Империя мудрых женщин

Национальный греческий наряд. Древние греки: одежда, обувь и аксессуары. Древняя Греция: культура. Аксессуары и украшения

Пожалуй, ни одна коллекция одежды не обходится без использования элементов этнического костюма. Обычно это характерный крой, ткани, орнаменты, вышивка, цветовое решение, аксессуары. Приметы национальной принадлежности наполняют модные образы особой стильностью и разнообразием. Многогранное и неординарное этническое направление моды состоит из великого множества стилевых решений, связанных с определенными народностями. Не стала исключением и Греция – страна олимпийских богов и древней мифологии. Древние мотивы по-прежнему волнуют дизайнеров и восхищают поклонников моды. Чем характеризуется греческий стиль в одежде и как составить модный look? Разберемся в этом вместе.

Древние греки восхищались красотой физического тела. Они не просто воспевали его, а возвели до уровня культа. Отсюда стремление греческой одежды любым способом подчеркнуть силуэт человеческой фигуры.

Эталоном классических линий для древних эллинцев служила античная архитектура. Одежда не отличалась яркостью красок и экстравагантностью фасонов. Белые платья пеплосы и хитоны повторяли очертания величественных храмов. Мягкие драпировки и множественные вертикальные складки на ткани визуально удлиняли силуэт и стройнили фигуру.

Древние женщины в юности носили приталенную одежду. Только после замужества они переходили на модели, в которых линия пояса располагалась высоко под грудью, а юбка ниспадала волнующими складками. Такие платья тонко подчеркивали плавные линии силуэта, умело маскируя отдельные издержки фигуры в виде объемных бедер или округлого живота.

Еще одной характерной чертой античных нарядов была выраженная асимметрия. Смещение акцентов в отдельных предметах или всего образа в целом способствало созданию нетривиальных композиций.

Особенности греческого стиля в одежде (фото)

Современные дизайнеры не стремятся к слепому подражанию античным формам. Они лишь используют их в качестве базовой основы, украшая многочисленными деталями и разнообразными оттенками. Греческие платья и туники нередко имеют длинные рукава, глубокие фигурные декольте, обнаженные плечи.

Одежду шьют не только из традиционных шелка и льна, также широко используют атлас, ситец, шифон, муслин и прочие великолепные ткани. Вечерние наряды богато украшают многочисленными камнями, стразами, бусинами.

Характерные черты стиля в костюме для женщин:

  • Завышенная линия талии привлекает внимание к груди и визуально увеличивает ее размеры.
  • Свободно струящиеся вдоль тела ткани оттеняют простые линии силуэта и скрывают изъяны телосложения.
  • Длина изделий предпочтительна миди или макси.
  • Большое число драпировок, защипок, плиссированных складок умело создают изящные линии, мягко обтекающие женское тело.
  • Асимметричная пройма или неравномерная линия подола является эффектным элементом костюма.
  • Красочная палитра сформирована, в основном, из пастельных оттенков голубого, желтого, розового, белого цвета.
  • В качестве аксессуаров предлагаются золотые украшения или качественная сияющая бижутерия.

Для кого больше всего подходят греческие наряды?

Возможности античного кроя позволяют умело маскировать недостатки, что способствуют созданию практически идеальных женских фигур. По этой причине стильную одежду нередко используют многие категории людей:

  • Беременные женщины. Легкие ткани натурального происхождения, крой с высокой талией создают полный комфорт будущим мамочкам и малышам. Мягкие складки платья умело скрывают деликатное положение женщин.

  • Субтильные дамочки. Недостаток объемов и нарушение пропорций тела надежно скрывается под сборчатыми складочками платья.
  • Женщины-пышечки. Греческий стиль в одежде для полных – это идеальный вариант кроя, не заостряющий внимания на лишних сантиметрах в области талии и бедер.

  • Поклонницы светских раутов. Модели платьев в античном стиле концентрируют максимум внешнего внимания на области груди и зоне декольте. Это отличный выбор нарядов для торжественных мероприятий.
  • Невесты. Один из самых популярных фасонов свадебных платьев – наряд греческой Афродиты. В белоснежном одеянии девушка выглядит нежно и трепетно.

Древние греки мужчины также носили просторную одежду в виде накидок и плащей, надетых поверх свободных штанов и рубашек. В современной жизни такие вещи не представляются удобными и практичными. Греческий стиль в мужской одежде проявляется в национальных костюмах, надеваемых только лишь на праздники. В остальное время сильный пол предпочитает модели современных европейских дизайнеров.

