Империя мудрых женщин

Готовимся к христову рождеству. Подготовка к светлому празднику рождества христова Рецепт Пряничного домика от Варвары Волковой

Забыть о себе, вспомнить о Боге

Собственно говоря, главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста. Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества. Ведь в этот день Сам Господь, Творец неба и земли, ради нашего спасения становится таким же, как и мы, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Пришествие в мир Христа Спасителя - это центральное событие человеческой истории. Вот почему этот праздник - совершенно особый, и Церковь предлагает нам обязательно к нему подготовиться.

В чем состоит эта подготовка? Надо постараться очистить свою душу и свое сердце, избрать для себя путь доброделания, путь борьбы со своими грехами и страстями. И в помощь нам в этой борьбе установлен пост. Наверное, все, кто ходит в храм, знают, что пост - это воздержание от пищи животного происхождения. Но не все помнят, что пост должен быть еще и воздержанием от всякого рода развлечений, праздного времяпрепровождения. Пост - это время подвига, как ни странно это звучит в контексте современной жизни. И подвиг этот состоит в том, чтобы хотя бы отчасти забыть о себе и больше думать о Боге, об искупительном подвиге Христа Спасителя, который начинается с Его Рождества.

У многих святых отцов есть наглядное сравнение человеческого сердца с вертепом. И они говорят о том, что цель христианина во время Рождественского поста - превратить свое сердце из вертепа - то есть из пещеры для скота, из хлева (на самом деле, этот образ очень точно отражает наше действительное состояние) - в чертог, то есть дворец, достойный встречи Христа-Царя. Это поэтичное сравнение лучше всего выражает смысл той подготовки к празднику, к которой призван каждый христианин.

К радости духовной

Службы Рождественского поста, в отличие от служб поста Великого, структурно не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу. Та же особенность есть и у богослужения в Страстную неделю, она производит очень сильное впечатление.

В эти дни читаются умилительные каноны на повечерии. Я лично их очень люблю и всегда стараюсь читать сам. Повечерие - это служба монастырская, и на обычных приходах она, как правило, опускается. Но я всегда благословляю в дни предпразднства служить повечерие в наших храмах ради этих трогательных, очень глубоких по своему смыслу и содержанию канонов.

6 января - навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день - «до первой звезды». Почему так? Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временно е измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером - так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине. Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня - так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.

Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова. Одно из главных рождественских песнопений - ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» - оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.

Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца. Сегодня у нас темнеет рано - значит, в районе 16–17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2–3 часа ночи.

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» - я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»… Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь - это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность - человек идет в храм.

Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас,?- большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм. Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

Итак, завершается Рождественский пост - время, которое Церковь предоставляет нам для того, чтобы мы могли как можно лучше подготовить свое сердце к великому празднику Рождества Христова. Я хотел бы пожелать всем провести это время с пользой для себя и встретить праздник с духовной радостью, которая выше всех удовольствий мира и которая одна только делает человека по-настоящему счастливым.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Экология жизни: Главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста. Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? На эти вопросы ответил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Забыть о себе, вспомнить о Боге

Собственно говоря, главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста . Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Ведь в этот день Сам Господь, Творец неба и земли, ради нашего спасения становится таким же, как и мы, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Пришествие в мир Христа Спасителя – это центральное событие человеческой истории. Вот почему этот праздник –совершенно особый и Церковь предлагает нам обязательно к нему подготовиться.

В чем состоит эта подготовка? Надо постараться очистить свою душу и свое сердце, избрать для себя путь доброделания, путь борьбы со своими грехами и страстями . И в помощь нам в этой борьбе установлен пост. Наверное, все, кто ходит в храм, знают, что пост –это воздержание от пищи животного происхождения. Но не все помнят, что пост должен быть еще и воздержанием от всякого рода развлечений, праздного времяпрепровождения.

Пост – это время подвига, как ни странно это звучит в контексте современной жизни. И подвиг этот состоит в том, чтобы хотя бы отчасти забыть о себе и больше думать о Боге, об искупительном подвиге Христа Спасителя, который начинается с Его Рождества.

У многих святых отцов есть наглядное сравнение человеческого сердца с вертепом. И они говорят о том, что цель христианина во время Рождественского поста – превратить свое сердце из вертепа, то есть из пещеры для скота, из хлева (на самом деле, этот образ очень точно отражает наше действительное состояние), в чертог, то есть дворец, достойный встречи Христа-Царя. Это поэтичное сравнение лучше всего выражает смысл той подготовки к празднику, к которой призван каждый христианин.

