Империя мудрых женщин

Тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы. Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию методическая разработка на тему Планируемые результаты освоения обучающимися

Татьяна Банькова
Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Введение.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции. Очевидно, что без духовности , которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Сегодня становится все понятней, что отказ от Православных ценностей приводит к печальным последствиям – теряется духовность и как следствие нравственность общества.

Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю. В наше время воспитание духовной личности на основе Православных традиций должно осуществляться совместными усилиями образовательной системы и семьи. Участником образовательного процесса может быть священник Православной церкви. При общей заинтересованности положительные результаты будут непременно достигнуты.

Данная методическая разработка отражает цели и задачи, формы работы с детьми и родителями, календарное планирование по теме русские православные праздники. И помогает наиболее эффективно организовать педагогический процесс духовно -нравственного развития детей в ДОУ .

Основой методической разработки послужили следующие программы :

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное Москва Мозаика-синтез 2012 г.

Учебно-методический комплект для малышей

Людмила Леонидовна Шевченко. Серия :

Духовно -нравственное образование в детском саду

Издательство : Центр поддержки культурно-исторических

традиций Отечества. Год издания : 2011.

дошкольных

образовательных учреждений «Знакомство детей с русским

Бударина, Л. С Куприна, О. А. Маркеева, и др. Издание

третье, переработанное и дополненное. Санкт- Петербург

«Детство-Пресс» 2008

Методическое пособие для педагогов дошкольных

образовательных учреждений «Воспитание сказкой » . Автор

О. М. Потаповская, Л. П. Гладких, И. П. Макеева и др.

Серия : «Духовно-нравственное воспитание детей

дошкольного возраста ». Москва 2002

Задачи и цели :

1. Воспитывать любовь и уважение к Родине, к русским традициям и истории.

2. Ввести детей в круг основных православных праздников, познакомить с особенностями их подготовки и проведения.

3. Формировать внутренний мир ребенка на основе классической музыки, постановки театральных представлений на православные сюжеты.

4. Знакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, церковным пением, колокольным звоном, художественной литературой духовно -нравственного содержания.

5. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки

6. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым, мирно разрешать конфликты.

7. Помочь семье в формировании духовно богатой личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной культуры.

Для реализации данных целей и задач предлагаются следующие методы : наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время :

Показа сказок (педагогами, детьми) .

Рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций.

Экскурсий.

Словесно-образный метод :

Чтение сказок и стихотворений с последующим обыгрыванием, драматизацией.

Беседы с элементами диалога.

Проведение народных игр (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

Сообщения дополнительного материала музыкальным руководителем, педагогом по театру.

Загадки, потешки, пословицы

Практический метод :

Организация продуктивной деятельности : ИЗО (впечатления после занятия-утренника)

Ручной труд (Вифлеемская звезда, рождественская игрушка, пасхальная выставка и т. д.)

Формы работы с детьми и родителями :

Беседы, встречи со священником.

В основу бесед положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. Беседа сопровождается видеорядом, а также соответствующими теме иллюстрациями.

Экскурсии совместно с родителями, посещение кружка «Основы православной культуры»

Художественное творчество, организация выставок (совместная деятельность детей и родителей , изготовление подарков, открыток к празднику

Организация музыкально-театральной деятельности (доминантные, интегрированные занятия, постановка детских сказок-спектаклей на христианскую тему, слушание образцов духовной музыки )

Семейные, праздничные встречи :

«День Матери» , «Гордимся отцами» , «Домашний театр»

Консультации для родителей, анкетирование родителей.

Утренники, праздники, развлечения

Утренники проводятся в форме увлекательной игры, беседы, с участием родителей в театральных постановках, играх, обрядах,- в атмосфере песенного и танцевального фольклора. Заканчивается утренник угощением традиционным праздничным блюдом : на Благовещение жаворонки из теста, на Пасху – куличи, на Рождество – конфеты- пряники, на Покров – пироги и т. д.

Годовое тематическое планирование .

Сентябрь

Анкетирование родителей по теме духовно-нравственное воспитание в семье .

Консультация для родителей «Духовно -нравственное направление воспитательного процесса в образовательном учреждении.»

Слушание «Осенняя песня» П. Чайковского

Подготовка к празднику Разучивание стихов, русских народных игр, песен, хороводов. («Коршун и воробушки» , «Карусель» , «Ай тари-тари» , песни «Как у наших у ворот» , «Где был Иванушка?» , инсценирование песен «Было у матушки 12 дочерей» , «Солдатушки, бравы ребятушки» )

Предварительная беседа, рассказ о празднике Покров, народных приметах и обычаях, с ним связанных. Рассматривание Иконы «Покров Пресвятой Богородицы»

Слушание «Октябрь» из цикла Времена года П. И. Чайковского

Театральная постановка «Шарф-покров» .