Создание модного образа

Придумать и воплотить в жизнь наряд греческой богини не представляется трудным делом. Достаточно наполнить собственный гардероб характерными предметами туалета.

  • Платье. Предпочитайте модели свободного кроя со складками на груди, талии длиной в пол или ниже колена. Универсальность фасона позволяет надевать платье по любому поводу. Для пошива лучше всего подойдут однотонные ткани. Если на платье имеются принты в духе греческих мотивов, то число аксессуаров должно сводиться к минимальному значению.

  • Сарафан. Отличная альтернатива повседневному платью. Летний вариант шьют из легких воздушных тканей. Тонких бретелей допускается несколько штук на каждом плече. Они также могут полностью отсутствовать на одной стороне наряда. Зимний тип сарафана отлично подходит для создания делового офисного комплекта. Для такого случая хороши гладкие темноокрашенные ткани или рисунки в виде классической клетки, тонкой полоски, елочки.

  • Туника. Удобная модель одежды, не имеющая сезонной привязки. Тонкая летняя туника хорошо сочетается с брюками и шортами. Зимний вариант надевают с леггинсами, прямыми джинсами, обтягивающими лосинами. Под туникой органично смотрится тонкая водолазка с высоким воротом.

  • Юбка. Греческий стиль предусматривает возможность максимальной длины изделия. Юбка с мягкими складками, расширяющаяся книзу, сочетается с разнообразными кофточками, топами и блузками. Получается нежный романтический образ.

  • Обувь. Разнообразие моделей характеризуется золотыми красками и наличием множественных кожаных ремешков. Вариативность высоты каблука позволяет удовлетворить любой вкус. Уместными считаются сандалии на низком ходу, туфли на небольшой танкетке и сапожки на высокой шпильке.

  • Аксессуары. Завершающим штрихом греческого образа являются удлиненные серьги, крупное колье, цепочки в несколько рядов или браслеты разной ширины. Блеск и сияние объемных украшений не должны затмевать одежду, а только органично дополнять ансамбль. Поэтому для декора вполне достаточно одного-двух предметов.

Мода в современном мире постоянно стремится к разнообразию и совершенству. Стремительный темп жизни вытесняет свободу силуэтных линий и непринужденность фасонов. Только умелое вкрапление этнических мотивов греческого стиля способно мягко и ненавязчиво разбавить излишнюю строгость и лаконичность костюма.

Древнегреческое стремление к простоте сильно отражалось на многих сферах деятельности и жизни, в том числе это было заметно и в мужской одежде. Однако ее примитивизм является только первоначальным заблуждением, на самом деле носить или закреплять несложный кусок ткани множеством различных способов – это целое искусство.

Главным элементом мужской одежды являлся хитон – кусок тканой материи, который был сделан таким образом, чтобы с одной стороны имелось отверстие для руки, а с другой он был оснащен специальной застежкой. Вариантов хитона существовало несколько: некоторые были короткими и едва скрывали колени, другие достигали пят. Также был обычай носить пояс, туго стягивающий талию, однако, с течением времени от этого элемента отказались. Короткие хитоны постепенно становились самым распространенными, когда такая мода дошла и , длинные варианты данной одежды уже были фактически вытеснены. Некоторые особенности были у хитонов, которые полагалось носить представителям рабского сословия. Так, у них всегда оставалась голой область правого плеча.

Поверх хитона греки зачастую надевали плащ. Это мог быть длинный и просторный гиматион, закрепленные на груди и закинутый за спину, или короткая хламида, которая фиксировалась при помощи специальной застежки на шее. Правила ношения плащей зависело от конкретной местности: в ношения хламид позволялось только молодым юношам, не достигшим совершеннолетия, в Спарте же их носили повсеместно все мужчины вне зависимости от возраста.

Несмотря на разнообразие обуви, древние греки очень много передвигались босиком, а наибольшей популярностью пользовались сандалии. Помимо них имелись ботинки с габаритными подошвами, кожаные сапоги высотой до середины голени и другие разновидности грубой обуви, но они чаще всего использовались для верховой езды.

Предлагаемые картинки одежды Древней Греции позволят наглядно изучить стиль, который предпочитали мужчины в античные времена.

