Империя мудрых женщин

Что нужно купить в школу: советы ученикам и их родителям. Что нужно ребенку в школу. Готовим детей в школу о школьной форме и внешнем виде обучающихся

В 2006 году такое мнение высказали 12% россиян, в 2015 году – 9%.

Участники опроса фонда «Общественное мнение» «Представления россиян о будущем страны через 20 лет» в конце 2016 года заявили, что они недовольны состоянием здравоохранения (60%), экономики (48%), соцзащиты (40%) и образования (39%).

Вот один из способов проверить, есть ли коррупция в вашей школе.

Четыреста семьдесят пять насадок для швабр

Одна из самых распространенных родительских жалоб звучит так: «Каждый год школа заставляет нас покупать множество вещей. И нельзя отказаться!»

На самом деле – можно. И даже нужно.

Если вас заставляют это купить, откажитесь!

Родители не должны покупать для школы:

– кресла, столы, стулья, скамеечки, банкетки, шкафы, стеллажи;
– компьютеры для учителей и учеников;
– планшеты для учителей и учеников;
– экраны, проекторы, микрофоны всех видов;
– наборы посуды, подносы, раздаточные линии для столовой;
– мячи, сетки, насосы для накачивания мячей;
– спортивное оборудование для занятия всеми видами спорта;
– тренажеры всех видов;
– музыкальные центры и музыкальные инструменты… и многое другое.

Если вас будут заставлять это делать, сошлитесь на приказ Минобрнауки РФ № 336 и закон «Об образовании в РФ», по которому образование в России – бесплатное.

Порядок упоминания, конечно, будет обратный: сначала – федеральный закон (273-ФЗ), а потом – приказ Минобрнауки РФ (№ 336).

Эксперты указывают, что длиннейший список «запрещенных вещей» из приказа Минобрнауки РФ приведен не случайно: он имеет антикоррупционную направленность.

Дело в том, что администрации школ все чаще требуют от семей оплатить вещи, которые школа давно уже приобрела. Куда пойдут собранные деньги, родителям не сообщают.

А это – классическая коррупционная схема.

Например, классный руководитель просит родителей внести деньги на новые баскетбольные мячи. Знакомая история, не правда ли?

Но ее развязка может оказаться неожиданной. Мячи, на которые собирались деньги, давно были закуплены, оплачены из средств регионального или муниципального бюджета и преспокойно ожидали на складе нового учебного года.

Если вы спросите, куда пошли деньги, собранные «на мячи», классный руководитель ответит, что не знает.

Другой случай: родительский комитет, которому надоело вносить деньги на то и на другое, потребовал у школы отчета. И выяснил: за год своими взносами мамы оплатили 475 насадок для швабр. При этом на собранные деньги не было закуплено ни одного рулона туалетной бумаги, ни одного средства для мытья окон или сантехники. Одним словом, – ни одной полезной вещи!

Кстати, 475 насадок для швабр родительскому комитету тоже не предъявили…

«Интересно, а они вообще были куплены?» – с возмущением написала в «Фейсбуке» одна из мам.

Многим кажется, что это обидно и несправедливо по отношению к ним самим и их детям. Но на самом деле это – опасно. Вы никогда не узнаете, в чей карман отправились собранные деньги. На этом и держится школьная коррупция.

Поэтому, когда родителей просят в очередной раз внести деньги на мебель или на оборудование для спортзала, можно дать классному руководителю жесткий ответ: «Мы не хотим участвовать в коррупционных схемах».

Обоснование простое: сегодня запрещено покупать для школы на родительские деньги даже коврики для крыльца и доски объявлений. Зачем же просить семью нарушать закон, покупая мебель, планшеты или спортивное оборудование?

Эксперты советуют: когда родителей директивным образом, от лица школы, заставляют платить за покупку эстафетной палочки или большого зеркала в школьном холле (если, конечно, их ребенок не потерял палочку и не разбил зеркало – это другой случай), значит, школа вовлечена в коррупционные схемы на уровне района или города.

И тогда ее деяниями должна заняться прокуратура. Потому что школьная коррупция – прямое отражение коррумпированной среды, которая сложилась вокруг нее.

Эту среду создают не педагоги, а муниципальные и региональные власти. Школа только выполняет их распоряжения, а ее директор – нижнее звено в этой цепочке.

И в этой среде бесполезно спрашивать, куда уходят собранные деньги. Родителям все равно не скажут правды.

«Если вы не знаете полного списка вещей, на которые сегодня нельзя собирать деньги с родителей, – советует Анна Вавилова, – задайте себе простой вопрос: сможет ли ваш ребенок осваивать образовательную программу без того средства обучения, которое школа заставляет вас купить. Если нет, то эту вещь вы как родитель покупать не должны. Ее должна дать учащимся школа!

Постараюсь объяснить на примере: учительница задает вашему ребенку домашнее задание, для которого у вас должен быть дома собственный глобус (который, кстати, входит в список из приложения к Приказу 336). Если вы не купите глобус, ребенок не сможет выполнять домашние задания, а в итоге – не освоит школьную программу. Вывод: семья не должна платить за глобус, эту проблему должна решить школа.

Она может, например, устроить у себя “прокат глобусов” и выдавать их ученикам для выполнения домашней работы… Но главный момент, про который родители не знают, а руководители школы забывают: именно школа принимает образовательную программу. В том числе – и рабочие программы по разным предметам.

Если школа заявляет родителям, что будет использовать современные, может быть, даже “модные” учебно-методические материалы или средства обучения, они должны у нее быть. Администрация не имеет права покупать их за ваш счет».

