Империя мудрых женщин

Как правильно выполняется верхняя передача в волейболе. Волейбол. верхняя передача мяча. По предмету: Спортивные игры

Страница 1 из 2

Передачи. Технический прием, с помощью которого мяч направляется партнеру для продолжения игры или переправляется на сторону противника, называется передачей. По направлению относительно передающего различают передачи вперед, над собой и назад. По длине траектории различают: длинные передачи – через зону; короткие- в соседнюю зону; укороченные – в свою зону. По высоте различают передачи низкие (до 1 м над сеткой), средние (свыше 2 м), а по расстоянию от сетки – близкие (менее 0,5 м) и отдаленные (более 0,5 м).

Наиболее распространенной является передача двумя руками сверху (рис.8,а). Ее главные преимущества заключаются в надежности и точности. При выполнении этой передачи в исходном положении ноги игрока согнуты в коленях, руки вынесены перед лицом так, что большие пальцы находятся примерно на уровне бровей. Кисти рук слегка повернуты внутрь, концы пальцев образуют овал в форме ковша (рис.8,б). Пальцы оптимально напряжены.

При приближении мяча встречное движение к нему начинают ноги – они выпрямляются в коленных суставах и поднимают тело игрока. Вслед за этим в движение включаются руки -они поднимаются и выпрямляются на встречу мячу. Основную амортизирующую нагрузку принимают на себя большие пальцы. Указательные (главным образом) и средние пальцы являются ударными. Безымянные пальцы и мизинцы удерживают мячс боков,не захватывая его. Эти движения ног, туловища и рук, выполненные слитно,обеспечивают короткое касание мяча упругими пальцами, позволяют направить его в нужную точку по задуманной траектории.

Изучите позы и движения волейболиста при передачах двумя руками сверху, обратите внимание на положение ног, туловищарук в основной стойке (рис.8,а); расположение пальцев рук на мяче (рис.8,б); движения волейболиста при передачах мяча вперед, над собой и назад (рис.9).

Другие виды передач применяются реже: двумя руками сверху в прыжке (рис.10,а), одной рукой сверху(рис.10,б),двумя руками снизу(рис.16).

В современной игре передача –важный элемент организации нападения, связывающий защиту с атакой. Задача передающего игрока в связи с этим – создавать партнерам наилучшие условия для атаки нападающими ударами. Каждый волейболист должен овладеть всем арсеналом быстрых и точных передач, уметь чередовать (менять) их по длине, высоте,направлению, своевременно выполнять отвлекающие действия.

Рис.8 Передача мяча двумя руками сверху (а) ; положение кистей рук

и расположение пальцев на мяче вмомент выполнения передачи (б).

Рис.9 Передача двумя руками сверху, Рис. 10 Другие виды выполненная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ШКОЛА С.ТОРГАЛЫГСКИЙ

Методическая разработка:

«Методика обучение технике верхней передачи

в игре волейбол»

Разработал: Чамыкай А.М.

Торгалыг

Методическая разработка

Методика обучения верхней передачи мяча двумя руками сверху в игре волейбол

Общая характеристика:

Передача мяча является основным приемом для организации нападающих действий. На протяжении всего периода обучения этот прием находится в центре внимания. При передаче важны, во-первых тонкий расчет движений в соответствии с направлением и скоростью полета мяча для своевременного принятия исходного положения, во-вторых правильное воздействие руками на мяч. Это следует учитывать при обучении данному техническому приему.

Различают следующие способы передачи: двумя руками в опорном положении, двумя руками в прыжке, двумя руками в падении и перекатом на спину (бедро и спину). Последний способ в современном волейболе применяется крайне редко.

По направлению (относительно передающего) передачи бывают: вперед, назад, над собой. По длине: длинные – через зону, короткие – из зоны в зону, укорочОенные в пределах зоны. По высоте траектории: высокие – более2м, средние – до 2м, низкие – до 1м. Сочетание этих параметров (длина и высота) определяют скорость полета мяча при передачах (медленные, ускоренные и скоростные). Передачи могут быть направлены близко к сетке – до 0,5м и удаленные от сетки – более 0,5м.