Древнегреческая женская одежда

Женщины, жившие в , обладали способностью превратить простейшие одежды, схожие с мужскими хитонами, во множество различных видов изысканных и элегантных костюмов.

Наиболее распространенным элементом женской одежды являлась туника из тяжелой шерстяной ткани. Туники были очень длинными, почти достигавшими пола, традиционным цветом являлся белый, но допускалась цветная окаемка. Неотъемлемой частью был пояс, носить его полагалось по-разному: молодые девушки затягивали им талии, а вышедшие замуж женщины перемещали под грудь.

Особо ценилось умение правильно шнуровать сандалии – это необходимо было делать таким образом, чтобы большая часть ноги оставалась голой, а наличие обуви было незаметным фактом.

Так же, как и у мужчин, в женском гардеробе присутствовал гиматион, который обычно надевали, выходя из дома на улицу. Наиболее распространены были розовые и белые плащи с красными и черными каймами. Край гиматиона можно было набрасывать на голову, что создавало эффект капюшона. В зависимости от погодных условий в него можно было как закутаться целиком, так и превратить в небольшой шарф на шее.

В целом одежда была довольно свободной, а это позволяло всевозможными способами корректировать свою фигуру. Специальные вставки под одеждой давали возможность делать бедра и грудь более пышными, а полоски ткани, которым перетягивался живот, добавлять стройность фигуре. Также практиковалось ношение обуви с разной толщиной подошвы, что позволяло девушкам низкого роста выглядеть более высокими.

Для того чтобы понять как предпочитали одевать девушки и женщины той эпохи, можно посмотреть наглядное фото одежды Древней Греции.


«Тончайший ионический хитон Наннион прикрывала синим, вышитым золотом химатионом (гиматием) с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой прозрачной, доставленной из Индии или Персии, тканью хитона, собранного в мягкие складки и защипленного на плечах пятью серебряными булавками »
«Таис Афинская» И. Ефремов


Наверное, у многих ассоциируется с мрамором. Белые мраморные скульптуры античных богов – Афродиты и Аполлона, Зевса и Нептуна, застывшие в мраморе олимпийцы – Дискобол, а также мраморные колонны разрушенных греческих храмов, к примеру, руины Афинского акрополя.


Артемида из Габий
Одета в хитон с драпировкой


Но белым был не только мрамор, белыми были и одежды древних греков. При этом в своих одеждах греки во многом стремились быть похожими на мраморные статуи – считалось, что ни одна складка не должна помяться при ходьбе. Ходить нужно было медленно и плавно, сохраняя царственную осанку. И такую походку греки вполне могли себе позволить.


В Древней Греции были рабы, которые вполне справлялись с повседневной рутиной, что же касается граждан – жителей городов-государств Древней Греции, то они предпочитали проводить время в театрах, на пирах в спорах о литературе и философии или же созерцая и наслаждаясь выступлениями ораторов на центральных площадях городов.



Ткани для одежды должны были быть мягкими и эластичными, ведь главная особенность древнегреческого костюма - это драпировки. Греки знали шерсть, и очень часто одежда делалась из тонкой шерсти и льна.


На острове Кос и в Лидии возможно производился шелк. Хлопок греки увидели только во времена завоевательных походов Александра Македонского – хлопчатобумажная ткань была привезена из Индии.


Хитон – мужская и женская нижняя одежда , кусок льняной или шерстяной ткани, согнутый пополам, с прорезью на сгибе для руки, и сшитый на противоположной стороне, с прорезью для другой руки. На плечах застегивался фибулой, на талии стягивался поясом.


Греки ценили ремесло ткачей. В мифологии Древней Греции богини судьбы Мойры ткут нить человеческой судьбы. Богиня Афина состязалась в ткачестве с Арахной – лучшей ткачихой Греции, и победила ее, выткав однотонную ткань вместо ткани с узорами. К слову, узоры греки не любили, как и пестрые ткани.


Одежды жителей Древней Греции были однотонными – они могли быть синего, зеленого, желтого, красного цветов. Но самым лучшим и любимым оставался белый цвет. И лишь только по низу ткани мог идти небольшой геометрический или же растительный орнамент.



Рельеф работы древнегреческого скульптора Фидия «Водоносы»
Одеты в плащи гиматий


Сама одежда также была проста – и мужчины и женщины носили хитоны, а поверх них плащи – гиматии.


