»).
Другим, менее распространенным был способ заключения брака путем похищения - ахчик пахцнел (букв. «умыкнуть девушку»), главным образом в форме увода, т. е. с согласия девушки, но вопреки воле ее родителей.

Такой способ заключения брака исследователи долгое время считали древнейшим и едва ли не универсальным. Позднее они пришли к выводу, что оба способа заключения брака (по сговору и похищением) по своему происхождению относятся к одному историческому периоду с той лишь существенной разницей, что брак по сговору уже в древности утвердился в качестве общепринятого правового института, а брак похищением никогда не был законным и считался отклонением от нормы, нарушением принятого обычая.

Случаи похищения у армян известны в далеком прошлом и бытовали еще в XIX - начале XX в., а иногда и позднее.
Теперь практикуются обе формы заключения брака при значительном преобладании, как и прежде, брака по сговору.

Похожие публикации