2. Описание техники выполнения

Выход под мяч - выполняется кратчайшим путем, одним из удобных способов перемещений в данной игровой ситуации. Стойка принимается в зависимости от положения мяча по отношению к игроку, скорости и траектории полета мяча и задачи, которая стоит перед игроком; стойка принимается лицом к мячу, обучение начинают со средней стойки.
Средняя стойка для приема сверху двумя руками - ноги на ширине плеч одна впереди, согнутые в пределах 130 градусов, туловище слегка наклонено вперед, руки, согнутые в локтях, направлены вперед в стороны кисти, перед лицом, пальцы разведены и направлены вверх, образуя "ковш".
Прием мяча производится на пальцы, амортизируя поступательное движение.
Передача - выполняется согласованным, полным разгибанием рук, туловища и ног, а кисти, сгибаясь, сопровождают мяч.

При передаче в высокой стойке – кисти рук находятся у лба.
При передаче в низкой стойке - у подбородка или чуть ниже, при этом амплитуда ног, рук и туловища короче.

  1. Типичные ошибки при освоении техники передачи мяча двумя руками сверху

Ошибки

Устранение ошибок и правильное выполнение движений

1. Несвоевременный выход под мяч.

Своевременно выход под мяч

2. Неустойчивое исходное положение (неправильная стойка)

Принять устойчивое исходное положение (правильную стойку)

3. Мяч касается ладоней (пальцы расслаблены или слабые).

Мяч не должен касается ладоней(пальцы напряжены)

4. Низкое положение рук (перед грудью или животом).

Положения рук должны перед головой

5. Мяч проходит между руками (широко расставлены кисти).

Руки должны быть как можно ближе к друг к другу.

6. Отсутствие завершающего движения предплечий и кистей (неточная передача).

Завершение движений предплечий и кистей.

7. . Отсутствие встречного движения к мячу и амортизационного
движения пальцев (жесткий прием, стук пальцами, ушибы пальцев).

Должно быть встречное движения и амортизационного движения пальцев (мягкий приемпальцами).

  1. Методика обучения:

Первый этап обучения - начальное разучивание новому двигательному действию

Задача 1: Создать у учащихся правильное представление о технике передачи мяча двумя руками сверху

Задача 2. Обучить отдельным элементам техники передачи мяча двумя руками сверху

Средства

Методические указания

1 Краткий рассказ о технике

Преподаватель кратко объясняет последовательность движений, обращает внимание на самые важные моменты в технике и условия его применения

2. Демонстрация преподавателем техники передачи мяча двумя руками сверху.

Технику передачи демонстрируют несколько раз: перед объяснением особенностей техники и после него. Демонстрацию необходимо проводить как с обычной скоростью, так и медленно

3. Имитация отдельных элементов передачи

а) принять позу окончания
передачи

б) принять позу начала приема меча

4. Имитация передачи мяча

Передачи над собой на месте, с изменением высоты и исходного положения (от высокой стойки до положения сидя и лежа), во время перемещений и после перемещения и остановки.

5. Передачи в парах на месте, стоя лицом и спиной к партнеру,

Расстояние варьируют от 0,5 м до максимального, на которое способны игроки (варьируют и высоту передачи).

6. Передачи в опорном положении и в прыжке на точность

в обручи (кольца) на сетке; в мишени на тренировочной стенке, на площадке.

Второй этап обучения – углубленное разучивание двигательному действию .

Задача 1.: Обучение технике передачи мяча двумя руками сверху в целом и его совершенствование.

Средства

Методические указания

1 . В тройках расположение в треугольнике: зоны 6-3-4, 6-2-3, 6-2-4, 5-3-4, 5-2-3(4), 1-3-2, 1-4-3(2), 5-3-2 (передача из зоны 3, стоя спиной по направлению к передаче); 1-3-4(то же) и т.п. Направление передач соответствует последовательности указания зон, в последней зоне игрок выполняет передачу над собой и посылает мяч в зону, указанную первой, и т.д.