Художественное творчество на тему : «Покров» , «Осень» .

Беседа о честности, любви, доброте. (Добрый мир)

Подготовка к празднику «Георгий Победоносец» . Беседа с детьми о святом Георгии Победоносце. Рассматривание иконы Георгия Победоносца на коне, его изображение на гербе России, на флаге города Дмитрова.

Чтение сказок, былин о русских богатырях.

Постановка спектакля «Белый город, или как Егорий Змея Горыныча победил» с участием родителей.

Подготовка к Рождеству. Работа над спектаклями духовного содержания «Волшебные превращения трех снежинок» , «Царь Ирод» , «Накануне Рождества» , «Три дерева»

Слушание «Утренняя молитва» , «В церкви» из детского альбома П. Чайковского

Участие педагогов в кукольных спектаклях для детей : «Морозко» , «Рождественский вертеп» , «Про царя Ирода» .

Беседа «Как я поздравляю свою семью с праздником» .

Разучивание рождественских песен «Рождественская бесконечная» , «Яркая звездочка» ,«Рождество Христово» , «Ой ты зимушка - Сударушка» , календарных обрядовых песен : «Коляда, коляда, ты подай пирога» , «Как пошла коляда» «Щедрик -ведрик»

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

Конкурс «Рождественская игрушка»

Посещение храма, беседа об истории происхождения праздника Рождества Христова. Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, предметов (дары волхвов, настольный вертеп) .

Моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним через игровые ролевые исполнения художественных произведений : «Два товарища» Л. Н. Толстого, «Маленькие рассказы» К. Ушинского, постановка спектакля «Царь Ирод»

Слушание рождественских песен : «Рождество христово, ангел прилетел» , церковных рождественских песнопений.

Художественное творчество на тему : «Ангел»

Концерт «Рождество Христово» .

Беседа «Добрые дела» («Добрый мир» )

Беседа о традициях русского воинства, о храбрости защитников отечества.

Рассматривание картины Васнецова «Три Богатыря»

Слушание «Богатырские ворота» Мусоргского

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок)

Постановка спектакля вместе с родителями «Добрыня и Змей Горыныч»

Участие в праздновании «День наших пап-защитников Отечества»

Оформление фотоальбома «Наши праздники» .

Участие детей в инсценировках , музыкальных спектаклях, основанных на нравственном выборе между добром и злом. Выводы самих детей о добром поведении (не зазнавайся, умей прощать, будь честным, жалей братьев меньших)

Беседы, посвященные празднику Благовещение – история возникновения праздника. Просмотр видеоряда «С нами чудо из чудес- Благовещенье с небес»

Разучивание песен «Ой кулики, жаворонушки» , «Идет матушка весна» «Вот уж зимушка проходит» , игр с песнями «Ой сад-виноград» , «Заря-заряница» , «Летели две птички» .

Слушание «Весна и осень» музыка Г. Свиридова

Праздник «Благовещение Пресвятой Богородицы» , (в конце празднования дети выходят на улицу и выпускают птичек в небо)

Художественное творчество, рисование на тему «На волю птичку выпускаю»

Вербное воскресенье. Рассказ об истории праздника. Разучивание песни «В воскресенье вербное» , «Танца с вербочками» .

Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

Слушание пасхального праздничного канона «Христос воскрес из мертвых»

Разучивание песен «Воскресение» , «Пасхальная песенка»

Занятие-беседа о празднике Пасха. (Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история» .)

Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора Тиберия»

Утренник «Светлая Пасха»

Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола»

Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.

РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО на заседании ШМС директор РОЦ №76

протокол № __ протокол № __ Гаврилина Е.С.

от__________ от __________ приказ №____

руководитель МО председатель ШМС от ____________

Рабочая программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

Уроки нравственности

КЛАССЫ : 1-4

Учитель начальных классов: С.В. Дурягина

УЧЕБНЫЙ ГОД: 2014-2018

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности»

разработана для ГБОУ Реабилитационно-образовательного центра №76 для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и учитывает следующую специфику - положение обучающихся лежа на медицинской кушетке. В связи с этим увеличивается объем заданий, предусматривающих устные ответы в положении «лежа на спине». Для увеличения времени нахождения в данном положении, часть упражнений и заданий переводится в форму тестов, опросов, интерактивных заданий с дальнейшим их размещением в информационном пространстве. Для детей, посещающих во время занятий медицинские процедуры, внеурочные задания заменять интерактивными.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации .

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных уча­щихся и педагогов дополнительного образования. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На заня­тиях присутствует весь класс.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. Важно от­метить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа включает в себя 36 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.

Цель программы : воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи :

    Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

    Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

    Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

    Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип . Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру . Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Пре­данный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по­дарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов са­моконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное по­ведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

Уметь:

    Различать хорошие и плохие поступки.

    Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

    Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

    Исполнять заповеди.

    Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

    Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

    Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

Диагностика нравственной самооценки;

Диагностика этики поведения;

Диагностика отношения к жизненным ценностям;

Диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.

Учебно-тематический план

1 класс

1. Познакомить детей с об­щечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить приемам и пра­вилам ведения дискуссии, ува­жать себя и своего товарища.

3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть оп­рятным, организованным, веж­ливым.

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Оборудование.

Дата план

Дата

факт

Раздел № 1

Правила поведения в школе

Правила поведения в школе.

Правила поведения на уроке и на перемене.

Правила поведения в общественных местах.

Правила поведения в гардеро­бе.

Правила поведения в столо­вой.

Правила поведения в библио­теке.

Правила поведения в школь­ном дворе.

    слайдовая презентация

    карточки (для групповой работы).

Раздел № 2

О добром отношении к лю­дям

Что такое «добро и зло».

Что такое «добро и зло».

«Ежели вы вежливы».

Добрые и не добрые дела.

    ноутбук, мультимедиа проектор;

    слайдовая презентация

    плакаты с пословицами

    рисунки детей

Ты и твои друзья.

Ты и твои друзья.

Помни о других – ты не один на свете.

Раздел № 3

Как стать трудолюбивым

Наш труд в классе.

«Как быть прилежным и ста­рательным».

«Ученье-Свет, а не ученье - тьма».

Наш труд в классе.

    ноутбук, мультимедиа проектор;

    слайдовая презентация

    плакаты с пословицами

    рисунки детей

Мой труд каждый день дома.

Раздел №4

Правила опрятности и ак­куратности.

Правила опрятности и аккуратности.

Культура внешнего вида.

Каждой вещи своё место.

    Рисунки учащихся к произведениям В.Лившица "Перчатка", В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо", Н.Носова "Заплатка", В.Одоевского "Мороз Иванович", К Чуковского "Мойдодыр", "Федорино горе".

    DVD с фрагментами данных произведений.

    Плакат с пословицами

    слайдовая презентация

Раздел №5

Правила поведения на ули­це и дома.

Как вести себя на улице и до­ма.

    плакаты, иллюстрации, по правилам дорожного движения, правилам поведения в школе.

    толковый словарь.

    слайдовая презентация

Раздел №6

Школьный этикет.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

    карточки с правилами этикета

    ноутбук, мультимедиа проектор;

    слайдовая презентация

Резерв. Чему нас научили уроки нравственности?

2 класс

1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.

2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в теат­ре, кино, на выставке, в музее.

3. Научить правилам поведения на дне рождения.

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Оборудование

Дата план

Дата факт

Раздел № 1

Культура общения

Приглашение, встреча и развлечение гостей.

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

Поведение в гостях. Как дарить подарки.

    ноутбук, мультимедиа проектор;

    слайдовая презентация

    видеофрагмент киножурнала «Ералаш»,

    иллюстративный материал

    раздаточный материал (задания группам учащихся),

Раздел № 2

Заповеди.

Дал слово держи.

    ноутбук, мультимедиа проектор;

    слайдовая презентация

Раздел № 3

Дружеские отношения

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

Преданный друг.

О доброте и бессердечие.

    пословицы о дружбе,

    фонограммы песен о дружбе,

    карточки с именами героев мультфильмов и со словом "дружба",

    слайдовая презентация

Об уважительном отношении к старшим.

О зависти и скромности.

    ноутбук, мультимедиа проектор;

    слайдовая презентация

О доброте и жестокосердии.

    слайдовая презентация

В мире мудрых мыслей.

Раздел №4

Понять другого

Золотые правила.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

    набор карточек по качествам толерантности,

    плакаты по толерантности,

    карандаши, фломастеры,

    групповые задания

    слайдовая презентация

Обзор курса этики за год.

    карточки с дифференцированными заданиями,

Резерв.

3 класс

1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

2. Научить различать добро и зло, да­вать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

3. Раскрыть сущность правильного веж­ливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Оборудование.

Дата план

Дата факт

Раздел №1

Культура общения

Этикет разговора.

Обращение к разным лю­дям.