Гиматий (гиматион) – древнегреческая мужская и женская одежда,
плащ, представляющий собой кусок прямоугольной ткани,
драпировался прямо на фигуре человека,
застегивался фибулой.


Хитон, как мужской, так и женский, делался из цельного длинного куска прямоугольной ткани - шерстяной или льняной. Ткань сгибалась пополам и подпоясывалась, а на плече скалывалась застежкой-фибулой. Хитон обязательно драпировался. Мужчины носили более короткие хитоны, женский хитон чаще всего был длиной в пол. Низ хитона обязательно подшивался. Считалось, что хитон с не подшитым низом носят только рабы и свободные люди во время траура.



Рельеф «Ника (богиня победы) подвязывающая сандалию»


Женщины помимо хитона еще могли носить пеплос – прямоугольный кусок ткани, который складывался по длине на половину, при этом сверху ткань отгибалась приблизительно на 50 см и, таким образом, получался своеобразный капюшон (данный отворот назывался диплоидий), на плечах пеплос скалывался застежками-фибулами. Особенностью пеплоса было наличие орнамента, его украшали каймой, а также данная одежда не сшивалась и во время ходьбы распахивалась с правой стороны.


Верхней одеждой и мужчин и женщин в Древней Греции был плащ гиматий.


Для того чтобы почувствовать себя древним греком, вам нужно будет взять прямоугольный кусок ткани (1,7 на 4 метра) и попытаться обернуться в него. К слову, грекам надевать плащ помогали рабы, они же затем и укладывали саму ткань гиматия в идеальные складки.


Оборачивались в плащ по разному- гиматий можно было обернуть вокруг бедер, перекидывая один из го концов через руку, накинуть плащ на плечи или же полностью завернуться в него.


Мужчины чаще всего драпировались в гиматий таким образом: один конец ткани собирался в складки и спускался с левого плеча на грудь, остальная ткань находилась на спине и пропускалась под правую руку, затем укладывалась складками и перебрасывалась через левое плечо на спину.



Фрагмент древнегреческого рельефа


Был у греков и более удобный вариант плаща – плащ-хламида, который носили путешественники, а путешествовать древние греки любили. Вспомните хотя бы Геродота, автора первой книги, посвященной истории различных стран и народов, хотя ее вполне можно считать и первым путеводителем для античных туристов.


Плащ-хламида накидывался на плечи, был коротким и украшался орнаментом. Помимо хламиды туристы Античности также носили шляпу-петас- шляпу с широкими полями и завязками под подбородком и эндромиды – высокая шнурованная обувь с открытыми пальцами ног. Такую обувь также носили охотники, богиня Артемида и участники Олимпийских игр, состязающиеся в беге. Обувь хорошо крепилась к ноге и поэтому была удобна.


Хламида – прямоугольный плащ из мягкой шерстяной ткани,
одежда воинов и путешественников, покрывающая левую часть тела, скрепленная фибулой на правом плече,
длиной немного высшее колена.


Помимо эндромид греки также могли носить крепиды – обувь на толстой подошве, крепящаяся к ноге при помощи кожаных шнурков. Или же котурны - обувь актеров древнегреческих театров, особенностью которой была очень высокая толстая пробковая подошва, что-то вроде прообраза современной обуви на платформе.



Краснофигурная вазопись
Фигуры одеты в плащи гиматий


Женщины же чаще всего носили обувь из мягкой цветной кожи без каблука. Также женщины в при выходе из дома обязательно должны были покрывать головы – чаще всего на голову накидывали край плаща.



Краснофигурный килик с изображением симпосия Древняя Греция. 490–480 до н. э.
Девушка одета в хитон


Украшения в Древней Греции , в отличие от Древнего Египта, носили только женщины. Единственное украшения, которое могли носить мужчины – это перстни. Также именно гречанки первыми стали активно использовать косметику для украшения, а не в связи с религиозными убеждениями, как это было в Древнем Египте. Да и само слово косметика греческого происхождения. И слово косметика, и слово космос древнегреческие и имеют общее значение – порядок.


Гречанки румянили щеки и красили губы, использовали ароматические масла, однако при этом самым главным правилом макияжа оставалось правило золотой середины. Древние греки считали, что во всем, в том числе и в украшениях, и макияже, нужно придерживаться правила золотой середины и стараться лишь дополнять естественную природную красоту.




Для древнегреческой и древнеримской культур было характерным наличие драпированных , изготовленных из цельного куска ткани. Обязательным было наличие накидок, которые носили в качестве верхней одежды.