Разучивать передачу мяча двумя руками передачи мяча двумя руками сверху сверху возле стенки, а потом возле сетки.

2. В тройках: передача мяча сверху со сменой мест по кругу

3. Игры, способствующие совершенствованию навыков передачи: «эстафеты у стены», «мяч в воздухе», побеждает команда, допустившая меньше падений мяча.

Третий этап обучения – закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия.

Задача: Совершенствование техники передачи мяча двумя руками сверху.


Одним из непростых приемов в волейболе является верхняя передача. Для ее выполнения требуются ловкость, технические навыки и умения, внимательность и координация движения. Приложив усилия на тренировках, игрок сможет научиться приему верхняя передача в волейболе, повысив свой уровень владения мячом и улучшив качество игры.

Чтобы овладеть нужными навыками следует внимательно ознакомиться с конкретными упражнениями. Регулярные тренировки на специализированных площадках помогут стать опытным игроком.

Актуальность овладения навыками

Передача сверху в волейболе выполняется связующим (пасующим, разводящим, «третьим номером») – игроком, который во многом определяет ход игры. Он располагается под сеткой и выжидает, когда сможет дать пас на атакующий удар.

От мастерства во многом зависит исход матча, поэтому на такую позицию ставят самых ловких и сильных игроков, способных быстро реагировать на изменения в ходе матча. Овладение навыками позволит человеку:

  1. Повысить свой статус в команде.
  2. Завоевать большее уважение и признание среди игроков.
  3. Улучшить самооценку, повысить уверенность в себе и своих способностях.

Как результат, игра будет приносить еще больше удовольствия и радости, повышать настроение, положительно сказываться на самочувствии и здоровье.

Техника выполнения упражнения

Основа правильного выполнения упражнения – своевременный выход к мячу и исходное положение человека. Передача мяча сверху – прием, для овладения которым потребуются упорство и труд.

Однако все будет вознаграждено радостью и удовлетворением от отличной игры. Техника верхней передачи в волейболе предусматривает усвоение таких правил:

  1. Исходная позиция. Чуть согнутые в коленях ноги. Пальцы растопырены и образуют треугольник. Руки согнуты в локтях.
  1. Контакт. Прыжок и отработка корпусом. Прием мяча пальцами. Зрительный контакт с мячом.
  1. Пасс. Разгибаем локти и отбиваем. Все проходит беззвучно и мягко.

Тренировки обычно выполняются двумя игроками, один из которых может быть мастером. При отработке приема важно добиться того, чтобы верхняя передача мяча была точной, что зависит от слаженной работы ног, корпуса и рук. Для этого визуальный контакт должен быть постоянным.

  • не задерживайте руками подолгу мяч;
  • старайтесь снизить скорость вращения мяча;
  • не производите резких движений;
  • держите кисти поближе друг к другу, не расставляйте слишком широко;
  • пасуйте пальцами, а не ладонями, что поможет лучше контролировать траекторию его движения.

Если вы хотите научиться выполнять верхнюю передачу на уровне профессионала, обращайтесь к опытным мастерам нашей школы «Sunny Wind». Квалифицированные тренеры смогут обучить нужным приемам, благодаря чему вы улучшите свои навыки. Специально оборудованные площадки позволят получить истинное удовольствие от игры в волейбол!

По степени владения передачей мяча судят о мастерстве волейболиста. Точная передача мяча - это та основа, на которой строятся в волейболе и защитные и атакующие действия. От того, насколько умело владеют игроки этим игровым приемом, во многом зависит и успех команды.

Поскольку существуют два способа передачи мяча - сверху и снизу, то у начинающих волейболистов возникает вопрос, каким же из них лучше овладеть. Двух мнений быть не может: нужно владеть обоими способами. А вот какому из них отдать предпочтение, следует решать в конкретной игровой обстановке. В одних случаях полезнее передача сверху, в других - снизу. Это диктуется силой и направлением полета мяча, расположением игрока на площадке и целесообразностью выполнения того или другого приема. Здесь не последнее место занимает техническая подготовка игрока и его умение перемещаться под мяч. Обычно сверху передают мячи, летящие с небольшой скоростью, по средней или высокой траектории, снизу - мячи, летящие быстро и по низкой траектории.