«Брать деньги с родителей в школах все равно будут»

В 2016 году Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции (ИВК), который каждый год составляет международная организация Transparency International. ИВК рассчитывается ежегодно с 1995 года. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 – с самым низким. Говорится об «индексе восприятия», потому что оценка выставляется не экспертами, а жителями той или иной страны. Это они выносят окончательный вердикт.

Ситуация в нашей стране была оценена самими россиянами на 29 баллов из 100 возможных.

В 2014 году, во время опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», больше половины опрошенных отметили: почти каждый человек возьмет взятку, если ему предложат.

И не удивительно, что этим сугубо российским убеждением (все дают и все берут взятки) охотно пользуются недобросовестные администрации школ.

Сергей Феклин, юрисконсульт, контрактный управляющий гимназии 1544, руководитель юридической клиники Московского государственного педагогического университета, предупреждает, что в некоторых школах деньги с родителей все равно будут собирать.

«Приказ № 336 – это федеральный документ, – говорит Сергей Феклин. – Он адресован регионам России, в которых зачастую не хватает средств на образование. В Москве ситуация иная. Если в Москве какая-то школа решит закупать на средства родителей те вещи, которые перечислены в приказе № 336, директора школы просто уволят. Но я не ручаюсь за ситуацию в некоторых регионах России.

Дело в том, что за неисполнение этого приказа директор школы не несет ответственности. Если он будет требовать с родителей деньги на закупку самых разных вещей, о которых мы уже говорили, он не будет ни уволен, ни оштрафован. Как приказ Минобрнауки РФ, этот документ обязателен к исполнению, но директор школы может его не исполнять: ведь в документе не сказано, что ему будет за нарушение приказа».

Похоже, ничего.

В 2015 году на вопрос ВЦИОМ, есть ли (по их мнению, конечно) коррупция в их населенном пункте, лишь 1% россиян ответили «нет»!

26% отозвались: «коррупция есть, и очень высокая», 33% – ответили: «коррупция высокая», 24% – « у нас коррупция средних размеров».

Стоит ли удивляться, что мамы и папы во всем подозревают коррупцию. Даже в сборах денег на мешки для обуви или на обложки для тетрадей и школьных учебников!

Между собой родители имеют право собирать деньги на что хотят, но сегодня родительские комитеты вынуждены неделями уговаривать мам и пап внести деньги на экскурсию или на детский праздник.

«Родительский комитет и сборы в него – это помощь родителям, а не наоборот, – считает Оксана Лысенкова, руководитель Московского родительского клуба.

– Гораздо удобнее и дешевле закупать тетради, обложки и т.п. коллективно. Сборы в родительский комитет абсолютно добровольные. Любой может отказаться от участия в групповых закупках».

Ее общедоступная группа в «Фейсбуке» помогает московским родителям решать разнообразные проблемы в школах: от организации питания до работы медицинских кабинетов. Оксана Лысенкова уверена, что родители должны реализовать свое право участвовать в управлении школой и тем самым затруднить действия коррупционеров.

В 2015 году 56% россиян честно ответили на вопрос ВЦИОМ, что полностью победить коррупцию в России невозможно. Однако 40% опрошенных посчитали, что общество справится, если будет активно действовать.

Эти 40% объединяются в родительские комитеты и тем самым получают возможность отстаивать права своих детей.

«Родители могут провести собрание, зафиксировать факт создания Совета родителей (законных попечителей) учеников, выбрать его членов и председателя, известить об этом школьную администрацию, передать директору школы документы (например, протокол создания Совета и свои координаты). В этом случае их мнение будет учитываться, – объясняет Анна Вавилова. – Об этом говорит 30 статья закона “Об образовании в РФ”. Родители смогут знакомиться с проектами школьных локальных документов, участвовать в их обсуждении и предварительной оценке и реагировать на стадии их подготовки. Хотя все это еще не значит, что администрация школы согласится с их мнением. Она имеет право утвердить любой школьный локальный акт в собственном варианте».

Что надо помнить родителям

– В России принят Федеральный закон «Об образовании в РФ» (или 273-ФЗ). Для семей важна статья 3, в которой говорится, что родители и законные представители детей имеют право на участие в управлении образовательными организациями (то есть школами).

– В статье 89 подчеркнуто, что «Управление системой образования осуществляется на принципах… учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер».

– А статья 29 напоминает о том, что в школах могут действовать «…педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы».

А вашим детям нужен пятый телевизор в классе?

Министерский приказ № 336 многое изменил в жизни школы. Накануне 1 сентября некоторые мамы и папы жалуются на то, что администрация школ вообще отказывается принимать от них дарения и пожертвования. И это обидно, когда родителям хочется сделать школе подарок от чистого сердца.

«Никто не запрещал родителям покупать те или другие вещи для школы по собственному желанию, – подчеркивает Анна Вавилова.– Если семья хочет оформить дарение или пожертвование школе, можно на всякий случай вписать в договор пожертвования, что делается оно добровольно, и что вам в школе сказали, что вы не обязаны были его делать.

После того, как вышел приказ Минобрнауки № 336, администрации многих школ поняли, что родительские подарки могут выйти им боком. Особенно когда выясняется, что дети всем классом – а это незаконно – учились по купленным родителями учебникам и пособиям.

Конфликты между администрацией и родителями – частое явление. При этом случается, что мамы и папы, которые вчера говорили: я охотно куплю то и это для школы за свой счет, сегодня начинают возражать и возмущаться: на нас оказывалось давление, все это незаконно, мы передумали это покупать… и тогда директору и завучу трудно доказать, что они не давили на родителей. Поэтому сегодня некоторые школы предпочитают вообще не брать от родителей подарков, даже если они сделаны от чистого сердца».