Костюм Древней Греции

Древняя Греция – это культура свободных граждан и демократии. Эти черты воплотились и в древнегреческой одежде.

Костюму была свойственна обильная драпировка и сдержанность. Основной предмет туалета назывался хитон и изготавливался без выкроек из прямоугольных отрезов ткани. Этот вид нижней одежды носили все, независимо от возраста и пола. Ткань для хитона использовали льняную или шерстяную, традиционно белого цвета, которую привозили из колоний или изготавливали сами. Со временем в Древнюю Грецию завозили сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани, персидскую узорчатую материю. Одежда становилась наряднее.

В начале становления Древней Греции мужчины еще носили набедренные повязки, но популярность завоевывал широкий хитон с короткими рукавами. Позже хитон вытеснил набедренную повязку. Изготавливали его путем складывания ткани вдвое и сшивания краев. На плечах ткань закреплялась фибулами (застежками), а на талии повязывали один или два пояса. Подол подшивали. Не делали этого только в одежде рабов или во время траура.

Верхнюю одежду в виде плаща называли гиматий. Он также изготавливался из прямоугольного куска ткани. Способы ношения были различны: его набрасывали на плечи, заворачивались в него целиком, оборачивали вокруг бедер или перебрасывали один конец через руку.

Путешественники надевали: плащ-хламиду с орнаментом, широкополую шляпу-петас и сандалии или с отогнутыми голенищами.

Особо внимание древние греки уделяли уходу за волосами. Девушки делали различные прически, популярные и в наши дни. Кудри зачесывали назад, собирая в пучок, косами обвивали голову.

В женском гардеробе Древней Греции был узкий хитон, длинная юбка и короткая кофточки без рукавов. Позже такой костюм сменил плиссированный хитон. Поверх него гречанки накидывали фарс – драпированный шарф на одно плечо. Позже такая комбинация трансформировалась в хитон с широкими рукавами.

Пеплос был схож с хитоном, но в нем присутствовал отворот длиной до 50 см, который украшали орнаментом.

Поверх нижней одежды женщины также надевали гиматий.

Костюм Древнего Рима

Римский костюм имел сходство с греческим за счет драпировки, но в отличие от него подчеркивал не красоту тела, а мужественность и величественность.

Римляне предпочитали одежду ярких оттенков: красную, пурпурную, фиолетовую, желтую. Белый костюм одевали по торжественным случаям.

Главным элементом древнеримского костюма была туника, похожая на греческий хитон. Она считалась домашней, и выйти на улицу без верхней одежды считалось неприличным. В холодное время надевали по несколько туник сразу.

Женщины Древнего Рима тяготели к приданию своей фигуре стройности путем стягивая талии куском плотной ткани или тонкой кожи под туникой. Это дало толчок к созданию будущих корсетов.

Основной верхней одеждой древнего римлянина была тога, которая представляла собой плащ из большого прямоугольного или эллипсообразного отреза ткани из шерсти.

Женская одежда была похожа на мужскую. Замужние женщины знатных родов надевали на туники столу, схожую с туникой, но та была длиннее, ее подпоясывали под грудью красивым поясом. На нижний край нашивали широкую оборку-инсисту из плиссированной ткани, которую украшали золотыми блестками и жемчугом.

В качестве верхней одежды служил плащ-палла, похожий на греческий гиматий.

Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.
Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии - городов-государств). Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.
Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура - это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.
Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами - обитатели материковой Греции).
Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.
Хитоны могли быть из шерсти или льна - эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.
В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.
Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.

Мужской костюм Древней Греции

В VII-VI вв. до н. э. мужчины еще ходили в набедренной повязке, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.
Верхней одеждой древним грекам служил «гиматий» - плащ из прямоугольного куска ткани. Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.
В древнегреческом демократическом обществе, которое сложилось в V в. до н.э., ценились сдержанность и умеренность - в том числе и в одежде. В классический период мужчины носили короткие хитоны без рукавов. Изготовлялись они следующим образом: прямоугольный кусок ткани складывался вдвое в долевом направлении, края сшивались, на плечах ткань закреплялась «фибулами» - специальными застежками. Хитон завязывали на талии одним или двумя поясами. Подол подшивали. Неподшитые хитоны носили только рабы или во время траура.
У хитона могли быть короткие рукава - такие носили свободные граждане. А у рабов он был с одним рукавом, который прикрывал только левое плечо.
Для путешествий у греков была особая одежда: плащ-хламида, украшенный орнаментом, сандалии или короткие сапожки с отогнутыми голенищами и шляпа-«петас» с широкими полями. В V в. до н.э. гиматий значительно увеличился, а способ его драпировки стал более совершенным.