Для передачи мяча сверху волейболист занимает такое исходное положение: ноги на ширине плеч, кисти рук находятся впереди на уровне глаз. В момент касания мяча пальцы расположены в виде «ковшика» (рис. 18). Разгибая ноги, туловище и руки, игрок передает мяч (рис. 19).


Для передачи снизу игрок также должен занять устойчивое исходное положение, но руки уже выпрямлены и опущены (рис. 20). Кисти могут быть соединены различным способом (рис. 21), но лучше - как это показано на рис. 21, б.

При передаче снизу активно разгибают ноги и туловище, а удар по мячу выполняют предплечьями перед собой (рис. 22). Подбивая мяч вперед-вверх, прямые руки поднимают до уровня груди (рис. 23).


Мастерство волейболиста заключается не только в том, чтобы в совершенстве владеть техникой передачи, но и в том, чтобы уметь послать мяч именно тому нападающему, который в данной ситуации может наиболее эффективно атаковать. В связи с этим нужно научиться передавать мяч вперед (допустим, из зоны 2 или 3 в зону 4), над собой и назад, т. е. за голову.

Передачи могут быть выполнены по высокой, средней и низкой траектории. Передачу мяча по низкой траектории в своей зоне называют короткой, а в рядом расположенную или в дальнюю зону - прострельной.

Выполняя передачу над собой, игрок располагает кисти у лба. Если нужно передать мяч назад, то следует подойти под него, держа кисти над головой. Разгибая ноги, прогибаясь в пояснице и выпрямляя руки в направлении вверх-назад, волейболист выполняет передачу (рис. 24).

Если мяч после приема передачи летит высоко на сетку, то можно выполнить вторую передачу и в прыжке. Здесь используется передача сверху (рис. 25).


В игре нередки случаи, когда мяч после приема подачи или нападающего удара от рук летит в сетку. Правилами разрешено продолжать игру.

Как же принять мяч от сетки и передать его нападающему? Перед тем как принять мяч от сетки, нужно учесть, сколько еще касаний к мячу осталось у вашей команды. Если два, то надо постараться оставить мяч на своей стороне, сделав передачу партнеру. Затем нужно занять такое исходное положение, из которого легче принять мяч. Стойка должна быть низкой. При выборе исходного положения важно учитывать место и силу удара мяча о сетку. Если мяч ударяется ближе к верхнему ее краю, то обычно отскакивает круто вниз. В этом случае нужно ближе подойти к сетке (рис. 26). При стремительном попадании в середину сетки мяч может отскочить параллельно полу, а при попадании в ее нижнюю часть может при отскоке подняться вверх. Лучше всего принять и передать мяч двумя руками снизу, но если вы подсели низко, а мяч отскочил параллельно полу или вверх, то постарайтесь передать его партнеру двумя руками сверху.

Упражнения
1. Игрок держит мяч перед лицом (кисти образуют «ковшик»), сгибает ноги и, выпрямляя их, бросает мяч партнеру или в стенку - имитация передачи сверху.

2. В парах. Расстояние между игроками 4 м. Один игрок бросает мяч другому по средней траектории в направлении его головы. Партнер из исходного положения, разгибая ноги, туловище и руки, выполняет передачу.

3. То же, но мяч набрасывают партнеру в метре левее, правее, ближе или за голову. Игрок перемещается под мяч и выполняет передачу сверху.

4. Передача мяча сверху в парах или в стенку.

5. Игрок стоит в 3 м от стены и держит мяч в выпрямленных вперед-вниз руках, ноги согнуты; разгибая ноги, снизу бросает мяч в стену - имитация передачи снизу.
в. В парах. Расстояние между игроками 4 м. Один бросает мяч другому по низкой траектории. Партнер из исходного положения, разгибая ноги, туловище и поднимая руки, ударяет предплечьями снизу по мячу. Руки в локтевых суставах не сгибать.