«Если школа отказывается от родительского подарка – то, может быть, и не надо его делать, – считает Сергей Феклин. – Но тут надо разбираться с причинами – для чего родители хотят сделать школе этот подарок. Детям не на чем сидеть, стулья в классе разваливаются? Это один разговор. А если родители хотят подарить что-то, что уже есть в школе, например, пятый телевизор в класс, – зачем он детям нужен?»

Бесплатная форма бывает только в армии

Накануне 1 сентября родители размышляют о школьной форме. Нужно ли ее носить? Почему учительница прерывает урок и при всем классе велит вашей дочери снять сережки? Почему вашего сына выгнали с занятий за то, что у него под школьным пиджаком была футболка с принтом его любимой спортивной команды?

Все чаще на родительских форумах задаются два вопроса.

И второй – если школа вводит форменную одежду, почему она не компенсирует родителям расходы на ее покупку?

«Требования к школьной одежде и форма – это разные вещи, – поясняет Анна Вавилова. – Надо развести два этих понятия. Школа имеет право устанавливать требования к одежде учеников (и даже к одежде учителей) в локальном школьном акте. Он может называться “О форме одежды в школе №” и учитывать типовые требования к одежде школьников, принятые на региональном уровне.

Чаще всего в этом документе говорится, что школьники должны носить одежду строгого или делового стиля, отказаться от украшений, сложных причесок, пирсинга и т.п. Все это законно. Но не следует забывать, что доступ к качественному образованию (на этом основано российское законодательство об образовании) не должен зависеть от финансовых возможностей родителей. В том числе – от возможности оплатить ту или иную форму одежды.

Конституция Российской Федерации гарантирует всем россиянам право на бесплатное образование. Это значит: ребенок получает образование на бюджетной основе, не платя ни копейки и ничего не покупая. Поэтому родители могут и даже должны участвовать в обсуждении документа о форме школьной одежды».

«Должна ли школа или муниципалитет оплачивать родителям покупку школьной формы? Вы будете удивлены, но в России для школ вообще не предусмотрена форма.

Форменная одежда предполагает конкретный образец, его детальное описание, точные правила ношения. Учредители обязаны обеспечить формой те организации, которые работают в сферах обороны, безопасности, обеспечения законности и правопорядка, на таможне, во флоте, в авиации и т.п. В принципе, на региональном уровне власти могут принять решение выдавать школьникам бесплатную форменную одежду. Но я таких случаев не помню.

Можно ли исключить школьника за то, что он придет на занятия не в форме или отказывается носить школьную форму? Нет. Нельзя лишить ребенка права на образование из-за того, что он не соблюдает дресс-код школы. Одно дело – сознательное нарушение правил, нежелание носить принятую в школе форму одежды. И другое – когда администрация школы требует от родителей купить дорогую одежду, на которую у семей нет средств.

Иногда цвета для школьной одежды предполагаются настолько экзотичные, а покрой описан так подробно, что единственная возможность выполнить эти требования – купить дорогие ткани и шить одежду в ателье. В этом случае родители имеют право попросить администрацию школы пересмотреть требования к школьной одежде (и установить те, которые позволили бы семьям разного достатка выполнить их). Если директор не соглашается, у родителей остается право жаловаться учредителю школы (то есть муниципальному комитету или департаменту образования) или в региональное Министерство образования».

«Платье должно быть содержимо в чистоте и опрятности…»

Несколько правил, которые следует помнить, покупая школьную форму или обсуждая вопрос, какой она должна быть:

– Школьная форма – это стиль одежды.

– Она может быть любого цвета и покроя, но должна соответствовать санитарно– эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03, утвержденным главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 апреля 2003 года № 51.

В некоторых регионах России школы устанавливают требования к трем видам школьной одежды:

– повседневной,
– парадной,
– спортивной.

Если в уставе школы описан только повседневный вариант одежды, парадная и спортивная одежда выбираются по желанию детей и родителей.

– Многие школьные уставы запрещают носить обувь на толстой платформе, туфли на высоком каблуке (более 7 см), футболки с принтами, яркие рубашки с рисунком, брюки с заниженным поясом, колготки ярких цветов с ажурным рисунком. Иногда эти требования не нравятся родителям, но юристы считают их законными.

– Когда будете выбирать школьную одежду, учтите, что стандартная длина юбки для девочек – плюс-минус 5 см от колена (в некоторых школах – до 10 см выше колена).

Иногда в уставах школ упоминается неопределенная мера – «ладонь» («юбка школьницы должна быть на ладонь выше или ниже колена»). Чтобы не столкнуться 1 сентября с сюрпризами, длину юбочек для школьниц лучше согласовывать со школой.

– Из стандартных требований для школьниц: деловой костюм, однотонное платье, сарафан или блуза с юбкой. Брючный костюм должен быть не броским и без отделки. Брюки классического покроя. В одежде делового типа возможны различные варианты полосок и клеток неярких тонов. Прическа школьницы: волосы чистые, ухоженные. Длинные волосы убираются наверх и закалываются.

Одежда для юношей: деловой костюм – двойка или тройка традиционного покроя, сорочка однотонная, галстук. Цвет школьной одежды – синий. Для мальчиков разрешены брюки черного или синего цвета. В некоторых школах выбирают бордовый цвет пиджаков и жилетов в сочетании с клетчатыми юбками или темными брюками. Могут быть и другие варианты, но, как правило, они относятся к дорогим частным школам.

А вот как решался этот вопрос в XIX веке в женской гимназии:

«…Ученицы в праздничные и воскресные дни и накануне их должны посещать богослужения, не опаздывать на молитву, которая начинается за четверть часа до начала первого урока.