Вежливый отказ, несогла­сие.

Афоризмы.

Разговор по телефону.

Играем роль воспитанного человека.

    упаковки с различными этикетками;

    графические рисунки с изображениями поз, мимики, жестов

    слайдовая презентация

    видеоролики

Раздел № 2

Самовоспитание

Что значит быть вежли­вым?

Мои достоинства и недос­татки.

    слайдовая презентация

Афоризмы о самовоспита­нии.

    слайдовая презентация

Раздел № 3

Общечеловеческие нор­мы нравственности

Заповеди: как мы их ис­полняем.

О сострадании и жестоко­сердии.

    слайдовая презентация

Лгать нельзя, но если...?

Всегда ли богатство сча­стье?

    слайдовая презентация

Спешите делать добро.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    плакаты с пословицами

    книги, рассказы

    видеоролик

Раздел № 4

Как сердцу высказать себя.

Другому как по­нять тебя?

«Как сердцу высказать себя?»

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

    видеоролик «Здравствуй, мир»,

    карточки с качествами личности,

    таблицы для сравнения,

    слайдовая презентация

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

Афоризмы.

    слайдовая презентация

Резерв. Чему мы научились на уроках этики.

4 класс

1. Познакомить детей с понятием корректно­го и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и само­воспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступ­ков, поведения и отношений между людь­ми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Дата план

Дата факт

Раздел №1

Культура общения

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

Культура общения в современной семье.

О терпимости к ближним.

Культура спора.

    слайдовая презентация «Страна общения»,

    фонограмма песни «Улыбка»,

    карточки для работы в группе

Раздел №2

Самовоспитание

«Познай самого себя».

Самовоспитание.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

    таблица достижений

    лесенка самовоспитания

Как я работаю над собой.

О терпении.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

    слайдовая презентация «Дорогой доброты и терпения»;

    картинки сказочных героев, солнца, надписи станций,

    Выставка книг: «Золушка»; «Русские народные сказки»; «Снежная королева»; Икона Божьей матери; «Библия».

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

Об источниках наших нравственных знаний.

Совесть - основа нравственности.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

«Досадно мне, что слово честь забы­то».

    толковые словари В.И.Даля и С.И.Ожегова,

    карточки для групповых заданий и заданий в парах,

    музыка для релаксации при выполнении заданий,

    пословицы.

Заветы предков.

Россияне о любви к Родине.

Твоя малая родина.

«Мой первый друг, мой друг бес­ценный».

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

    слайдовая презентация,

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

Раздел №4.

Искусство и нравственность

Нравственное содержание древних мифов.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

Положительные герои в былинах и сказках.

Отрицательные герои в литератур­ных произведениях.

    слайдовая презентация,

    видео, ауди былин,

«Зло, как и добро, имеет своих геро­ев».

Искусство и нравственность.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

    слайдовая презентация,

    карточки для групповой работы, таблицы анкет,

Резерв. Обзор курса этикета.

    слайдовая презентация,

1 класс (9 часов)

Раздел 1: Правила поведения в школе (1ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (2ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (2ч)

«Ученье - Свет, а не ученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (1ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (1ч)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (2ч)

2 класс (9 часов)

Раздел 1: Культура общения (1ч)

Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (1ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (4ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (3ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

3 класс (9 часов)

Раздел 1: Культура общения (1ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (2ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3:

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (3ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

4 класс (9 часов)

Раздел 1: Культура общения (1ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора.

Раздел 2: Самовоспитание (2ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (3ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (3ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

Список литературы

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

    Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

    Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

    Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

    Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

    Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

    Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

Юлия Юмина
Календарный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (подготовительная группа)

Цель: Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников, приобщение их к духовным и нравственным ценностям. Возрождение лучших традиций семейного воспитания. Воспитание любви и уважения к Отчизне: народу, культуре, истории, природе, фольклору и традициям русского народа.

СЕНТЯБРЬ

1. Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание детей через природу»

2. Викторина «Родной свой край люби и знай»

3. НОД «Природа родного края»

4. Изготовление поделок из природного материала

5. Акция «Посади свое дерево»

6. Музыкально – литературная композиция «Давай сохраним природу»

7. Осенины – осенняя ярмарка (выставка из овощей и фруктов и др.)

ОКТЯБРЬ

1. Анкетирование родителей о духовно – нравственном воспитании в семье

2. Беседа – диспут с детьми «Хорошие и плохие поступки»

3. Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание с воспитанниками»

4. НОД «История о том, что такое хорошо и что такое плохо»

5. Вернисаж «В мире чувств и эмоций»

6. Фотовыставка «Наши дочки и сыночки»

НОЯБРЬ

1. Ознакомление детей и родителей с народно – прикладным искусством (гжель, хохлома, городец, дымковские игрушки, жестово)

2. НОД «Русская красавица» (история появления матрешки на Руси)

3. Беседы с детьми «Как жили люди на Руси», «Народные праздники» и др.