7. Передача мяча снизу в парах или в стенку.

8. Передача мяча сверху над собой.

9. Три игрока располагаются треугольником на расстоянии 4 м друг от друга. Передача мяча сверху слева направо.

То же, но в другую сторону.

10. То же, что и упр. 9, но передача снизу.

11. Игроки выстраиваются в колонне в зоне 5. Один из игроков - в зоне 4, другой - в зоне 5. Передача мяча из зоны 4 в зону 5, а оттуда передачей снизу в зону 3 и возвращение мяча в зону 4 передачей сверху (рис. 27).

12. Игроки выстраиваются в колонне в зоне 1. Один из игроков - в зоне 2, другой - в зоне 3. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, а оттуда передачей снизу в зону 3 и возвращение мяча в зону 2 передачей сверху.

13. Игроки выстраиваются в колонне в зоне 6. Один из игроков - в зоне 4, другой - в зоне 3, а третий - в зоне 2. Игрок зоны 4 бросает мяч в зону 6 один раз по высокой траектории, другой - по низкой. Игрок из колонны передает мяч сверху, а затем снизу возвращает его в зону 4. Таким же образом игрок передает мячи в зоны 3 и 2, а потом уходит в конец колонны (рис. 28).


14. Игроки построены в колонну по одному в зоне 5. Один - в зоне 3, другой с мячом - в зоне 4. Из зоны 4 мяч посылают на выход игроку из колонны, который, выбегая вперед, выполняет передачу сверху (снизу) в зону 3, а затем уходит в конец колонны. Из зоны 3 мяч возвращается в зону 4.

15. То же, что и в упр. 14, но колонна построена в зоне 1, а игрок с мячом - в зоне 2.

16. Игроки построены в колонну по одному в зоне 6. Один игрок с мячом - в зоне 3. Из зоны 3 мяч передают по высокой траектории в зону 1. Игроки поочередно перемещаются вправо и передают мяч в зону 3 (рис. 29).

17. То же, что и в упр. 16, но мяч набрасывают в зону 5.

18. Игроки построены в колонну в зоне 3 правым боком к сетке. Один игрок располагается в зоне 4, другой с мячом - в зоне 6. Из зоны 6 мяч передают в зону 3, а оттуда - в зону 4 и снова возвращают в зону 6. Игрок зоны 3, передав мяч, уходит в конец колонны (рис. 30).

19. То же, что и в упр. 18, но колонна игроков в зоне 3 стоит левым боком к сетке, а игроки выполняют передачу в зону 2.


20. Игроки построены в колонну в зоне 2. Один игрок находится в зоне 4, другой с мячом - в зоне 6. Из зоны 6 мяч передают в зону 2, оттуда - в зону 4 и снова в зону 6 (рис. 31).

21. То же, что и в упр. 20, но колонна игроков построена в зоне 4. Из зоны 6 мяч передают в зону 4, оттуда - в зону 2 и снова в зону 6.

22. То же, что и в упр. 20 и 21, но мячи передают по различным траекториям.

23. Стоя у сетки лицом друг к другу, волейболисты выполняют передачи мяча двумя руками сверху. Одновременно следят за перемещениями блокирующих на другой стороне площадки.

24. То же, что и в упр. 23. Если один из блокирующих переместился в рядом расположенную зону, то на освободившееся его место адресуется обманная передача.

25. Игроки выполняют передачи из зоны 2 в зону 3 и 4 по различным траекториям.

26. То же, что и в упр. 25, однако в этом упражнении передачи выполняют из зоны 4 в зоны 3 и 2.

27. Передача мяча из зоны 3 в зону 4 или 2 в прыжке.

28. Передача мяча из зоны 2 в зону 3 и 4 в прыжке.

29. Передача мяча из зоны 3 за голову в зону 2 или в зону 4.

30. Передача мяча в зоне 2, 3, 4 над собой.