…Ученицы обязаны являться в гимназию и находиться вне дома в одежде установленной формы. Положенные для них коричневого цвета платья и черные передники должны быть самого простого фасона, без всякого следования моде. Ношение широких кружевных или шитых гладью воротников, таковых же обшлагов на рукавах платья, замысловатых оборок, и всяких украшений на передниках, равно как и ношение браслетов, колец, брошек, металлических цепей, часов и т.п. как отступление от формы отнюдь не дозволяется.

Всякие подражания моде в отношении волос запрещаются решительно. Волосы должны быть гладко причесаны. Все девицы высших четырех классов и восьмого дополнительного класса не должны стричь волосы. Исключение допускается лишь тогда, когда волосы острижены вследствие болезни, по предписанию врача, свидетельство от которого предоставляется ученицею начальнице гимназии.

Платье должно быть содержимо в полной исправности и чистоте. Ученица всякий раз, прежде выхода из дома, должна осмотреться все ли на ней в надлежащем порядке, не разорвано ли где платье, и все недостатки костюма немедленно исправить».

(Из «Важнейших правил для учениц Мариинской Донской женской гимназии», утвержденных Советом гимназии 14 ноября 1884 года)

Если каждый ученик будет придерживаться школьного Устава, в учреждении образования всегда будет доброжелательная и уютная атмосфера.

Перед тем как определять малыша в первый класс, родители и педагоги должны объяснить ему не только правила поведения. Ребёнок должен знать свои права и обязанности. Об этом можно прочитать в нашей статье.

Кто имеет право на обучение

Получение образования осуществляется в интересах человека, общества и государства. Если учёба будет платной, не каждый взрослый сможет дать своему ребёнку не только среднее, но и начальное образование. Именно потому что обучение бесплатно, все дети могут спокойно учиться в государственном учреждении.

Что такое начальная школа? Дети идут в первый класс для получения знаний. Перед тем как учить ребёнка разным наукам, учителя обязаны разъяснить школьникам все права, обязанности и правила поведения в образовательном учреждении. Для начала давайте разберёмся, кто же имеет право на получение среднего образования. Только российские граждане или нет?

В Конституции РФ в статье 43 сказано: каждый человек имеет право на образование. Независимо от возраста, нации, религиозного воспитания или пола, любой индивидуум, проживающий в России, обязан учиться и получить среднее образование. Если человек не владеет русским языком, он не сможет участвовать в учебном процессе.

Согласно ч. 4. ст. 43, каждый человек обязан освоить общую школьную программу. После того как ребёнок получил среднее образование, он имеет право поступать в высшее учебное заведение на конкурсной основе для того, чтобы получить профессию. Образование направляется на развитие личности каждого человека. По окончании учёбы каждый ученик должен иметь знания в определенном объеме. Каждый ребёнок обязан перед выпуском из школы сдать экзамены, которые оценивают его знания. Только потом выдаётся аттестат, служащий основанием для поступления в вуз.

Важно! Право на образование в России имеет только гражданин нашей страны.

Каковы права ученика в школе?

Не все дети желают должным образом учиться, и вовсе не потому, что они глупые. Дело в том, что ученики не всегда наблюдают дружелюбную и спокойную атмосферу в школе. Из-за этого очень часто пропадает желание учиться и получать соответствующие знания. Нужно, чтобы дети знали права ребёнка в школе и на уроках.

И сами взрослые не всегда знают законы, чтобы поговорить о них со своими детьми, а потом научить их отстаивать свои интересы.

Права школьника в школе:

  1. Ребёнок имеет право на полноценную школьную программу.
  2. На уважение своей личности – педагог не должен ребёнку грубить и хамить.
  3. Ребёнок имеет право на доброжелательную и спокойную атмосферу во время учёбы.
  4. Школьник имеет право на объективную оценку своих знаний: учитель не должен занижать или завышать баллы ребёнку.
  5. Ученик может высказать своё мнение, а педагог обязан выслушать мысли ученика и объяснить ему, прав он или нет.
  6. Ребёнок имеет право на собственную точку зрения и должен уметь доказывать правоту, если он уверен в своих мыслях и суждениях.
  7. На неприкосновенность своих личных вещей – педагог или сверстники не должны брать без разрешения ученика такие предметы, как телефон, планшет, учебник и др.
  8. На отдых – педагог не должен занимать часть перемены, продолжая свой урок.
  9. Ученик имеет право на консультацию с юристом или психологом.
  10. Каждый ребёнок имеет право на свободу передвижения по школе на перерыве.
  11. Каждый школьник должен знать свои права.

У каждого ученика начальное образование должно начинаться с изучения прав и обязанностей ребёнка и педагога.

Права ученика на уроке

Каждый ребёнок хочет к себе доброжелательное отношение не только со стороны сверстников, но и учителей. Педагог не всегда скажет ученику, какой балл он поставил за ответ или за написанную контрольную работу. Это неправильно. У каждого ребёнка есть права не только в школе, но и на уроках.

Очень часто учителя не понимают, какой дискомфорт испытывают дети, лишенные возможности знать о своих успехах и неудачах.

Права ученика на уроке:

  1. Ребёнок должен знать, какой балл поставили ему за знание.
  2. Ученик имеет право знать все свои оценки за предмет.
  3. Ребёнок может высказать своё мнение по теме урока.
  4. Школьник имеет право на уроке выйти в туалет не отпрашиваясь, но поставив учителя в известность.
  5. Ученик на уроке может исправить педагога, если тот оговорился.
  6. Школьник имеет право поднять руку и ответить, если это касается темы урока.
  7. Ученик может по окончании урока выйти из класса (когда прозвенел звонок).