К радости духовной

Службы Рождественского поста, в отличие от служб поста Великого, структурно не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу . Та же особенность есть и у богослужения в Страстную неделю, она производит очень сильное впечатление.

В эти дни читаются умилительные каноны на повечерии. Я лично их очень люблю и всегда стараюсь читать сам. Повечерие - это служба монастырская, и на обычных приходах она, как правило, опускается. Но я всегда благословляю в дни предпразднства служить повечерие в наших храмах ради этих трогательных, очень глубоких по своему смыслу и содержанию канонов.

6 января - навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день - «до первой звезды». Почему так?

Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временное измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером – так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине.

Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня – так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.

Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова.

Одно из главных рождественских песнопений - ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» – оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.

Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца . Сегодня у нас темнеет рано - значит, в районе 16-17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2-3 часа ночи.

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» – я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»... Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь - это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность - человек идет в храм.

Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, - большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм.

Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

Итак, завершается Рождественский пост - время, которое Церковь предоставляет нам для того, чтобы мы могли как можно лучше подготовить свое сердце к великому празднику Рождества Христова. Я хотел бы пожелать всем провести это время с пользой для себя и встретить праздник с духовной радостью, которая выше всех удовольствий мира и которая одна только делает человека по-настоящему счастливым. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Газета «Православная вера», п одготовила Наталья Горенок

Церковное новолетие - 14 сентября по новому (1 сентября по старому) стилю. С этого дня начинается новый богослужебный круг. Со дня церковного новолетия до Рождества Христова молитвенно воспоминаются многие праведники Ветхого Завета, жившие до Рождения Христа.

Предпоследнее воскресенье перед Рождеством - Святых Праотец - посвящено воспоминанию всех праведников дохристианской эпохи, живших верой в грядущего Спасителя. Воскресенье Святых Отец - последнее воскресенье перед великим праздником - посвящено воспоминанию всех предков Иисуса Христа, которые жизнью своей, плотью своей послужили тому, чтобы родился Спаситель.

Первый великий праздник богослужебного круга - Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября по новому стилю). Это событие стоит на стыке Ветхого Завета и Нового. Праведники ветхозаветного времени, Иоаким и Анна своей благочестивой жизнью и подвигом любви к Богу и людям послужили тому, что Бог доверил им стать родителями Пресвятой Девы Марии, которая соединила Небо и землю. Она станет той "Лестницей", по которой Бог придет в наш мир.

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по новому стилю) - новый этап осуществления плана Божиего о нашем спасении.

Благочестивые родители Девы Марии, прожившие в дружном супружестве пятьдесят лет, дали Богу обет: если у них родится ребенок - посвятить его Богу. Они хотели принести в дар Творцу самое дорогое, что может быть в жизни - человеческую душу. Уже во чреве матери Дева Мария согревалась материнской молитвой и любовью. Три года, проведенные Ею в родительском доме, научили Ее доверительной любви к Богу. То, что Она на четвертом году от рождения с радостью идет жить в Иерусалимский храм, свидетельствует о зрелости, пусть и на детском уровне, Ее личных отношений с Господом. Ведь маленький ребенок может пойти жить только к тому, с кем связан узами любви.

Эти два Богородичных праздника духовно подготавливают верующих людей к встрече Рождества Христова: рождается Та, в Которой Сын Божий примет нашу человеческую природу, а Введение Ее во храм указывает, как необходимо человеку искание Бога и стремление к Нему. Ведь именно духовная жизнь юной Девы Марии в храме достигала Небесных вершин, когда Она, стараясь во всем исполнять волю Творца, входила в таинственные глубины богообщения в обетовании храма Истинного Бога. Именно в молитвенной обстановке храма произошло духовное созревание и возрастание Пресвятой Девы до той степени, что Бог доверил Ей стать Матерью Божиего Сына.

Дева Мария стала Храмом Божества. В Ней жил Бог. Святая Церковь ведет своих духовных чад - православных христиан - к тому, чтобы в сердце каждого верующего родился Христос, чтобы человеческая душа стала домом, обителью Бога. Как весь мир в течение тысячелетий был подготовляем к тому величайшему событию, когда Бог родится на земле, станет Человеком и войдет в человеческую историю, так и человек должен подготовиться и созреть для того, чтобы самому стать духовным участником этого события через участие в церковном богослужении. Чем лучше и серьезнее православный христианин готовится к Рождеству, тем больше духовной радости и благодати он сможет принять в свое сердце.