4. Развлечение «Посиделки в горнице» (знакомство с деревенской утварью, кухней)

5. Изодеятельность «Выпечка хлебобулочных изделий» (лепка из соленого теста)

6. Кукольный спектакль «Сказки бабушки Арины»

ДЕКАБРЬ

1. Консультация для родителей «Как провести Новый год в кругу семьи»

2. Беседа с детьми «Как я поздравляю свою семью с праздником»

3. Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год»

4. Изодеятельность «Нарисуй новогоднюю сказку»

5. Тематическое развлечение «Колядки»

6. Оформление фотоальбома «Веселые праздники нашей группы»

7. Утренник «Встреча Нового года»

ЯНВАРЬ

1. Беседа с детьми «Рождественское чудо»

2. Развлечение «Рождественские забавы»

3. Изодеятельность «Ангел», «Рождественская открытка»

4. Организация конкурса творческих работ «Рождественская звезда»

5. Консультация для родителей «Фольклор и его значение в воспитании детей»

6. Изготовление папок: «Народные традиции и праздники», «Русские народные игры»

ФЕВРАЛЬ

1. Консультация для родителей «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуре»

2. НОД «Умелые руки не знают скуки»

3. Мастер – класс «Встреча с народными умельцами» (формирование о мире увлечений людей)

4. Выставка декоративно – прикладного искусства «Наши умельцы»

5. Кукольный спектакль «Приключения на Масленицу»

6. Изодеятельность «Масленица к нам пришла»

МАРТ

1. Родительское собрание «Семья и семейные традиции», оформление альбома «Моя семья»

2. Фотомонтажи «В кругу семьи» «Из жизни группы»

3. НОД «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

4. Выставка детских работ «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я», «Лучший папа»

5. Организация конкурса для родителей «Генеалогическое дерево и герб моей семьи»

6. Выставка семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»

АПРЕЛЬ

1. Беседа с детьми «Что такое Пасха» (история возникновения, традиции и обычаи праздника)

2. Изодеятельность «Украшаем пасхальное яйцо», «Пасхальный сувенир»

3. Развлечение «Пасха»

4. Кукольный спектакль «Сказка «Пасхальная история»

5. Организация конкурса «Пасхальный свет и радость»

МАЙ

1. Консультация для родителей «Особенности патриотического воспитания дошкольников»

3. Беседа с детьми «Горжусь своим дедом» с участием ветеранов ВОВ

4. Выставка детских работ «День Победы»

5. Презентация видеофильма, посвященного 70–летию победы русского народа над фашизмом

6. Выпускной бал «До свидания детский сад! Здравствуй школа!

Публикации по теме:

Работа с родителями дошкольников по духовно-нравственному воспитанию личности «Работа с родителями дошкольников по духовно- нравственному воспитанию личности» Работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «На Масленой неделе. Хохломская роспись посуды» Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в подготовительной группе «На масленой.

Цели: формировать любовь к родному поселку и интерес к его прошлому и настоящему; познакомить детей с историей названия поселка,.

НОД по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Мы не знаем, как мы сможем, Мэри Поппинс мы поможем!» Цель: формирование эмоционального и морально нравственного благополучия, положительного отношения к окружающим через художественно-эстетическое.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Пасха - праздник Светлого Христова Воскресенья» «Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья» Подготовила и провела воспитатель старшей группы Мандрыкина Н. И. Цель: знакомство детей.

Пасхальный концерт «Палитра добра» для старших дошкольников из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию «Палитра добра» Звучит музыка. Ведущий читает стихи Весна пришла. Взгляни скорей в оконце; Как ясны и глубоки небеса. Как ожили и нивы.

План работы по духовно нравственному воспитанию на 2016-2017 учебный год с воспитанниками подготовительной группы МБДОУ «Детский сад№4» г.Вилючинск разработан в соответствии с требованиями:

· Федерального закона от 21.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании В Российской Федерации»»

· Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, 2016г.;

· Парциальной программы О.М. Князевой «Приобщение к истокам русской народной культуры», включенной в основную общеобразовательную программу ДОУ;

Структура плана формируется на основании приоритетного направления ДОУ (художественно-эстетическое развитие), и учитывает духовно-нравственные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, а также ориентирована на возможности педагогов подготовительной группы.