Женский костюм Древней Греции

Женская одежда периода архаики состояла из узкого хитона, длинной юбки и короткой кофточки без рукавов (в разделении костюма на две части - лиф и юбку - сказывалось влияние крито-микенской культуры). На смену этому костюму пришел плиссированный хитон, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф - «фарс». Эта одежда трансформировалась в ионийский хитон с длинными широкими рукавами.
Наиболее ранним дорийским костюмом был «пеплос». Делали его из прямоугольного куска ткани, который складывали в длину пополам, сверху отгибали приблизительно на 50 сантиметров, и даже длиннее, и застегивали на плечах фибулами. Отворот - «диплоидий», украшали каймой, драпировали. Диплоидий можно было накинуть на голову. Пеплос не сшивался и при ходьбе с правой стороны распахивался.
Были и «закрытые» пеплосы, состоявшие из хитона без рукавов с диплоидием. Все складки пеплоса располагались строго симметрично.
В V в. до н.э. костюм гречанки состоял из хитона, изготовленного из двух широких кусков ткани. Ткань скреплялась застежками от плеч до запястий. От талии до груди хитон крестообразно подвязывали поясом и драпировали, образуя напуск из глубоких складок - «колос».
Молодые дорийские девушки носили хитоны, в которых на сгибе делался разрез для руки, а верхние концы ткани закреплялись на другом плече застежкой. Края хитона не сшивались.
Длина одежды была различна. Хитон мог достигать колен, а у знатных ионянок и афинянок до самых пят с рукавами до локтя, а иногда и до кисти руки.
В качестве верхней одежды женщины использовали гиматий. Хитоны и гиматии дорийских женщин изготовлялись из шерстяных тканей голубых, желтых, пурпурных, лиловых цветов.
В особенно торжественных случаях женщины надевали длинный хитон и дорийский пеплос.
Молодые девушки наряжались в короткие хитоны без рукавов, удобные для гимнастических упражнений. Поверх них надевалась «паллула» и подвязывалась поясом.
Рабыни не имели права носить гиматии и длинные хитоны.

На мужчине: хитон, плащ-хламида. На ногах щитки-кнемиды и сандалии

На женщине: пеплос с декоративной каймой

На мужчине: плащ с фибулой, короткий хитон, сандалии

На женщине: пеплос с двойным напуском, головная повязка. Причёска - греческий узел

Костюм древнегреческих воинов

Воины под доспехи надевали хитон, а поверх доспехов накидывали хламиду. Доспехи воинов были легкими: металлическая кираса с подвижными частями на плечах и бедрах; поножи («кнемиды»), защищавшие ноги; сандалии на толстой двойной подошве («крепиды»); шлем, который мог быть разной формы. Беотийский шлем закрывал голову, щеки и нос, у дорийского было низко спущенное забрало, а коринфский почти полностью скрывал глаза.

Костюм путешественника: гиматий, длинный хитон и шляпа-петас

Костюм воина: короткий хитон и панцирь-пояс, шлем с наличником и высоким гребнем

Обувь в Древней Греции

Древние греки долго ходили босыми. Но постоянные военные походы, путешествия, торговля с дальними странами «заставили» их обуться.
Обувью древним грекам служили сандалии, которые подвязывали к ногам переплетенными ремнями. Само слово «сандалии» в переводе с греческого означает «подошва, прикрепленная к ноге ремешками». Ремешки могли нарезаться из самой подошвы. Обувь на толстой подошве, которая привязывалась к ноге ремнями или закреплялась кожаными шнурами, называлась «крепиды».
Греки также носили «эндромиды» - высокую шнурованную обувь, в которой оставались открытыми пальцы ног. В эндромидах было удобно быстро передвигаться, поэтому ее носили охотники и участники состязаний в беге. Согласно древнегреческим мифам, эндромиды носили Артемида, Геракл, Дионис, фавны.
Древнегреческие актеры выходили на сцену в «котурнах» - обуви с очень высокой и толстой пробковой подошвой.
Греки первыми стали делать обувь для левой и правой ноги.
Женщины обувались в изящные сандалии из мягкой цветной кожи, чаще всего пурпурного цвета. Они были наряднее мужских, крепились к ногам ремнями с красивыми пряжками. Женщины также носили башмаки на шнуровке из красной кожи.