На этом права ученика в школе и на уроке не ограничиваются. Ребёнок имеет право и на полноценное обслуживание, которое заключается в наличии квалифицированного медработника, охране и др. Читайте далее...

Права школьника на здоровое и качественное обслуживание

Каждый ученик имеет право на полноценное, качественное и здоровое образование. Как это сделать? Всё зависит от администрации школы и государства. Здоровая атмосфера в школе будет сохраняться, если соблюдаются следующие условия:

1. Ребёнок имеет право на получение качественного и бесплатного медицинского обслуживания в течение рабочего дня.

2. Для школьника администрация должна создать чистоту на всей территории учебного заведения.

3. Каждый класс должен быть хорошо освещён.

4. Уровень шума не должен превышать норму.

5. Температура в школе должна быть комфортной для занятий.

6. Еда должна быть здоровая и качественная. На её приём отводится не меньше 20 минут.

7. Для гигиены в туалете должно быть все необходимое: мыло, бумага, полотенце.

Взрослые должны защищать права ребёнка в школе. Ведь только от них зависит умственное и физическое воспитание ученика.

Права ребёнка на уроке классного часа

В каждой школе классный руководитель проводит с детьми воспитательную работу. Этот урок называется классный час.

Права школьника в России на этом занятии:

1. Дети имеют право выбирать тему обсуждения. Они обязаны прийти к общему знаменателю. Ученик имеет право приготовить по теме урока интересную презентацию или рассказать занимательную историю.

2. Каждый школьник может в спокойной атмосфере обсудить рассказ или презентацию, высказать свою мысль. Учитель не должен перебивать ребёнка. Если ученик неправ, педагог обязан его исправить и объяснить, что сказано неверно.

Обязанности ученика в школе

Каждый ученик не только имеет права, но и определённые обязанности как на уроке, так и в школе. Об этом далее и поговорим.

Обязанности школьника в учебном государственном учреждении:

  1. Каждый школьник должен уважать всех работников школы.
  2. Каждый ученик обязан здороваться со старшими.
  3. Ребёнок должен уважать труд взрослых. Это касается не только педагогов, но и сторожа, уборщицы и т. д.
  4. Ученик должен соблюдать школьный режим.
  5. Школьник обязан добросовестно учиться, осваивая знания и навыки.
  6. Если ребёнок отсутствовал в школе, он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (опекунов).
  7. Каждый школьник обязан выполнять все требования директора, учителя или других взрослых, если это касается Устава школы.
  8. Ученик обязан придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным и одетым по правилам школы.
  9. Каждый ребёнок должен соблюдать правила техники безопасности.
  10. Если ученик обнаружил на территории школы подозрительную личность или брошенную сумку, он обязан сразу же оповестить об этом администрацию школы.
  11. Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту как в здании школы, так и на её территории.
  12. Если ученику срочно нужно уйти с уроков, он обязан заранее принести записку от родителей классному руководителю.

Обязанности школьников на уроке

Каждому ученику нужно не только в школе придерживаться всех норм и правил, но и на уроках. Всё-таки педагог передает знания, и чтобы их усвоить, необходимо придерживаться некоторых правил.

В каждой школе имеется по этому поводу устав для ученика, с которым он может ознакомиться в свободное время.

Обязанности ученика на уроке:

  1. Каждый школьник обязан добросовестно выполнять домашнее задание по каждому предмету.
  2. Ребёнок обязан предъявить дневник учителю по первому требованию.
  3. Ученик должен внимательно слушать всё, что говорит педагог на уроке.
  4. Школьник обязан приносить все необходимые принадлежности на занятия: ручку, линейку карандаш, книги и тетради.
  5. У ребёнка не должно быть лишних предметов и игрушек в рюкзаке.
  6. Ученик обязан по указанию учителя подойти к доске или отвечать с места, не пререкаясь.
  7. Пройденную тему каждый школьник обязан выучить и сдать учителю тогда, когда тот потребует.
  8. Ученик обязан приходить на урок вовремя, без опозданий.
  9. Во время занятий школьник должен вести себя тихо. Если у него есть желание ответить на уроке, необходимо поднять руку.
  10. Ученик обязан слушаться учителя.

Все права и обязанности школьника должны быть не только известны ученикам и сотрудникам школы, но и беспрекословно исполняться.

Правила поведения ученика на уроке

Каждый школьник обязан придерживаться определённого поведения как на уроках, так и на перемене.

Правила поведения на уроках:

  1. Каждый ребёнок должен приходить на занятия за 15 минут до звонка, чтобы успеть переодеться и приготовиться к уроку.
  2. Ученик не должен находиться в помещении в верхней одежде или шапке.
  3. Школьник обязан быть в классе в тот момент, когда прозвенел звонок.
  4. Ребёнок не должен заходить на занятия вместе с учителем или после него.
  5. В то время, когда зашёл педагог, дети должны подняться для того, чтобы поприветствовать его.
  6. Ребёнок обязан на уроке вести себя тихо и не отвлекать других детей.
  7. Когда идёт урок, ученик не должен жевать жвачку или употреблять пищу.
  8. Во время занятий запрещается пользоваться мобильной связью.

Правила поведения ученика на переменах

Ребёнок обязан вести себя должным образом не только на уроке, но и на перемене. Это значит, что есть определённые правила, прописанные в школьном Уставе. Давайте рассмотрим, каких порядков ученик должен придерживаться в школе.