Построение воспитательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы учитывает контингент воспитанников, оснащенность дошкольного учреждения, культурные и региональные особенности, а также опыт и творческий подход педагога.

В план включены шесть направлений, обеспечивающих духовно-нравственное, художественно-эстетическое, патриотическое, физическое и трудовое воспитание детей:

1. «Азбука поведения»

2. «У истоков родной культуры»

3. «Воспитать человека»

4. «Поговорим об этике»

5. «Моя семья»

6. «Россия - родина моя»

В соответствии с планом духовно-нравственного воспитания дошкольников воспитательные моменты планируются как в первую, так и во вторую половину дня и включают в себя: непосредственную образовательную деятельность детей, ситуативные беседы, наблюдения и познавательную деятельность во время прогулок, музыкальные и спортивные развлечения, утренники, участие в конкурсах различных уровней и направлений. При этом мероприятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, планируются в первую половину дня. Продолжительность мероприятий соответствует санитарным нормам.

План позволяет использовать принципы дифференциации и вариативности, а также обеспечивает своевременное познавательное, социальное и личностное развитие ребенка на каждом возрастном этапе его жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»,

В.А. Сухомлинский

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, п.2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать « духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».

В Концепции подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т.е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.

В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель:

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Дать первые представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре, о семье;
  • Формировать духовно-нравственные качества;
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства;
  • Воспитывать любовь к родной природе.
  • Содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности, творчеству;
  • Воспитывать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;
  • Возродить традиции семейного воспитания.

Подходы воспитательной системы

  • содержательный компонент - овладение детьми,доступных возрасту,объёмов представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края,.
  • эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
  • деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Принципы реализации работы:

  • принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);
  • принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);
  • принцип систематичности , последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
  • принцип результативности . Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты;
  • принцип развития самоценных форм активност и. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Направления воспитательной работы:

  1. «Азбука поведения»
  2. «У истоков родной культуры»
  3. «Воспитать человека»
  4. «Поговорим об этике»
  5. «Моя семья»
  6. «Россия - родина моя»

Здесь образовательный процесс строится с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей. (Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей).

Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, мы используем следующие методы:

  • беседы (с помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо),
  • чтение и анализ художественных произведений (Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой.),
  • игры (дидактические, коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые).

Взаимодействие с родителями.

Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • посещения педагогом семей своих воспитанников;
  • дни открытых дверей;
  • проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники;
  • анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;
  • индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов)
  • использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы надеемся достичь следующих результатов:

  • устойчивость навыков поведения;
  • сформированность основ ценностных сфер личности;
  • стабильность психического развития;
  • целостность восприятия мира;
  • воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
  • формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
  • развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей, стремления его к добру.

Направления работы:

Методические приемы

Сентябрь

«Азбука поведения»

Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста)

Этические беседы: «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости,

Чтение: В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо - невежливо», Г. Сапгир «Самые слова», В. Солоухин «Здравствуйте».

Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание».

Сюжетно-ролевая игра: «Идём к врачу».

«Что летом родится, - зимой пригодится».

«Восенушка - осень – сноп последний косим». «Хлеб – всему голова».

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете.

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтение заклички «Восенушка - осень».

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

Беседа об уме и о глупости. Чтение сказки «Про Филю» из сборника В.Н. Морохина.

«Воспитать человека»

Дружеские взаимоотношения.

Беседы: «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь».

Чтение: русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный»,

Л. Толстой «Два товарища».

«Поговорим об этике»

Дружба, товарищество.

«Моя семья»

Моя семья.

Продуктивная деятельность «Подарки любимым».

«Россия - родина моя»

Моя улица, домашний адрес.

Презентация Экскурсия по улицам.

Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения.

Дидактические игры и упражнения: «Я живу на улице…», «Мой адрес…», «Жилое - нежилое», пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице».

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Беседа о труде воспитателя.

Октябрь

«Азбука поведения»

«Телефонный этикет»

Формирование форм словесной вежливости

Беседа «Правила разговора по телефону».

Чтение: А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», А. Кондратьев «Добрый день», С. Маршак «Урок вежливости», А. Шибаев «Дядя Саша огорчён».

Дидактические игры: «Вежливый ручеёк», «У меня зазвонил телефон».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«У истоков русской народной культуры»

«Поселок Рыбачий – моя малая Родина»

«Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит».

«Злое истребление»

Рассказ воспитателя об истории поселка. Просмотр и осуждение презентации «Моя малая Родина

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

Совместный с родителями «Праздник урожая»

«Воспитать человека»

«Забота о малышах и пожилых людях».