Такому пути к Рождеству и содействует Рождественский пост. Это время духовной подготовки к великому празднику, такой подготовки, когда от встречи с Богомладенцем радостно запоет наша душа и обновится вся наша жизнь. Ожидая дорогого гостя, мы свою комнату выметаем и прибираем. Так же, ожидая Иисуса Христа в нашем сердце, мы должны очистить свою душу покаянием и делами любви и милосердия: и с близкими примириться, и нуждающимся помочь, и словом Божиим и святым Причащением напитать душу. Это нужно для того, чтобы Иисус Христос увидел, что мы ждем Его, и дверь нашего сердца для Него открыта. Тогда радость встречи со Спасителем будет взаимной.

С праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в церквях начинают петься рождественские ирмосы: "Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите, Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися".

По-русски это песнопение можно перевести так: "Христос рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! Христос на земле - возноситесь! Пой Господу, вся земля; и с веселием воспойте, люди, ибо Он прославился".

Девятый рождественский ирмос по-русски звучит так: "Вижу необычайное и чудное Таинство: пещеру - небом; Деву - престолом херувимским; ясли - вместилищем, где возлежит невместимый Христос Бог; Его мы, воспевая, величаем".

Эти песнопения настраивают православного христианина на духовный труд, ведущий к личной встрече с Богочеловеком Иисусом Христом. Ведь яслями, кормушкой для скота, в которые положили рожденного Богомладенца, должна стать наша душа, в которую хочет войти Христос.

В праздник святителя Николая Чудотворца (19 декабря по новому стилю) в православных храмах начинает петься стихира предпразднства Рождества - песнопение, призывающее готовиться к празднику.

Рождественский пост менее строгий, чем Великий или Успенский. Во время него не благословляется мясо-молочная пища, а по средам и пятницам - и рыбная. Более строгим Рождественский пост становится в последние дни - со 2 января. Разумеется, пост должен заключаться не только в пище. Христиане в дни поста уклоняются от развлечений и жизненных удовольствий, усиленно стараются делать добрые дела, в том числе побеждать гнев и разделения, прощать обиды. И конечно - больше молиться и читать Евангелие, чаще ходить в храм, чаще исповедоваться и причащаться.

В канун праздника Рождества Христова - особо строгий пост и очень трогательное богослужение, когда мы вплотную приближаемся к событию всемирного значения - Пришествию Бога на землю.

В Рождественский сочельник по возможности не едят до сумерек. Разумеется, нужно учитывать духовные и телесные силы каждого человека.

И, конечно, самая главная подготовка к Рождеству - примирение с людьми, покаяние и Причащение Тела и Крови Христовых.

Пост, церковные праздники и богослужение ведут нас к встрече с Богом, с Которым мы исправляем нашу земную жизнь и вступаем в Вечную.

Экология жизни: Главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста. Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? На эти вопросы ответил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Забыть о себе, вспомнить о Боге

Собственно говоря, главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста . Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Ведь в этот день Сам Господь, Творец неба и земли, ради нашего спасения становится таким же, как и мы, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Пришествие в мир Христа Спасителя – это центральное событие человеческой истории. Вот почему этот праздник –совершенно особый и Церковь предлагает нам обязательно к нему подготовиться.

В чем состоит эта подготовка? Надо постараться очистить свою душу и свое сердце, избрать для себя путь доброделания, путь борьбы со своими грехами и страстями . И в помощь нам в этой борьбе установлен пост. Наверное, все, кто ходит в храм, знают, что пост –это воздержание от пищи животного происхождения. Но не все помнят, что пост должен быть еще и воздержанием от всякого рода развлечений, праздного времяпрепровождения.

Пост – это время подвига, как ни странно это звучит в контексте современной жизни. И подвиг этот состоит в том, чтобы хотя бы отчасти забыть о себе и больше думать о Боге, об искупительном подвиге Христа Спасителя, который начинается с Его Рождества.

У многих святых отцов есть наглядное сравнение человеческого сердца с вертепом. И они говорят о том, что цель христианина во время Рождественского поста – превратить свое сердце из вертепа, то есть из пещеры для скота, из хлева (на самом деле, этот образ очень точно отражает наше действительное состояние), в чертог, то есть дворец, достойный встречи Христа-Царя. Это поэтичное сравнение лучше всего выражает смысл той подготовки к празднику, к которой призван каждый христианин.

К радости духовной

Службы Рождественского поста, в отличие от служб поста Великого, структурно не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу . Та же особенность есть и у богослужения в Страстную неделю, она производит очень сильное впечатление.

В эти дни читаются умилительные каноны на повечерии. Я лично их очень люблю и всегда стараюсь читать сам. Повечерие - это служба монастырская, и на обычных приходах она, как правило, опускается. Но я всегда благословляю в дни предпразднства служить повечерие в наших храмах ради этих трогательных, очень глубоких по своему смыслу и содержанию канонов.