Поведение ученика на переменах:

  1. В то время, когда прозвенел звонок с урока, ребёнок обязан привести в порядок свое рабочее место и приготовиться к следующему уроку.
  2. На перемене ученик должен спокойно ходить по школе, а не бегать.
  3. Школьник обязан дружелюбно общаться со сверстниками (не драться и не ссориться).
  4. Со всеми работниками школы здороваться.
  5. Если ребёнок входит в помещение, а сзади находится учитель, ученик обязан пропустить старшего.

Что запрещается ученику в школе?

Есть некоторые вещи, которые категорически запрещается делать школьнику:

  1. Ребёнку нельзя прыгать по ступенькам и кататься на перилах.
  2. Нельзя носить с собой в школу опасные для жизни предметы.
  3. Запрещается на территории школы играть в карты.
  4. Нельзя курить и распивать спиртное.
  5. Нельзя открывать резко двери, так как можно кого-то ударить.
  6. Запрещается грубить и хамить старшим.
  7. Школьнику нельзя нецензурно выражаться не только при взрослых, но и при других учениках.
  8. Запрещается брать чужие вещи, тем более их портить. Если ребёнок всё-таки повредил чужое имущество, родители обязаны возместить его полную стоимость.
  9. Запрещается школьнику приходить на урок без выполненного домашнего задания.

Проблемы ученика в школе

Бывают у ребёнка некоторые проблемы со сверстниками и педагогами. Почему это происходит? Проблемы детей в школе бывают из-за поведения. Он не может сидеть спокойно на стуле, крутится, мешает соседу по парте, педагогу и всем детям. Учитель, соответственно, сердится на него, а учебный процесс нарушается.

Также есть дети медлительные, которые не успевают усваивать учебный материал наравне со сверстниками.

Вот лишь два примера, какие у школьников могут быть проблемы с учёбой.

Поэтому дети должны ещё в начальных классах знать обязанности и права ученика в школе.

Какие последствия влекут за собой невыполнения школьного Устава

Если ребёнку не объяснять права и обязанности школьника, он легко сможет стать нарушителем. Что же может произойти, если не выполнять положенных норм? Сначала ученику выносит выговор учитель. Если школьник не послушался и продолжает порчу имущества, драку и т. д., тогда вызывают в школу родителей, которых приглашают со своим ребёнком к директору. Всё зависит от конкретного поведения. Если ученик бесконечно бьёт детей, ворует, причиняет моральную боль, тогда его могут исключить из школы.

Чтобы этого не происходило, администрация, классный руководитель или другие взрослые могут устраивать уроки классного часа для ознакомления детей с нормами поведения. Права и обязанности школьника – это закон как для педагогов, так и для учеников. И его нужно придерживаться в государственном учреждении.

Заключение

Чтобы у ребёнка была положительная репутация в школе, его надо учить с первого класса, как вести себя в школе. Каждый ученик должен знать, каковы не только обязанности, но и права ребёнка в школе. Часто педагоги несправедливы к ученикам. Дети не всегда знают, какую оценку за знания им выставил педагог. Также учителя очень часто занижают или завышают баллы. В таком случае родители обязаны сходить в школу и защитить права своего ребёнка в спорной ситуации. Права ученика в школе должны строго соблюдаться педагогами. Это крайне важно при развитии подрастающего поколения. На сегодняшний день тема «Защита прав школьника» актуальна. Им могут помочь не только родители, но и социальные службы. Дети имеют право позвонить и сообщить о своих проблемах по телефонам доверия этих организаций.

Что надо маленькому школьнику для учебы? Обычно на родительском собрании учительница озадачивает мам и пап огромным списком необходимого ребенку в школу, а задача родителей первоклассников, чтобы покупки были качественными, нужными и на все это хватило средств. Итак, пойдем по списку…

Школьная форма — самое ответственное приобретение. Цвет обычно предлагается выбрать на родительском собрании. Вам предстоит угадать размер так, чтобы вещь послужила дольше (а ведь дети так быстро растут!) и не выглядела, словно она с чужого плеча. Обычно форму шьют из полушерстяных тканей, где к шерстяным волокнам добавлены двух – трех и более компонентные смеси, например, 40% шерсти, 40% лавсана и 20% вискозы. Полушерстяные ткани, содержащие синтетические волокна, отличаются небольшим весом, малой усадкой, несминаемостью, хорошей фиксацией складок и плиссе при влажной и тепловой обработке, которые хорошо сохраняются при носке, после стирки и химической чистки. В костюме главное — качество, иначе, даже если он обойдется дешевле, то быстрее потеряет приличный вид: на брюках и рукавах пиджака будут образовываться затяжки, на ткани — катышки.

Спортивная форма (подход к выбору должен быть тот же: чем натуральнее, тем лучше) и обувь (оптимальный вариант кроссовки, кеды или теннисные туфли на липучках, так как многие первоклассники еще не совсем уверенно справляются с завязыванием шнурков).

Сменная обувь , если ее требуют в школе, должна быть легкой и комфортной, с удобной застежкой.

— . В статье подробно рассмотрели преимущества.

Дневник брать лучше в мягкой обложке: и дешевле, и носить легче.

Тетрадей для начала купите по 10 штук в клетку и в косую с дополнительной линией. Обратите внимание, чтобы линии были четкие — малышу не придется напрягать зрение во время работы.

Альбомы для рисования — не берите много, ребенку в школу достаточно 2-3 штуки по 12-16 листов.

Цветные карандаши сегодня представлены во всевозможных вариантах, но начинающему художнику хватит и 12 цветов.

Пеналы бывают разные, от простых до «навороченных», но сейчас главнее не красота и обилие деталей, а практичность, легкость и доступная цена.

Ручка, карандаш, ластик, линейка длиной до 20 см — этих орудий труда прикупите побольше: пока юный ученик привыкнет беречь подобные мелочи, он будет их терять.