День пожилого человека.

Беседы: «Как мы можем заботиться о старших», «Мы- защитники малышей».

Чтение: р.н.с. «Гуси-лебеди», А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник!», Г. Виеру «Мама, почему?», Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать!».

«Поговорим об этике»

«Доброта и забота»

Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке».

Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям»

Приложение 1

«Моя семья»

«Работа моих родителей»

Встреча с родителями (рассказ о профессиях).

Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы».

Чтение: С. Михалков «А что у вас?».

Дидактическая игра «Угадай профессию».

«Россия - родина моя»

«Наш город, район – промышленные предприятия, культурные центры, памятники».

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий.

Фотовыставка «Как мы отдыхаем».

Беседа «Что есть в нашем городе для детей».

Продуктивная деятельность «Моё любимое место отдыха».

Памятник памяти гибели подводной лодки Л-16

Экскурсия в СОК «Океан» и Ледовый дворец

Ноябрь

«Азбука поведения»

«Правила поведения в общественных местах»

Беседа «Как вести себя в детском саду, в транспорте, чтобы всем было приятно и хорошо».

«У истоков русской народной культуры»

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

«Синичкин день».

«Где живёт перо Жар-птицы?»

«Золотая хохлома».

Виртуальная экскурсия по памятным местам поселка «Почему так названы улицы?»

Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Знакомство детей с хохломской росписью.

Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т.п.).

«Воспитать человека»

«Забота о малышах, слабых. Сочувствие, отзывчивость»

«Формирование положительных привычек, здорового образа жизни»

Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай».

Чтение: А. Барто «Вовка - добрая душа».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». «Как утешить, пожалеть обиженного».

Участие в Акции:

«Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»

Приложение 2

«Поговорим об этике»

«Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания».

Беседы: «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи».

«Моя семья»

«Моя родословная».

День матери

Рассматривание семейных фотографий.

Составление генеалогического древа (с родителями).

Беседа «Моя родословная».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Праздник-сюрприз для мам. Изготовление подарков «Цветы настроения»

Приложение 3

«Россия - родина моя»

«Столица нашей Родины – Москва».

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Путешествие по Москве», лото «Москва».

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».

Декабрь

«Азбука поведения»

«Словесные формы выражения благодарности»

Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.

«У истоков русской народной культуры»

«Зима – не лето,- в шубу одето».

«Светит, да не греет».

«Пришёл мороз – береги ухо да нос».

«Снегурочка – внучка Деда Мороза».

Готовимся к Рождеству

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р.н. песни «Как на тоненький ледок».

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.

Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

Чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Разучивание калядок

Мастер-класс для мам и детей по изготовлению рождественских украшений.

«Воспитать человека»»

«Формирование чувств заботы и любви к близким людям».

Беседы: «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких».

Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья».

Участие во всероссийской акции «Покорми птиц» изготовление кормушек и открытие птичьих столовых

Приложение 4

«Поговорим об этике»

«Формирование представления о чутком, заботливом отношении к окружающим».

Чтение: В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Кошевая «Мой сын».

«Моя семья»

«Семейные традиции».

Рассказ воспитателя «Что такое традиция».

Беседа: «Традиции вашей семьи»

Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник»

Проект «Герб моей семьи»

Приложение 5

«Россия - родина моя»

«Новый год в России и других странах».

Рассказ воспитателя о встрече Нового года.

Продуктивная деятельность: «Игрушки самоделки на ёлку».

Январь

«Азбука поведения»

Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте».

Обыгрывание ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).

«У истоков русской народной культуры»

«Пришла Коляда накануне Рождества».

«Зимние Узоры».

«Гжель прекрасная».

«Рождественские праздники».

«Крещение».

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле.

Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси.

Рассматривание иллюстраций.

Театрализованная постановка «Рождественская ёлка».

«Воспитать человека»

«Скромность».

Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным».

Чтение р.н.с. «Заяц – хваста».

Просмотр мультфильма «Какой чудесный день».

«Поговорим об этике»

«Скромность- положительная черта характера».

«Моя семья»

«Наш детский сад – большая семья».

Рассматривание фотографий из архива детского сада.

Рассказ воспитателя.

Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года».

Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада.

«Россия - родина моя»

«Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей.

Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса.

Беседа «Мы живём в России».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России».

Февраль

«Азбука поведения»

«Формирование культуры разговора, спора».

Культура поведения на природе

Беседа «Вежливость в разговоре».

Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Творческо-исследовательский проект «Берегите природу»

Конкурс «Зеленая планета»

Приложение 6

«У истоков русской народной культуры»

«Дело мастера боится».