Модель технической подготовленности

А) образец техники:

Передача начинается с последовательного разгибания ног, туловища, рук; заключительным движением кистей мячу придается необходимое направление полета.

Общая двигательная задача : Принять мяч от другого игрока и совершить передачу мяча сверху двумя руками

Первая фаза: Прием мяча.

Двигательная задача фазы: Руки сталкиваются с мячом на уровне лица над головой, кисти находятся в положении тыльного сгибания, пальцы немного напряжены и согнуты, они плотно обвертывают мяч, образовывая специфическую воронку (момент приема).

Исходное положение (или граничная поза) : ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях, кисти перед лицом, пальцы разведены и образуют «ковш», локти направлены вперед-в стороны.

Основные движения/действия

Смысловые задачи к основным движениям

Требования к основным движениям

Прием мяч от другого игрока, руки на уровне лица над головой согнуты, пальцы немного напряжены, ноги согнуты в коленном суставе

Руки сталкиваются с мячом на уровне лица над головой, кисти находятся в положении тыльного сгибания, мышцы пальцев немного напряжены и согнуты, они плотно обвертывают мяч, образовывая специфическую воронку

Движение происходит быстро, ноги согнуты в коленях, корпус ровный, голова не запрокинута назад,локти не разведены излишне широко, руки разведены не широко.

Большие пальцы отведены,руки выносятся по узкой амплитуде.

Вторая фаза : Передача мяча.

Двигательная задача фазы: Выпрямить руки и ноги, разогнуть кистевые суставы и эластичными движениями пальцев передать мяч

Граничная поза: туловище игрока расположено вертикально, ноги согнуты в коленных суставах, Ноги расставлены, одна нога впереди. Руки вынесены вперед-вверх и согнуты в локтях, держат мяч в ладонях.

Б) условия практического применения: физкультурный зал, требуется сетка и мячи

В) показатели успешности обучения (количественнные или качественные):

Передача мяча сверху в парах за 3 мин:

Оценка «5»- двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко, мяч не упал или упал 1 раз

Оценка «4»- двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений, мяч упал 1-2 раза

Оценка «3»- двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению, мяч упал 3-5 раз

Оценка «2»- двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.

Частные задачи

Средства и методические приемы

Сформировать представление о важности расположения пальцев рук в приеме и передаче мяча

С:Набрасывание мяча над собой

М.П: Преподаватель демонстрирует набрасывание мяча, уточняя:руки поднять, кисти рук приблизительно на пятнадцать сантиметров выше головы с большими пальцами в основании, направленными к вашим глазам. Пальцы должны быть расставлены и иметь немного чашевидную форму. Не расставляйте широко кисти рук. Как руководящий принцип, имейте промежуток не больше пяти сантиметров между большими и указательными пальцами.Большие и указательные пальцы формируют равнобедренный треугольник..

Пальцы немного напряжены. Контакт с мячом должен произойти со всеми десятью пальцами

Добиться выполнения передачи мяча

а) С:.Передача мяча в стенку, меняя разную высоту и силу отскока.

b) С: В парах. Один бросает мяч партнеру, второй верхней передачей возвращает мяч назад.

с) С: В парах на расстоянии 3,5-4 м один от другого и выполняют передачи мяча.

Добиться слитного выполнения передачи и мяча сверху с перемещениями

а)С: верхняя передача мяча над собой на близком расстоянии от стены (5–20 см):

М.П: дети по очереди выпоолняют упражнение:

1) перемещаясь вдоль нее;

2) опускаясь в присед и вставая;самоконтроль

b) C: верхняя передачу над собой с перемещением различными способами(бег, приставные шаги,шаги вперед-назад,поворот вокруг своей оси)

М.П:.в парах, движение по ширине зала, контроль друг за другом.

Проверить и оценить технику передачи и мяча сверху

С:Соревнование на передачу мяча в парах за 3 мин

М.П: Дети садятся, вызываются по парам, передача мяча осуществлчется через сетку. Оценивается работа в паре и техника.

Похожие публикации