Набор кисточек с натуральной щетиной (3-4 штуки разных размеров). Они немного дороже синтетических, но рисовать натуральными ребенок в школе будет с удовольствием, а другие царапают бумагу и разбрызгивают краски.

Акварельные краски — качественные, но не медовые: они красивые, но долго сохнут, а это первоклашкам не подходит.

Баночка-непроливайка , лучше двойная, чтобы макать кисточки во время рисования: в одном отделении ученик будет мыть кисточку, в другом — полоскать.

Пластилин , доска, стек. Опытные родители утверждают, что пластилина достаточно шести цветов.

Клей ПВА — хватит маленького флакона с кисточкой.

Ножницы должны быть с круглыми концами и подходить по размеру к маленькой руке ребенка.

Конструктор технический (по требованию учителя).

Набор обложек для учебников для 1 -го класса.

Цветная бумага и картон .

Папка для тетрадей (выберите легкую, прозрачную: она удобнее).

Прописи (сразу не тратьтесь, они понадобятся позже).

Еще пара советов по поводу экипировки маленького ученика.

1) Вещи в портфеле вашего ребенка должны обязательно быть легкими. Не забывайте: каждый лишний грамм веса в сумме составит килограммы, которые ребенку придется носить за спиной.

2) Родители все время должны следить за осанкой ребенка, чтобы избежать возможного искривления позвоночника у малыша. Для этого очень важно научить его правильно складывать принадлежности в ранец. Поскольку в школьной сумке несколько отделений, тяжелые предметы (учебники, альбом для рисования) пусть «живут» в том. что ближе к спине ребенка. Папку с тетрадями и дневник кладите в среднее отделение. А мелочам (карандашам, ручкам) отведите место в дальнем от спины отделении или в карманах ранца. Если вы распределите вещи таким образом, то центр тяжести ноши более всего будет приближен к оси тела ребенка. И тогда вашему малышу не придется сутулиться, чтобы одолеть вес портфеля. Вот мы и приготовили все, что нужно ребенку в школу. Вы находитесь на молодом сайте полезных и — сайт

Видео по теме подготовки детей к школе:

Как одеться в школу, чтобы и красиво было, и учителя претензии не предъявляли? Задача достаточно непростая, особенно если в дресс-код введена строгая форма.

Всегда выглядеть стильно

Каких-то 40 лет назад школьная форма была предельно лаконична:

  • для девочек представляла собой коричневое платье в комплекте с фартуками черного и белого цвета – черный – повседневный, белый на торжественные мероприятия;
  • костюм со светлой рубашкой предназначался для мальчиков на все случаи жизни.

Но и тогда подростки задумывались, как одеться в школу красиво и стильно. Пришивали к платьям красивые кружевные воротнички и манжеты, цветные пуговки.

Это сейчас рассказывают, что школьные платья были все одинаковые. При желании можно было подобрать модель с широкой юбкой или плиссировкой, выделиться из ряда подружек за счет длины модели.

Старшеклассницы особенно любили экспериментировать с фартуками. Они пришивали к ним пышные крылья, убирали грудку, по краю нашивали пышные воланы или полосы шитья.

Сейчас требования к школьной форме более лояльны. Обычно предлагается определенная цветовая гамма, эмблема, которую требуется нашить, и приблизительное количество вещей в гардеробе.

Например: для девочек и мальчиков костюм-тройка:

  • юбка, жилет, пиджак;
  • брюки, жилет, пиджак.

Редко встретишь школу, где педагогический состав категорически против того, чтобы девочки носили брюки или требует от всех носить юбки одного фасона.

Если приложить усилия и фантазию, то в школе всегда будешь выглядеть стильно.

Эксперименты с одеждой для школы

Очень мало учебных заведений требуют, по примеру западных лицеев, чтобы все ученики одевались одинаково. Но даже в этом случае возможно выделиться.

Пусть базовые вещи одинаковые, зато блузы и рубашки можно выбирать в зависимости от своего вкусового предпочтения.

Стоит рассмотреть, как нужно одеваться в ту школу, где все ученики носят только специальную школьную форму.

Выделиться можно за счет блузок и рубашек. Пусть требуется изделие только серого или белого цвета. Но вряд ли кто-то будет заострять внимание на фасоне вещи.

Можно выбрать рубашку с цветными манжетами, с интересной вставкой на кокетке, полосками на воротнике. Вариантов масса. Главное – одеться со вкусом.

Мальчики могут оживить свой вид с помощью галстука, цветного жилета. Девочки –дополнить строгий вид яркими аксессуарами.

Некоторые школы ввели в моду «винтажную » одежду. Современные ученицы оценили удобство школьного платья и с удовольствием его носят. Шить его можно того фасона, который наиболее подчеркивает достоинства фигуры.

Если не нужно всем в школе носить одинаковые комплекты, а оговорен только цвет формы и силуэт, то экспериментировать можно с моделями. На мальчиках круто будут смотреться джинсы с форменными пиджаками и трикотажными жилетами, на девочках – юбки различных фасонов.

Юбки хорошо оживляют декоративные детали: поясок, карманы.

Вещи для младших школьников

Вопрос, как красиво одеться в школу, встает не только перед детьми, но и перед их родителями. Хочется, чтобы и ребенок выглядел модно, и его наряд не пробил брешь в бюджете.


Стоимость гардероба зависит от того, сколько ребенку лет. С малышами проще: что мама купила, то и наденут.

Мальчики вообще далеки от таких вопросов, как создание собственного образа, а девочки радуются пышным бантикам.