«Живёт в народе песня».

«На героя и слава бежит».

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

Беседа о русской народной песне.

Рассказ воспитателя о русских богатырях.

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

Совместно с родителями Праздник «Проводы зимы»

Приложение 7

«Рыцарское отношение к девочкам».

Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины».

Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка»

«Поговорим об этике»

«Скромность и зазнайство».

Рассказ воспитателя.

Чтение р.н.с. «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

«Моя семья»

«Забота и внимание»

Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры.

Беседа «забота о младших – почётная обязанность старших».

Чтение: М. Бородицкая «Ждём брата», «Наблюдение», «Открытие».

Акция «Посылка другу в Армию»

«Россия - родина моя»

«Государственные символы России: флаг, герб, гимн».

«День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность».

Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.

Рассказ воспитателя.

Продуктивная деятельность «Российский флаг».

Целевые прогулки к памятникам героям войны.

Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм».

Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Военные учения».

Праздник совместно с родителями и военнослужащими «День защитника Отечества»

Приложение 8

Продуктивная деятельность

Изготовление подарков папам

Приложение 9

Март

«Азбука поведения»

«Гостевой этикет».

Беседа «Гости в дом – радость в нём».

Чтение: О. Григорьев «Гостеприимство», С. Маршак «Кошкин дом».

Дидактические упражнения: «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями».

«У истоков русской народной культуры»

«Сердце матери лучше солнца греет».

«Русская матрёшка».

«Поэзия народного костюма».

«Грач на горе- весна на дворе»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц.

Рассказ о матрёшке.

Рассказ о народном костюме.

Беседа о русских обычаях встречи весны.

«Воспитать человека»

«Оценка своих поступков».

Беседы: «Всегда ли вы правы», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«Поговорим об этике»

«Честность и лживость».

Беседа «Правда и ложь».

Чтение: Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему?».

«Моя семья»

«Конвенция о правах ребёнка»: право на имя, гражданство.

Беседы: «Кому какие дают имена», «Такие разные дети» (национальности и расы), «Именины- праздник имени».

«Россия - родина моя»

«Международный женский день»

День подводника

Беседы о маме.

Утренник, посвящённый женскому празднику «Мамин день».

Продуктивная деятельность:

подарки мамам и бабушкам

Мастер-класс для детей «Готовим винегрет и печенье для мам и бабушек»

Приложение 10

Праздничный концерт ко Дню подводника

Приложение 11

Апрель.

«Азбука поведения»

«Правила поведения в общественных местах».

Беседа «Как мы ведём себя на улице».

Дидактические упражнения: «Мы идём по улице», «Мы в магазине».

«У истоков русской народной культуры»

«Шутку шутить – людей насмешить».

«Путешествие на златогривой чудо –тройке».

«Красная горка».

Беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница».

Рассказ воспитателя о мастерах Палеха.

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

Проект «Моя пасха»

Приложение 12

«Воспитать человека»

«Справедливость и доброжелательность»

Беседа «Справедливость – хорошее качество человека».

Чтение: А. Барто «Я лишний», Г. Ладонщиков «Я не плачу».

Дидактическое упражнение «Как сказать, чтобы не обидеть».

«Поговорим об этике»

«Справедливость».

«Моя семья»

«Конвенция о правах ребёнка».

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Мы и наши права».

«Россия - родина моя»

«День космонавтики: первый полёт человека в космос».

Рассматривание портретов, иллюстраций.

Беседа «Мы первые в космосе».

Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли».

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полёт!».

Май.

«Азбука поведения»

«Культура поведения на природе».

Рассматривание Красной книги Камчатского края.

Экологические акции: «Наш город должен быть чистым», «Памятка выезжающим на природу».

«У истоков русской народной культуры»

«Человек без Родины, что соловей без песни».

Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов.

«Положительные моральные качества»

«Культура других народов».

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций по теме.

«Поговорим об этике»

«Трудолюбие и лень»

Беседа «Труд человека портит, а лень кормит».

Чтение р.н.с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

«Моя семья»

Беседа о семье.

Рассматривание семейных фотоальбомов.

Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

Приложение 13

«Россия - родина моя»

«День Победы».

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев».

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», «Е. Благина «Шинель», Е. Трутнева «Парад»

Участие в праздновании годовщины со Дня Победы. Возложение цветов к мемориалу «Л-16» (Дети и родители)

Приложение 14

Список используемой литературы:

  1. Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2013.
  2. Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
  4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013.
  5. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  6. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2 изд., испр. и доп. – М.:Мозаика-Синтез, 2014
  7. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  8. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2016

Похожие публикации