6 января - навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день - «до первой звезды». Почему так?

Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временное измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером – так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине.

Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня – так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.

Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова.

Одно из главных рождественских песнопений - ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» – оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.

Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца . Сегодня у нас темнеет рано - значит, в районе 16-17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2-3 часа ночи.

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» – я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»... Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь - это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность - человек идет в храм.

Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, - большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм.

Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

Итак, завершается Рождественский пост - время, которое Церковь предоставляет нам для того, чтобы мы могли как можно лучше подготовить свое сердце к великому празднику Рождества Христова. Я хотел бы пожелать всем провести это время с пользой для себя и встретить праздник с духовной радостью, которая выше всех удовольствий мира и которая одна только делает человека по-настоящему счастливым. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Газета «Православная вера», п одготовила Наталья Горенок

Pixabay.com

Рождество — второй по величине православный праздник. Он наполнен тайной, ожиданием чуда, волшебством. Этого праздника ждут, к нему готовятся. ХОЧУ расскажет, как правильно подготовиться к , чтобы ощутить всю чарующую магию этого дня.

В Украине ночь перед Рождеством называют Свят вечер. Его отмечают 6 января накануне . В этот день заканчивается cорокадневный Свят вечер принято провести постной трапезой в честь Рождества и одновременно встретить наступление радостного дня — 7 января.

Рождественские гадания

В ночь с 6 на 7 января принято гадать. К и в другие праздники относятся по-разному. Ревностные христиане считают, что все гадания - не более чем языческая традиция, пришедшая к нам из глубины веков. Они напоминают, что Церковь называет гадание большим грехом.

Другие в противовес утверждают, что в святочные дни нечистая сила теряет свою мощь и не может навредить людям, а священнослужители вроде бы не считают гадания на святки "бесовскими" и разрешают такие забавы. Однако традиция гадания на Рождество соблюдается до сих пор.

Церковь

Рождество — это в первую очередь праздник души. Поэтому, если вы решили провести ночь накануне Рождества в храме, тогда узнайте, как правильно подготовится к длительной рождественской службе.

Во-первых, готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать. Для этого обязательно поспите накануне перед службой, и выпейте кофе.

Поститесь правильно. "До первой звезды" означает не голодать, а присутствовать на богослужении. В этом случае поесть можно будет уже днем, то есть после окончания литургии. Но если этот день вы решили посвятить уборке, и так далее, тогда ешьте после "первой звезды".

Что касается исповеди, то лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться. Людей в храме будет очень много, а батюшка, как правило, один. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Тем более, что это не несет никакой пользе ни душе, ни телу.

Подготовьтесь к богослужению — почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов. В таком случае, вы будете знать, когда можно ненадолго присесть и слушать то, о чем читают. По выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о ногах.

В праздники храмы переполнены. Поэтому поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз. Ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, в таких случаях правильнее положить в ящик для пожертвований, чем во что бы то ни стало прорываться к подсвечнику. Обязательно причаститесь.

Рождественский стол

Традиционно в Украине, помимо , на столе обязательно присутствовали еще 11 блюд (вместе с кутьей 12 — в честь 12 апостолов). Это узвар (компот, приготовленный из сушеных ягод и фруктов), капустняк, горох, рыбные блюда, голубцы с рисом, постный борщ с грибами, каша гречневая, вареники с капустой, постные блины, грибы, пироги.

Трапеза проходит без алкоголя, а все блюда подаются слегка разогретыми, чтобы хозяйка дома постоянно находилась за столом, а не отвлекалась на готовку. Считается, что нужно попробовать каждое блюдо, но не съедать его полностью — чтобы в доме всегда был достаток.

Подарки

Дарение подарков (прежде всего детям) восходит к дарам волхвов Богомладенцу, принесших ему золото, ладан и смирну. Издавна традиционным рождественским подарком были свечи . Они обязательно должны быть праздничными, красиво оформленными. Свеча символизирует жизнь яркую, горящую, светлую, а также уют в доме.

Лучший подарок и большим и маленьким — это сладости . Излюбленное лакомство европейцев — это марципановые рождественские фигурки. Также успехом пользуются шоколадные фигурки и пряники.

Фигурки Иисуса и Марии — традиционный подарок во многих странах. Кроме того, принято дарить маленькие иконки с изображением Христа и Марии. В некоторых странах на Рождество дарят книги — как символ знаний и мудрости. Часто они были духовного содержания, и особое внимание уделялось празднично оформленной обложке. Детям подойдут сказки с красивыми картинками.

Источник фото: pixabay.com, открытые источники в сети

Похожие публикации