Родители младшеклассников больше обращают внимание на то, чтобы вещи детям были удобны, не теряли вида после стирки – аккуратные семилетки встречаются редко.

Как правильно одевать в школу младшеклассников?

Требования к детской одежде 6-9-летних детей:

  • Вещи должны быть удобны и нравиться детям;
  • Изделия должны сшиты из натуральных тканей, не вызывать раздражения кожи. Нужно учитывать, что ребенку придется сидеть в форме несколько часов. За это время он может вспотеть;
  • Никаких сложных фасонов и хитрых застежек. Если расстегнется пуговица или придется переодеваться на физкультуру, ребенок должен уметь раздеться и одеться сам.

Малыши, которые одеты удобно, сосредоточены на знаниях и успеваемость у них выше. Они не теребят сползающие брюки, не жуют длинные манжеты модных блуз. При выборе одежды для младших школьников основное внимание нужно уделять удобству.

Школьный костюм для подростка

Как можно одеться в школу подростку, чтобы он одновременно был одет по форме, удобно, и мог – с помощью одежды – подчеркнуть свой индивидуальный статус?

Мальчики:

  • Если мальчик отдает предпочтение классике, то для него идеальным вариантом будет классический костюм «нужного » форменного цвета. Рубашки же он сможет выбирать по своему вкусу – любимых цветов и фасонов;
  • Современные мальчишки в большинстве предпочитают спортивный стиль. Идеальный вариант для школы: джинсы, футболка, мастерка. Сейчас можно подобрать джинсы того цвета, какой требует школьный дресс-код. В продаже всегда имеются коричневые, черные, синие и серые джинсы;
  • Как возможно круто одеться в школу подростку, который причисляет себя к какой-либо субкультуре? Это очень просто. «Работать » придется с рубашкой, футболкой, сумкой и обувью. Понять, что юноша – рокер, можно по грубым ботинкам на толстой подошве, ремню и разрисованной круто сумке. И не придется шокировать педагогический коллектив диким видом.

Девочки:

Девочки созревают раньше мальчиков, и первые чувства у них вспыхивают в школьные годы. Девушки-подростки хотят быть привлекательными для своих сверстников.

Как им одеваться, чтобы одновременно придерживаться делового школьного стиля и выглядеть красиво?

  • Если школьная форма: юбка, пиджак, жилет, то можно не только носить блузы разных цветов и фасонов, но и моделировать собственный образ, заправляя и выправляя блузку;
  • Не стоит увлекаться, и обрезать юбку, как принято говорить – по самое «ничего »;
  • Допустимая длина для школьницы – на ладонь выше коленок. Но можно найти такой фасон юбки, в которой будешь выглядеть стильно;
  • Пиджак или школьный сарафан можно оживить пояском, бантами и пряжками, сшить пиджак правильного цвета, но с ассиметричной застежкой;
  • Если девочка предпочитает спортивный стиль, а брюки или джинсы школьным уставом не разрешаются, то, чтобы соответствовать образу, достаточно выбрать юбку, напоминающую юбку теннисисток, и выбрать короткий пиджак;
  • Дополнят выбранный образ заколки, обручи, эмблемы на форме.

Каждая девочка сама решает, как одеться в школу красиво и модно. Желательно, чтобы родители пошли ей навстречу, помогли сформировать школьный ансамбль правильно.

Приобретая одежду для подростков, нужно обращать внимание на качество изделия. Натуральная ткань предпочтительнее в блузах и рубашках, она гигроскопична и не теряет внешнего вида при стирке.

Многие родители, несмотря на то что школьная форма давно стала обязательным атрибутом учебной жизни, задаются вопросом: школьная форма — это обязательно? Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее?

У родителей и педагогов, учащихся выпускных классов есть множество аргументов «за» и «против». Многие считают, что обязательное ношение школьной формы ущемляет права и обязанности личности. Другие уверены, что школьная форма организует ученика, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях.

Для чего была введена школьная форма?

  1. Для обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни.
  2. Устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
  3. Предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками.
  4. Укрепление общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?

С момента как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.

С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.

В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.

Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.

Кто определяет, какую форму должны носить дети?

Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.

Специальные требования к форме обучающихся предусмотрены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области:

  • обороны и безопасности государства;
  • обеспечения законности и правопорядка;
  • таможенного дела и т. д.

В данном случае правила ношения форменной одежды и знаков различия устанавливаются учредителем образовательной организации (ст. 38 Закона).

Могут ли школьников обеспечить формой бесплатно?

Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления (ст.38 Закона). Это означает, что некоторые категории школьников могут быть обеспечены формой за счет бюджетных средств, если это предусмотрено субъектом РФ.

Решение о введении требований к одежде обучающихся должно учитывать материальные затраты малообеспеченных семей (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»). Таким образом, если субъект РФ установил жесткие требования к форме, то в его обязанности будет входить обеспечение такой формой всех малоимущих граждан.

Порядок обращения за получением субсидии зависит от региона проживания семьи учащегося. В зависимости от территории за получением субсидии можно обратиться либо в МФЦ, районную администрацию, либо в школу.

  • Одежда должна соответствовать гигиеническим требованиям к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4/71 1.1.1286-03).
  • Одежда должна соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.
  • Не рекомендуется ношение обуви, одежды с травмирующей фурнитурой, асоциальной символикой.
  • Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер.

Безусловно, учащиеся, которые придерживаются определенных требований к внешнему виду, соблюдают правила школьной жизни. Плюсов от того, что школа вводит ношение школьной формы, гораздо больше, чем минусов. Детям необходимо ощущать свою принадлежность к определенной группе, коллективу. Это успешно достигается за счет введения школьной формы.

Похожие публикации