Прически и головные уборы в Древней Греции

Прически греки носили разные, обязательным был лишь уход за волосами. Густые пышные волосы считались главным украшением (Гомер называет греков «пышнокудрыми»). В более древние времена, до персидских войн, волосы заплетались в косички или связывались в пучок. Спартанцы вначале носили короткие стрижки, но после победы над агривянами стричься не стали. В Афинах и Спарте густые длинные волосы и борода являлись признаком мужественности и аристократизма, а короткие волосы указывали на низкое происхождение. С IV в. до н.э., при Александре Македонском, зрелые мужчины стали брить бороду, а волосы коротко стричь или завивать мелкими кудрями. Длинные волосы носили только мальчики до шестнадцати лет и старики.
Обычно греки не покрывали голову. Шапки или шляпы они надевали во время путешествий, на охоте или в непогоду. Войлочный пилеус имел форму конуса. Фригийская шапка была похожа на спальный колпак с загнутой вперед верхушкой, она завязывалась ленточками под подбородком.
Войлочная шляпа петас с плоской тульей и широкими полями, закреплялась под подбородком ремешком и могла болтаться на спине. По преданию, такой головной убор носил греческий бог Гермес.
Петас надевали эфебы - свободнорожденные юноши восемнадцати-двадцати лет, которые проходили подготовку к гражданской и военной службе. Позже петас носили римляне, а в средние века этот головной убор стал обязательной частью костюма правоверных иудеев. Носить его предписывали власти тех европейских стран, в которых жили евреи, - очевидно, чтобы напомнить людям, что у них временный статус.
У греческих женщин прическа должна была закрывать лоб: высокий лоб считался некрасивым. Укладывали волосы гречанки по-разному: зачесывали назад и собирали в пучок, закалывая на затылке; завивали по всей голове в локоны и поднимали вверх, подвязывая лентой; заплетали в косы и обвивали ими голову. Прически женщин гармонировали с их одеждой.
Гетеры носили более сложные прически, украшая их диадемами, золотыми сетками.
Голову женщины покрывали вуалью, ниспадавшей густыми складками, или повязывали большие пестрые платки. Во время путешествий голову защищала все та же шляпа-петас, а позже - плетеная шляпа.
В жаркие дни гречанки покрывали голову гиматием, а сверху прикрепляли соломенную шляпку.

древнегреческие женские причёски и головные украшения:

Украшения и косметика в Древней Греции

Гречанки тщательно следили за своей внешностью. Они пользовались косметикой - белилами, румянами, сурьмой; умащались благовониями и маслами. Тело натирали порошком мела, смешанным со свинцовыми белилами, чтобы придать ему белизну. Из растертых в порошок душистых цветов готовилась пудра. За лицом и телом своих господ ухаживали специальные рабыни, которые назывались «космет», что означает «приведение в порядок» (отсюда - слово «косметика»). Древние греки вовсю применяли массаж и гигиенические ванны, разные масла и мази для ухода за кожей и ногтями, средства для чистки зубов, окраски волос, ароматизации тела.
Ювелирное искусство Древней Греции приблизилось к совершенству. Женщины украшали себя изящными ожерельями из золота и серебра, браслетами, золотыми сетками для волос, цепочками, серьгами (часто в форме падающей капли), кольцами, перстнями с драгоценными камнями. Браслеты надевались на руки и на ноги. Прически украшались золотыми булавками. Но самым нарядным и дорогим украшением считалось ожерелье. Оно могло состоять из цепочки с нанизанными на нее жемчугом и драгоценными камнями. Гречанки пользовались металлическими зеркалами, зонтиками, опахалами из цветных перьев, костяными и металлическими гребнями.
В Древней Греции украшения носили только женщины. Мужчинам украшать себя считалось неприличным. В Спарте был даже издан закон, запрещавший мужчинам носить украшения.
Единственное, что позволяли себе греки, - это перстни. Вначале золотые и серебряные перстни с резными камнями служили печатью, но постепенно стали просто украшением, и мужчины стали носить их по несколько на одной руке. В Спарте мужчины носили только железные перстни.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Похожие публикации